home
Что посмотреть

«Total Red: Photography»

Тель-Авивский музей воспользовался модной нынче датой – 100-летием русской революции – дабы извлечь из своих фондов работы ведущих советских фотографов с Родченко во главе. По словам куратора Самиры Раз, «экспозиция отражает драматические события первых лет становления советской власти, а также этапы развития советской фотографии на фоне революции 1917 года и прочих катаклизмов». Впрочем, выставка сия – и о том, как ветшало моральное обаяние царизма, и о том, как создание Страны Советов стимулировало рождение новых форм авангардного искусства, и о соцреализме как он есть. О хижинах, пришедших на смену дворцам, и о прочих маршах энтузиастов. 
Тель-Авивский музей искусств, до 10 февраля 2018 года.

Фильмы фестиваля «Oh là là!»

Программа фестиваля французской комедии в израильских Синематеках, чьим названием послужило экспрессивное галльское восклицание «Oh là là!», включает 18 фильмов – от классики жанра до новых поступлений. Заняты в оных лучшие французские комики и актеры смешанных амплуа, в том числе 38-летний Пьер Ришар в образе высокого блондина в черных ботинках & 83-летний Пьер Ришар в новейшей комедии «Малыш Спиру» в образе журналиста-авантюриста. Анонсирует фестиваль одна из самых успешных комедий года – картина Эрика Толедано и Оливье Накаша «Праздничный переполох» (Le Sens de la fête / C'est la vie!). От себя лично рекомендуем дебютную режиссерскую работу актера Николя Бедоса «Он и она» (Mr & Mme Adelman) – не комедию, но драму о писателе Викторе и одержимой им Саре, чья случайная встреча превратилась в историю любви длиною в 45 лет.
С 16 ноября по 12 декабря. 

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

Сцены из супружеской жизни

Театр «Гешер» совместно с тель-авивским Камерным поставили спектакль на вечный сюжет Ингмара Бергмана – «Сцены из супружеской жизни». По химическому составу крови этот спектакль довольно схож с бергмановским оригиналом; вероятно, оттого столь естественна игра двух актеров, Итая Тирана и Эфрат Бен-Цур. До того, что её и игрой-то сложно назвать, а если и так, то игрой в высшей совершенной степени.
Режиссер постановки Гилад Кимхи не только исследует под микроскопом грамматику эмоций, механизмы связи между мужчиной и женщиной – он, вслед за Бергманом, производит аутопсию современной супружеской жизни вообще. И жизнь эта, тесная и душная, как чужой ботинок, засасывает в себя зрителя. В ботинке к тому же оказывается камешек, и это уже сущий ад. «Ад – это другие», говорил Сартр. «Но когда другие перестают вам принадлежать, ад становится раем», мог бы сказать Бергман.

Раннего Шекспира, или «Как вам это понравится»

В тель-авивском Камерном театре играют пьесу «Как вам это понравится» в постановке Уди Бен-Моше. Точнее, ломают комедию, где при дворе свергнутого герцога плетутся интриги, а в заповедном лесу бродят счастливые и далекие от политики & практической жизни странники, изгнанники, философствующие актеры. В пространстве «дворец» – холод и тьма, люди с лицами наемных убийц; в пространстве «лес» – листва, и поэзия, и овечки с лицами добрых клоунов. Видеоарт и селфи, юмор века катастроф и скоростей – в переводе Дана Альмагора есть место дню сегодняшнему. И это нормально, думается, Шекспир бы оценил.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

«Богему» в Израильской опере

Израильская опера открывает сезон пуччиниевской «La Bohème» под управлением дирижера Франческо Чиллуффо. К музыке прилагается вполне убедительный визуальный ряд: беспроигрышный оперный хит раннего Пуччини в режиссуре Стефано Мадзониса ди Пралафера и сценографии Карло Сала трансформируется из истории бедной модистки Мими в ящик Пандоры, откуда сыплются не только несчастья, но и всевозможные сюрпризы. Стильная пестрота рыночной толпы, дети, полицейские, бродячий цирк, рождественский пир в кафе «Момюс», морозное утро у городской заставы, дворники и молочницы, стылая полутемная мансарда на втором уровне, настоящий автомобиль, пробирающийся по узким улочкам и прочая, прочая. В партии Мими – Алла Василевицкая, Рудольфа – Алексей Долгов, Марселя – Витторио Вителли, Мюзетты – Хила Баджио, Коллена – Николас Броунли, Шонара – Йонут Паску.
С 22 ноября по 8 декабря.

Пабло Эраса-Касадо & Ольгу Шепс

За пульт Израильского филармонического вновь встанет Пабло Эрас-Касадо – молодой испанец, расхваленный всеми критиками Европы за имманентно присущую ему страстность и даже нареченный «музыкантом ренессансного таланта» (по-видимому, за священный пиетет перед опусами эпохи Возрождения). Программа нынешних концертов вполне соответствует дирижерскому темпераменту: «Пути света» израильтянина Лиора Навока – опус, сочиненный по заказу ИФО и впервые им исполняемый, Первый фортепианный концерт Листа и «Весна священная» Стравинского. Ну а за рояль сядет пианистка Ольга Шепс, дебютантка ИФО, рожденная в Москве и ныне проживающая в Германии, где закончила Кёльнскую высшую школу музыки по классу профессора Павла Гилилова.
Концерты пройдут 18, 20, 21 и 25 ноября в тель-авивской аудитории имени Чарльза Бронфмана («Гейхал ха-Тарбут»), 18 и 22 ноября в зале Раппопорта в Хайфе и 26 ноября в «Биньяней ха-Ума» в Иерусалиме. 

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Я поведу тебя в музей... виски

05.04.2017Леонид Луцкий

Между прочим, действующий и самый большой на Ближнем Востоке. Бар-музей с рестораном-гурме и каталогом на более чем тысячу бутылок-экспонатов, каждую из которых вам откроют для дегустации.

Мы в Сароне, на улице  Давид Элиэзер 27, напротив входа в «Sarona Market». Google map есть? Не заплутаете. Когда-то здесь была колония темплеров, осевших до прихода Мессии основательно и крепко со своими винодельнями, фермами, мастерскими, магазинами, банками, на которых (при всей предыдущей дружбе) вдруг появились вывески «Евреев не обслуживаем» и объявился местный гауляйтер. Англичане пятую колонну у себя интернировали и выслали подальше, в Австралию. Евреям в результате дальнейших репараций достался кусок Европы, который приспособили для фронта и дальнейших побед. В доме, в подвале которого темплеры держали свое вино, стали ремонтировать военные самолеты, а  после сидел Моссад. Короче, конверсия с дизайном обошлась в 6 миллионов долларов, скромно сообщил нам один из владельцев – Асаф, а на запасах виски от пола до высоченного свода, коллекционных стеллажах и резервах особого назначения можно прихода Мессии дождаться. Кстати, сертификат кошерности позволяет многим моим богобоязненным друзьям сюда переселиться.

Можем, конечно, в подземный храм Бахуса спуститься на лифте, но лучше по стариной лестнице простым темплером-виночерпием. Винотека устроена по принципу обычной библиотеки, меню каталоги напоминает, но дегустировать уникальные сорта виски куда приятней, чем редкие фолианты листать. Да и хотел бы я посмотреть на посетителя, который осилит увесистый том наименований счастья. Тут у нас своя география: перепитая, казалось бы вдоль и поперек Ирландия и Шотландия, к тому же  бренды, еще недавно считавшиеся экзотическими, а сегодня желанные и модные – Япония, Гонконг, Тайвань и Индия. Все экспонаты можно трогать, открывать и пробовать. Виски здесь подается дегустационными порциями по 25 мл, в специальных рюках Glencairn, превосходно раскрывающих вкус и аромат. Это вам не привычный полтинник или сто грамм на две кружки эля в английском пабе. Два по сто и четыре эля, в 11 свисток и в грязь, а если удастся добраться в люлю, утром в Сити.

Нет, мы полакомимся минимум четырьмя сортами, получив исчерпывающую информацию о каждом. Кстати, цена начинается от сущей безделицы до солидных инвестиций в собственный желудок: от 9 до 2239 шекелей за порцию. Сюда редко приходят случайные посетители, с июльского открытия уже сложилась своя постоянная клиентура, поэтому впаривать что-то подороже считается неприличным. Здесь тихо, как в библиотеке, знатоки и любители неспешно вкушают.

Нам повезло, нас обслуживали сразу два заведующих баром – Гриша и Шота, именно они проводят дегустации на всех языках. Разбираться в букетах более чем тысячи сортов требует живости ума, эрудиции и почти авантюрной смелости. Смелости Грише не занимать, он деньги на инкассаторском броневике из арабских деревень перевозил, пока мама решительно не сказала: хватит!

Я думаю, сразу возьмем быка за рога. Знаменитый шотландский Glenmarangie Quinta Ruban – односолодовый из маленькой винокурни в Хайленде, славящейся самыми высокими перегонными кубами. Ячмень для него подсушивают в торфяном дыму. Виски 10 лет выдерживают в бочках белого американского дуба из-под бурбона, а затем еще два года в бочках из-под портвейна.  

Дрожа, предвкушаю. Чтобы букет раскрылся полностью, необходимо из принесенной пипетки капнуть три капельки воды. И никакого льда, упаси вас боже!

Дальше Гриша передал нас Шота. Шота производит впечатление вдумчивой и мечтательной натуры, долго выясняет наши вкусы и предпочтения, интересуется выбранными блюдами из меню и выносит вердикт:

 - Я рекомендую еще один шотландский – Эдрадор. Односолодовый  сингл молт тоже из Хайленда, из крохотной винокурни в Петшире, где самый маленький куб на всю Шотландию. С 1825 года три великих мужика производят всего 12 бочек в неделю. Вкус сливочный, с легкими ореховыми нотками, потому что хранился поочередно в бочках из-под бурбона и хереса.

Над третьей переменой Шота задумался, но он точно знал четвертую – после десерта. Многие люди в этой многотрудной жизни хотели меня угостить, но так угостить!

Наконец он вернулся и сказал:

- Я понял нашу стратегическую ошибку: начинать надо было с тайванского Кавалана, а уж потом оценивать тонкие букеты предыдущих сортов. Уж больно он специфически-яркий. Но вы съешьте чего, попейте водички, и мы убьем послевкусие. 

Итак, Kavalan, который выдерживается в бочках американского и португальского дуба, односолодовый, имеет легкий привкус специй, пряностей, очень мягкий, маслянистый и шелковистый. Шота прав, мог бы пройти перед едой на правах аперитива. На Тайване влажно и жарко, поэтому в процессе выдержки теряется до 14% алкоголя в год, что тебе коньяк, скажут специалисты. Нам остается 40. В Кентукки, на родине Бурбонов потери достигают 8%, а в Ирландии и Шотландии – от двух до четырех. Винокурня существует с 2005 года, первый выпуск начался с 2008, с 2011 не было у них ни одной выставки без медали, – отскакивает от зубов у нашего вискочерпия.   

И вот и обещанный дижестив – 15-летний Darkest c с острова Айла. Цвет: темный янтарь, патока. Аромат: темный шоколад, сухофрукты и попахивающий дымок родного острова. Во вкусе пробивается привкусок ириса, кедра и патоки. Сильное и сложное, слегка танинное послевскусие с ноткой хереса. (Может, мне после такого описания в сомелье податься?) 

О еде: четыре сорта виски пробовал, четыре заказанных блюда. Перво-наперво карпаччо из нежнейшей рыбы мусар с редисочкой, помидорками и горячим хлебом. Вторым первым (моя тавтология!) взяли досточку копченой синты на луковых лепестках со свекольным соусом. Честно говоря, я вареный лук не люблю, а этот слегка обдали кипятком, чтобы ушла горечь. Теперь тяжелая артиллерия для легкого ужина. Филе мусара, панированного в сухарях, но без русского фанатизма с баклажанным кремом. И, наконец, рекомендованный все персоналом антрекот копченого мяса из какой-то уникальной (предмет их гордости) печи. Что же до алкоголя, то я все опции описал, кроме коктейлей, вина и пива. Ну, неудобно тут с малоградусными напитками сидеть, как ханыга в библиотечном зале отдела искусств.

Здесь имеется галерея для почетных гостей, один министр как раз гулял, но я его во избежание правительственного кризиса не выдам. Здесь можно заказать дегустацию, семинары и мастер-классы числом до 50 пытливых умов. Все новые сорта виски, которые завозят в Израиль, представляются дистрибьютерам именно тут.

Словом, поведите сюда, в музей виски сестру, а если ее нет, то красивую женщину. Обещаю при первом поцелуе после дегустации отменное послевкусие.

P.S. C 10 по 17 апреля в музее – пасхальные каникулы. Даже Ленин в Мавзолее закрывается на профилактику.

P.P.S. Убедительная просьба к читателям: не демонстрировать на моем дилетантском уровне свою образованность. Идите к Шота и к Грише, они за деньги сеют разумное, доброе, вечное, пшеничное, ржаное, ячменное и кукурузное зерно.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2017
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson