home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Wedding Dance: первый в мире клезмер-мюзикл

15.08.2019г-н Кульбит, обозреватель

Budapest Klezmer Band & Budapesti Operettszínház направляются в Тель-Авив, дабы поведать музыкальную историю Ференца Явори о любви и ее последствиях, о жизни в маленькой деревушке и об огнях большого города, а также о разнице между еврейкой и шиксой

Захватывающий сюжет разворачивается в 1930-х годы в небольшой трансильвано-румынско-венгерско-еврейской деревушке, жители которой чрезвычайно милы, но то и дело совершают ошибки. Главные герои этой истории – Рожи, красивая и гордая девушка-сирота, в водовороте удивительных событий теряющая любимого человека, уважение односельчан и всё, во что она верила. Андраш, робкий юноша из состоятельной семьи, без памяти влюбленный в Рожи, но не способный противостоять отцу. Старый добрый дядюшка Хершкович, который до сих пор успешно справлялся со всеми щекотливыми ситуациями, а теперь и вовсе обещает стать героем. Миссис Блум, которая, уже будучи вдовушкой, узнает об измене покойного мужа и ее странных последствиях. Мстительный сержант Йонель, которому Рожи дала от ворот поворот, но он по-прежнему жаждет заполучить ее любой ценой. И, наконец, миссис Майзик, ходячая энциклопедия и в то же время невыносимая болтунья, которая присутствует везде и всюду.

Ну и, прежде всего, уважаемые коллективы: Венгерский государственный театр оперетты & мюзикла из Будапешта и Budapest Klezmer Band – удивительный оркестр, возрождающий дух штетла, созданный в 1990 году Ференцем Явори, о котором мы поведаем чуть позже (потерпите немножко). И, конечно, восхитительная музыка, которую сочинил тоже он – лидер оркестра Ференц Явори. Либретто же по пьесе Отто Индига «Невеста из Тороцко» написали Иштван Каллаи и Дьёрдь Бём, а тексты песен – Тибор Миклош.

К слову, трансильвано-румынско-венгерско-еврейской деревушкой дело не ограничивается: сюжет переносит героев в Бруклин (все-таки клезмер-мюзикл!) и обратно. Действие к тому же разворачивается в военное время; тогда-то бедная сиротка Рожи и влюбляется в сына богатея Андраша, а он влюбляется в Рожи. И вот бы им пожениться, но... Накануне свадьбы выясняется, что для церемонии бракосочетания не хватает документов, так что местный нотариус отправляется за оными в приют, где когда-то росла девушка. И привозит свидетельство о рождении, в котором черным по белому написано, что она еврейка (то бишь дочь богатого мельника Соломона Блума; разумеется, папаша жениха не может допустить подобного, хм, мезальянса; да и земляки-соседи резко меняют свое к ней отношение, а любимый и вовсе сбегает на войну). Потрясенная этим открытием, девушка покидает деревню, устраивается в трактир, которым владеет еврей-философ дядюшка Хершкович, и всерьез задумывается о вновь обретенных корнях.

Естественно, рассказ о наших с вами корнях не может звучать иначе: партитура, созданная лидером Budapest Klezmer Band Ференцем Явори, очень еврейская, очень атмосферная и в то же время очень живая – это причудливая и упоительная смесь традиционного и современного клезмера. Будапештский театр оперетты не пожалел сил и средств для того, чтобы эта музыка (а красивейших мелодий здесь не счесть) зазвучала в достойном визуальном обрамлении; ну а режиссер постановки Аттила Береш вместе со сценографом Эржебет Тури и художником по костюмам Анни Фюзер постарались, в свою очередь, чтобы весь этот захватывающий сюжет и населяющие его персонажи, все эти коварные интриги и уморительные сельские сцены, нежные любовные признания и происки девицы-вамп с воякой-полицаем, попы и раввины, субретки и простаки выглядели так, как в жизни. Добавьте к тому динамичные диалоги, хлесткий юмор и забавные афоризмы – ну и хэппи энд, конечно, свадьба все-таки – и порадуйтесь за молодых, ибо они того достойны.

Спойлер: в конце концов выяснится, что Рожи вовсе не внебрачная дочь еврейского богача, а дочь кальвинистов; но она уже настолько прониклась духом иудаизма, что переубедить девушку – нелегкая затея. К тому же жители деревушки, оказывается, вовсе и не антисемиты...

А теперь, как мы и обещали, – об авторе сего музыкального действа. Ференц (Федя) Явори (урожденный Якубович) – композитор с мировым именем, лауреат премии имени Кошута, Заслуженный артист Венгрии, почетный кавалер Королевской палаты Венгерской Республики – родился в Мукачево в 1946 году в большой еврейской семье. Родители чтили традиции, отмечали еврейские праздники; мама играла на рояле – не удивительно, что маленький Ференц с детства тянулся к музыке. После окончания школы он поступил в Ужгородское музыкальное училище, окончил музыкально-педагогический факультет Дрогобычского университета, а в 1976 году вместе с сестрой, вышедшей замуж в Будапеште, переехал в Венгрию. Но еще прежде, наслушавшись еврейских мелодий в исполнении цыганского ансамбля Gypsy Primate под руководством скрипача Дюлы Галамбоша, выступавшего на свадьбах и прочих праздниках в Мукачево, записал более ста оригинальных клезмерских композиций. Оказавшись в Будапеште, Ференц Явори обнаружил, что с территории Венгрии (как и большинства стран Восточной Европы) клезмерская музыка практически исчезла – и решил посвятить свою жизнь ее возрождению и развитию. В 1990 году он создал первый в Венгрии клезмерский оркестр; на одном из концертов игру коллектива услышал режиссер известного венгерского Театра имени Мадача, который собирался ставить «Скрипача на крыше», и позвал музыкантов в свой проект, причем сам Явори выполнил оркестровку фортепианной партии и дописал некоторые мелодии. Представление пришлось по душе всему музыкальному и театральному миру, не говоря уже о зрителях, а Явори стал очень популярным автором, которого наперебой начали приглашать в разные постановки. Среди них – знаменитый «Пурим, или Выбор судьбы» Дьёрского национального балета и еще более знаменитый мюзикл «Свадебный танец», чья мораль сводится к следующему: быть евреем нелегко, но еще труднее оставаться человеком.


Wedding Dance породнил не только влюбленных; он впервые связал узами брака клезмерскую музыку и театр. В итоге на свет родился невиданный ранее жанр – первый в истории клезмер-мюзикл. Который уже (или всего?) через месяц появится на сцене Тель-Авивского Оперного театра. Скорее бы...

«Свадебный танец» (Wedding Dance)

Дирижер: Ласло Маклари
Режиссер: Аттила Береш
Сценограф: Эржебет Тури
Художник по костюмам: Анни Фюзер
Хормейстер: Моника Сабо
Хореографы: Ласло Рогач, Йоханна Бодор
Солисты, артисты, хор и балет Венгерского государственного театра оперетты & мюзикла из Будапешта
Оркестр: Budapest Klezmer Band

Спектакли пройдут 12 сентября в 20:00 и 13 сентября в 13:00 в Тель-Авивском Оперном театре имени Шломо Лахата в рамках Сезонов венгерской культуры в Израиле. Заказ билетов здесь.

Фото: Eszter Gordon


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson