home
Что посмотреть

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

Сцены из супружеской жизни

Театр «Гешер» совместно с тель-авивским Камерным поставили спектакль на вечный сюжет Ингмара Бергмана – «Сцены из супружеской жизни». По химическому составу крови этот спектакль довольно схож с бергмановским оригиналом; вероятно, оттого столь естественна игра двух актеров, Итая Тирана и Эфрат Бен-Цур. До того, что её и игрой-то сложно назвать, а если и так, то игрой в высшей совершенной степени.
Режиссер постановки Гилад Кимхи не только исследует под микроскопом грамматику эмоций, механизмы связи между мужчиной и женщиной – он, вслед за Бергманом, производит аутопсию современной супружеской жизни вообще. И жизнь эта, тесная и душная, как чужой ботинок, засасывает в себя зрителя. В ботинке к тому же оказывается камешек, и это уже сущий ад. «Ад – это другие», говорил Сартр. «Но когда другие перестают вам принадлежать, ад становится раем», мог бы сказать Бергман.

Раннего Шекспира, или «Как вам это понравится»

В тель-авивском Камерном театре играют пьесу «Как вам это понравится» в постановке Уди Бен-Моше. Точнее, ломают комедию, где при дворе свергнутого герцога плетутся интриги, а в заповедном лесу бродят счастливые и далекие от политики & практической жизни странники, изгнанники, философствующие актеры. В пространстве «дворец» – холод и тьма, люди с лицами наемных убийц; в пространстве «лес» – листва, и поэзия, и овечки с лицами добрых клоунов. Видеоарт и селфи, юмор века катастроф и скоростей – в переводе Дана Альмагора есть место дню сегодняшнему. И это нормально, думается, Шекспир бы оценил.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

От малых голландцев до великих: к нам едет NDT

30.03.2019Лина Гончарская

В Герцлии выступит лучшая современная балетная труппа Европы

Легендарный гаагский театр давно уже обскакал все европейские труппы по уровню мастерства: NDT – признанный бренд в области современного танца и синоним совершенства. Для Nederlands Dans Theater ставили и ставят главные кудесники движения, отчего в его постановках можно наблюдать самое изящное и чудаческое, что есть в арсенале contemporary, во всех мыслимых диапазонах. Танцуют в NDT телом и душой, а также ногами, руками и головами; что ни речение – то отменно выученный, выверенный до миллиметровой точности экспромт.

Уточню: к нам едут NDT 2 – малые голландцы, учитывая возраст участников труппы в сравнении с большими голландцами, которые зовутся NDT 1, но не менее потрясающие. Поясню: NDT 2 – вторая труппа Нидерландского театра танца, базирующегося в Гааге. Тогдашний арт-директор, легендарный чешский хореограф Иржи Килиан задумал ее в 1978 году как кузницу кадров для основной труппы – то же самое проделал Охад Наарин с нашей «Бат-Шевой», разделив ее на ансамбль профессионалов экстра-класса и молодежный состав, где выращиваются будущие этуали (не случайно Наарин входит в число хореографов, с которым NDT 2 постоянно сотрудничает). В первый и последний раз танцовщики NDT 2 наведывались к нам в 1995-м, а теперь вот возвращаются после 24-летнего отсутствия.

Нидерландский театр танца ведет свою историю с 1959 года и вскоре отметит 60-летие – да и NDT 2 уже не мальчик, недавно ему исполнилось 40. С момента создания труппы ее руководители, и в особенности самый яркий ее лидер, гениальный Иржи Килиан (занявший пост главы компании в 1977-м) ставили перед собой цель развития артистической индивидуальности танцоров с помощью многоязыкого с точки зрения хореографической лексики репертуара. Получилось: этим телам подвластно любое эсперанто, что ни спектакль – то пластически совершенные фигуры на сцене


За прошедшие годы NDT 2 превратились в независимую компанию со своим собственным лицом, хотя при желании в нем можно разглядеть черты NDT 1 (ведь ДНК у них все-таки общая). Для малых голландцев ставят многие выдающиеся хореографы современности – Ханс ван Манен, Марко Гёкке, Александр Экман, Йохан Ингер, Эдвард Клюг etc., не считая тандема Леон – Лайтфут, который руководит компанией с 2011 года.

Так вот, о тандеме. Испанка Соль Леон появилась в NDT 2 после окончания Национальной академии балета в Мадриде, танцевала до 2003-го, а затем решила посвятить себя хореографии и в 2012-м стала художественным консультантом NDT. Англичанин Пол Лайтфут окончил Королевскую балетную школу в Лондоне, танцевал в NDT 2, два года спустя перешел в NDT 1, начал сочинял хореографию, а в 2011 году стал художественным руководителем NDT.

У Соль Леон и Пола Лайтфута очень высокие отношения. Долгие годы они находились в браке, и был прекрасен их союз, вплоть до расставания в 2014-м; творческий тандем, однако, не распался. Миру сразу полюбились их исповедальные хореографические повести, сочетающие лирику и буффонаду, бессюжетные и очень образные, очень личные и метафизические, поэтичные и экспрессивные – собственно, эпитетов не хватит, чтобы передать это подслушанное у музыки что-то, переложенное на ноги танцовщиков. Однажды они решили, что будут называть все рожденные ими балеты на букву S, в честь Соль – равно как и рожденных ими детей. Правда, родилась у них лишь одна дочь, Сора, однако буква S в названиях работ сохранилась.

Из четырех ожидаемых гастрольных спектаклей NDT 2 два принадлежат Леон – Лайтфуту, а два других – гениям современного хореографического мира, Хансу ван Манену и Марко Гёкке. В Центре сценических искусств Герцлии NDT 2 покажет четыре одноактных балета: SH-BOOM! Пола Лайтфута & Соль Леон, созданного под впечатлением сатирических офортов Гойи, их же Sad Case, Simple Things Ханса ван Манена и Midnight Raga – опус любимого нами мистика движения Марко Гёкке, побуждающего танцовщиков в стремительном темпе буравить пространство верхними конечностями.

Его «Полуночная рага» не менее отчаянна, кипуча и гротескна; это дуэт двух нервных, скульптурно вылепленных тел. Танцоры дергаются, пихают и лупят друг друга, и даже порой подключают ноги, что у Гёкке случается нечасто. Подобно бесконечной индийской раге, хореограф изображает бесконечное движение, плавное и прерывистое, быстрое и замедленное. Немудрено, что отправной точкой для Midnight Raga стала музыка Рави Шанкара, при этом Гёкке воодушевился идеей использования индийской музыки, не прибегая к элементам индийского танца вообще. «На мой взгляд, в Индии ритуальные кремации после смерти обладают пленительной и в то же время разрушительной силой», – мечтательно говорит он, а вам остается лишь дивиться, как эта мысль отразилась в каждой нервно подрагивающей фаланге пальцев и по-азиатски синем шелке трико. Собственно, вся «Полуночная рага» – темно-синяя, как чернильный выплеск вечернего неба.

Ироничный SH-BOOM! на музыку Веры Линн и Стэна Фреберга выясняет отношения с людьми разного происхождения и пола, иронично проходясь по канве американского шоу-бизнеса и подвергая анализу амурность во всех ее проявлениях. К примеру, какими способами влюбленные мужчины пытаются произвести впечатление на объект своих воздыханий, etc. В момент создания балета Леон – Лайтфут впечатлялись сатирическими черно-белыми офортами Гойи, позаимствовав оттуда антитезу: темная сторона – ирония, светлая сторона – юмор. По иронии, темный мир «Капричос» представлен элегантными девушками в длинных черных платьях, а мир юмора, он же мир китча – мужчинами в белом, чьи лица выражают крайнюю степень усердия. Иными словами, китч & критика китча одновременно. Спектаклю предпослан эпиграф из Гойи: «Сон разума рождает чудовищ. Фантазия, лишенная разума, производит чудовище; соединенная с ним, она – мать искусства и источник его чудес». С первой постановки в 1994 году SH-BOOM! постоянно менялся, зато последняя его версия, которая и пожалует к нам, была номинирована на премию Лоуренса Оливье как лучшая постановка года. Примечательно, что это первая и оттого особо дорогая сердцу парочки совместная постановка; естественно, тоже на букву S.

                                       Фото: © Rahi Rezvani

С этой же буквы начинается Sad Case, о котором на сайте NDT сообщается, что создавался балет в 1998 году, когда Соль Леон была на седьмом месяце беременности, гормоны выкидывали коленца, отчего у нее то и дело менялось настроение, и «Печальный случай» – плод всех этих «гормонов смеха, безумия и трепета перед неведомым». Гуттаперчевые тела, белые с темными прожилками, совершают сексуальные па под сентиментальные латиноамериканские песни, валя в одну кучу возвышенное и земное, гротескное и легкомысленное, серьезное и пародийное. По словам Соль, они знали, что ожидают девочку, и это сподвигло их с Полом использовать в работе мамбо, хотя до того страсти к подобной музыке никто из них не питал. И есть здесь что-то от комедии дель арте, от фарса и народного танца; есть даже что-то от ритуалов вроде поклонения силам природы и еще неведомо чему. Что до печального случая, то это, по словам авторов балета, трагедия танцовщика, который жертвует всем ради жизни на сцене.

                       

                                         Фото: © Joris-Jan Bos

Simple Things 86-летнего голландского минималиста Ханса ван Манена, адепта чистых линий и остраненных форм, – динамичный квартет, созданный в 2001 году специально для NDT 2. Патриарх современной классики, ван Манен показывает себя в этом балете как мастер простоты. Говорящий внятным, доходчивым языком, предельно ясный и очень музыкальный. «Простые вещи» – это когда через тело пропускают электрические разряды, когда легконогие танцовщики каменеют в самых коварных позах, когда танцем всё сказано.

Помимо выступлений, NDT 2 проведет под эгидой Центра сценических искусств Герцлии семинар для танцоров в возрасте от 14 до 18 лет и от 18 до 28 лет (при поддержке посольства Нидерландов), в которых примут участие группы из танцевальных студий Назарета, Кфар-Ясифа, Кфар-Сабы и Тель-Авива. Семинар состоится 5 мая с 10:00 до 13:30 в Ирони-Алеф в Тель-Авиве. А в библиотеке «Ариэла» пройдет встреча с артистами Нидерландского театра танца, посвященная его 60-летию, с участием директора труппы Фернандо Эрнандо Магадана; посетить ее можно 4 мая в 10:00 по адресу: бульвар Шауль ха-Мелех, 19, Тель-Авив.


Ну а собственно спектакли NDT 2 пройдут 3 мая в 21:00, 4 мая в 16:00 и 21:00, 5 и 6 мая в 20:30 в Центре сценических искусств Герцлии (ул. Жаботински, 15). Заказ билетов здесь.

Фото: © Rahi Rezvani


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2019
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson