home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

«Тоска» глазами Пуччини

29.03.2019Лина Гончарская

Исторически информированное зрелище: Израильская опера предложила совершить путешествие во времени

В незапамятные времена, когда мужчины еще ухлестывали за дамами, а оттого строили козни (и устраивали казни) более удачливым соперникам, случилась в Риме премьера оперы, которой суждено было стать самой римской оперой на свете.

Сюжет ее вполне тому времени соответствовал: молодой художник Марио Каварадосси, вольтерьянец и якобинец, прячет сбежавшего из тюрьмы Анджелотти, экс-консула Римской республики и тоже, разумеется, якобинца. Что крайне не нравится сановному шефу римской полиции барону Скарпиа – и это человек, пред которым трепетал весь Рим (пропоет убившая его Тоска, но мы забегаем вперед). Еще более не нравится ему, что художника любит примадонна местной оперы, с которой он сам не прочь позабавиться. Финал вроде бы очевиден, когда бы Скарпиа не был столь коварен: он обещает Флории Тоске, что ее любимого расстреляют холостыми патронами, если она ему, барону, отдастся. Эксцентричная певица понарошку соглашается, но в самый ответственный момент закалывает обидчика, не подозревая, однако, об обмане. Ну и развязка: расстрелянный Марио падает бездыханным, Тоска бросается в пропасть.

Ныне в Израильской опере явлена реконструкция премьерной постановки «Тоски» 1900 года – той самой, что довелось наблюдать посетителям римского «Театро Констанци» 119 лет назад. Реконструкцию бережно произвел режиссер Алессандро Талеви, так что давняя постановка восстала из небытия в целости и сохранности, с декорациями Карло Сави и костюмами Анны Бьяджотти, изготовленными по оригинальным эскизам Адольфо Хоэнштайна, сочинившего их для премьеры 1900 года. И оказалось, что историческая «Тоска» лучше, чем любой новодел. Ибо исполнена она невероятной, почти небесной роскоши итальянского барокко.

                                  Фото: Елена Запасская

Сцена Израильской оперы в возрожденной постановке словно расрослась вширь и вглубь, не говоря уже об акустическом пространстве. Поразительное ощущение возникает с первых же тактов: будто вы физически присутствуете в церкви Сант-Андреа делла Валле, а потом и в палаццо Фарнезе, а потом и на площади замка-тюрьмы Сант-Анджело, Святого Ангела, узниками которой были когда-то Галилей и Джордано Бруно. Немалую роль играет и идеально воспроизведенное освещение (респект Винчио Кели) – вплоть до яркого янтарного света, заливающего поутру церковь Сант-Андреа, и чернильного марева на площади замка Сант-Анджело. Архивные декорации столь аутентично воссоздают подлинные интерьеры строений Вечного города, упомянутых в либретто, что вы, как турист, упиваетесь реликтовыми римскими красотами каждую минуту музыкального времени.

А время здесь предельно музыкально. Причем опять с первых же тактов, с первого выхода Владимира Брауна в партии Ризничего: великий израильский бас-баритон, мастер психологического пения, наделенный невероятной вокальной и актерской харизмой, не только проникает в душу каждой нотой, не только ублажает слух редкой красоты тембром; он, в отличие от коллег, не изображает наигранные страсти, ибо естественен в каждом своем жесте (понаблюдайте хотя бы за тем, как Браун осеняет себя крестным знамением). И еще о первом акте: нереальной красоты Te Deum, в котором участвуют два детских хора, визуально и вовсе сражает наповал – таких грандиозных массовых сцен наши подмостки давно не видывали.

                                       Фото: Йоси Цвекер

Мощное сопрано грузинской певицы Яно Тамар затмевает некоторую непластичность певицы – за то, как проникновенно ее Тоска исполняет коронную арию «Vissi d’arte», ей можно всё простить. Очень страстным предъявил себя на сей раз аргентинский тенор Густаво Порта, в особенности в предсмертной арии Каварадосси «E lucevan le stelle». Но, конечно, выделяется в этой троице архетипов израильтянин Себастьян Катана в партии барона Скарпиа и гриме настоящего оперного злодея. Поначалу, правда, смутил непривычно высокий для шефа римской полиции тембр (лирический баритон) – однако вокальная работа оказалась настолько совершенной, что далее это уже не имело значения. Более того, Катана представил вельможного искусителя почти кинематографически, актерски безупречно проведя двойную игру: это был истинный аристократ снаружи и злодей внутри. Сидевшая рядом со мной пожилая тетушка Себастьяна, похожая на него как две капли воды (в том числе бровями), то и дело умилялась и прикладывала к глазам платочек, и было это очень трогательно.

                                    Фото: Елена Запасская

                                         Фото: Йоси Цвекер

Оркестр под колдующими руками Даниэля Орена показывал чудеса нюансировки – музыканты впитывали и посылали в зал любой дирижерский жест, все вместе и каждый в отдельности. Тут, в яме, пожалуй, и творилась веристская драма – но без слезного надрыва; оркестр явил себя, скорее, как мыслящий солярис, осознающий всю высоту и чистоту человеческой трагедии. В третьем акте (помимо дивного квартета виолончелей) случилось и вовсе чудо из чудес: невероятное соло кларнета во вступлении к арии Каварадосси. Музыкант-философ Михаэль Гурфинкель, казалось, материализовал невозможность: звук его кларнета шел откуда-то изнутри, скрывая музыку от внешнего и наносного и переводя ее в нездешное, вневременное.

                                    Фото: Елена Запасская

И, конечно, «исторически информированное исполнительство», которое дополнено «исторически информированным зрелищем»: адепты аутентистов, позволяющих услышать музыку ушами композитора, ныне могут увидеть оперу его, композитора, глазами.

Вероятно, вкусы не так уж меняются с течением времени.

Дабы убедиться в сказанном, постарайтесь добыть билеты на оставшиеся спектакли – сделать это нужно непременно, и лучше всего здесь.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson