home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

«Мертвец идет»

24.11.2019Маша Хинич

Каждый сезон в мире ставятся несколько сотен опер, в их числе десятки премьерных. При этом – по статистике – лидерами всех времен и народов остаются «Волшебная флейта» Моцарта и «Травиата» Верди, а в первой сотне самых популярных опер только две созданы композиторами ХХ века – Шостаковичем и Бриттеном. В число двухсот самых популярных попала и работа нашего современника – «Мертвец идет» американца Джейка Хегги, одна из первых опер, написанных в XXI веке.

Расписание спектаклей в Израильской опере

58-летний Джейк Хегги – один из наиболее авторитетных композиторов Америки, пианист, автор опер «Моби Дик», «Три декабря», «Конец романа», «Из тьмы», «Холокост – Триптих», «В Ад и обратно», «У статуи Венеры», «Хоровая опера». Он написал более 250 песен, в том числе цикл о трагедии 11 сентября, сочиняет камерную музыку, хоровые и оркестровые произведения. Принимает участие в музыкальных фестивалях, был удостоен престижной премии «UT Austin Butler School of Music». Его опера «Мертвец идет» (Dead Man Walking), поставленная более чем в семидесяти оперных театрах мира, в декабре прибывает в Тель-Авив.

 Ее премьера состоялась в Сан-Франциско по историческим меркам совсем недавно – в сентябре 2000 года. Для композитора это был первый оперный опыт. Драматург Терренс МакНелли написал либретто по мотивам автобиографической книги-бестселлера католической монахини, сестры Элен Прежан, описавшей реальную историю, случившуюся в Луизиане в 1980-е годы – о монашке, согласившейся стать духовным наставником приговоренных к смертной казни. Ее встречи с осужденными продолжались на протяжении десяти лет. Монахиня была рядом со смертниками накануне приведения в исполнение приговора. В качестве названия книги и оперы использован термин «Dead Man Walking», бытующий в американских тюрьмах для указания на заключенного, приговоренного к смертной казни. Книга Элен Прежан оказалась в числе главных бестселлеров по версии газеты «New York Times» и номинировалась на Пулитцеровскую премию.

В 1995 году книга «Мертвец идет» была экранизирована режиссером Тимом Роббинсом, в главных ролях одноименного фильма снялись Шон Пенн и Сьюзен Сарендон, получившая за эту роль «Оскара». Книга «Мертвец идет» была опубликована в 1993 году, в то время, когда многие штаты Америки пересматривали свое отношение к смертной казни. Элен Прежан, решившаяся на тюремное пастырство, написала эту книгу после того, как стала свидетельницей казни трех убийц на электрическом стуле и сделалась ведущим американским борцом за отмену смертной казни. Тогда же она основала организацию для предоставления консультаций семьям жертв насилия. Отношение общества к смертной казни неоднозначно и спорно по сей день. Может ли опера решить эту проблему? Вряд ли, но наверняка поможет взглянуть на нее под другим углом.

Ведь либретто не просто повествует о самой истории героини. В нем есть размышления о раскаянии, о том, может ли смерть быть расплатой за совершенное преступление. Вновь и вновь ставятся вопросы: зачем убивать, зная, что убивать нельзя? допустима ли в современном обществе смертная казнь? возможно ли прощение убийце? сопоставимы ли страдания семей жертвы и преступника?

Либретто оперы – это столкновение психологий персонажей, характеров, мучительных вопросов героев спектакля друг к другу, к себе самим. Молодая пара зверски убита. Убийца Джозеф де Роше сидит в камере смертников. Сестра Элен Прежан соглашается быть его духовным наставником. Она встречается с ним, его семьей, семьей его жертв. Она не судит, а лишь пытается понять мотивы страшного поступка. Сделать это оказывается нелегко, но необходимо. Элен Прежан не может смириться с мыслью, что человек ожидает смерти без любви и поддержки вокруг него.

Заказ на создание своей первой оперы Хегги получил в 1998 году от Лофти Мансури, руководителя оперного театра Сан-Франциско. Мансури предложил ему найти и рассказать историю, которая захватила бы современную аудиторию. В целом, конструкция оперы вполне традиционна, а музыка – романтична. Однако Джейк Хегги включил в партитуру интонации церковных песнопений, блюза и прочая. Некоторые фрагменты звучат как дань памяти великим оперным композиторам – так, мужской хор напоминает об угрожающем хоре толпы в «Питере Граймсе» Бриттена, легкие скрипичные соло – музыку из вердиевской «Травиаты». К слову, газета The Guardian отмечала, что опера Хегги оказала самое большое воздействие на американский музыкальный театр со времен «Вестсайдской истории» Бернстайна.

Постановка, которую смогут увидеть израильские любители оперы в Тель-Авиве с 11 по 19 декабря, представляет собой плод сотрудничества между Израильской оперой и Оперным театром Атланты. Уроженец Израиля Томер Звулун, один из ведущих оперных режиссеров своего поколения, являющийся с 2013 года художественным руководителем театра в Атланте, поставил оперу Хегги в кинематографическом ключе, что отразилось на темпе и эстетике спектакля. Сочетание непосредственного действия, сценических декораций и видеоряда создает дополнительные коннотации к музыке. И хотя в опере поднимаются такие основополагающие проблемы, как справедливость, нравственность и искупление, ее сила – в камерных сценах, в психологических столкновениях между сестрой Элен и де Роше.

Постановкой в Тель-Авиве будет дирижировать американец Патрик Саммерс, который провел мировую премьеру оперы «Мертвец идет» в 2000 году в Сан-Франциско (в настоящее время он – художественный и музыкальный руководитель Хьюстонского оперного театра и главный приглашенный дирижером Сан-Францисской оперы). Патрик Саммерс завоевал мировое признание в самом широком репертуаре: его диапазон охватывает произведения от эпохи барокко до сочинений бельканто и современной музыки. Обширная дискография дирижера включает участие в сольном альбоме Рене Флеминг, в 2002 году удостоенном премии Grammy, а также оперы Беллини, Доницетти и Верди. Маэстро Саммерс неоднократно приглашался в оперные театры Сиэтла, Далласа, Лиссабона, Парижа, Бордо.

В партии Элен Прежан – Майя Лахиани, израильское меццо-сопрано, мировая звезда, регулярно выступающая в нью-йоркской Метрополитен. Американский баритон Майкл Майз появится в роли де Роше, осужденного убийцы. Эту партию Майз исполнял во многих оперных театрах по всему миру (Мадрид, Лондон, Вашингтон, Атланта и др.). Американская певица меццо-сопрано Мария Зифчак исполнит роль матери де Роше. В спектакле участвуют и другие израильские и зарубежные солисты, хор Израильской оперы под управлением Эйтана Шмайсера, детский хор «Эфрони» (руководитель – Ясмин Ицхак) и Израильский симфонический оркестр Ришон ле-Циона.

В дни представлений, за час до начала спектаклей, пройдут 30-минутные вступительные лекции, посвященные опере «Мертвец идет» (без дополнительной платы для тех, кто приобрел билеты на спектакль в тот же вечер).

Расписание спектаклей (с 11 по 19 декабря) и заказ билетов

Фото: пресс-служба Израильской оперы


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson