home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Дмитрий Яблонский: «Пусть это прозвучит нескромно, но «Виртуозы Киева» – лучший оркестр Украины»

05.02.2023Лина Гончарская

Дирижер и виолончелист Дмитрий Яблонский, человек мира, выпускник Джульярда и Йеля, который ныне заведует кафедрой международных отношений в Музыкальной академии имени Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете и делает множество замечательных проектов по всему миру (одних только статусных фестивалей не счесть – и в Европе, и в Азии, и в США), не перестает удивлять. Благодаря ему слушатель постоянно открывает для себя что-то новое. Вот и теперь: барокко спорит с романтикой, tango nuevo – с румынской хорой. Есть и совсем новая музыка, откуда уж не извлечь богатство целой ноты – вопреки мандельштамовскому тростнику; тем интереснее. 

А дело в том, что Дмитрий Яблонский – еще и главный дирижер и художественный руководитель оркестра «Виртуозы Киева», который в марте выступит с концертами под его управлением в нескольких городах Израиля. Более того, мой собеседник сам сыграет на виолончели – а это, поверьте, редкий подарок для наших широт.

Ну и главное: «Виртуозы Киева» – единственный в своем роде оркестр по нескольким причинам. Первая: он существует в двух форматах – симфоническом и камерном. Эпитет «единственный» (могла бы добавить – «уникальный») использован тут вовсе не для красного словца: извольте, назовите мне еще один такой «модулярный» оркестр. Не получается? В том-то и дело: он такой один.

Причина вторая: в этом оркестре играют люди, знакомые друг с другом детства и, соответственно, предчувствующие звук коллеги еще до того, как тот прозвучит. И еще они на редкость дисциплинированные, оттого «Виртуозам Киева» вполне по плечу поспорить с берлинскими филармониками.

Программа грядущих концертов тоже заставляет, как сказал бы Пастернак, вздрогнуть и сдаться: Двойной виолончельный концерт Вивальди в исполнении самого мэтра и его выдающегося украинского коллеги Юрия Погорецкого, и Пьяццолла, и практически новый для нас Лерой Андерсон, и уже знакомый Алексей Шор, и много чего еще, в том числе «Вестник – 1996 год» украинского гения, одного из крупнейших композиторов нашего времени Валентина Сильвестрова. Того самого, что однажды сказал: «Музыка – это пение мира о самом себе». Впрочем, он сказал много всего замечательного – почитайте на досуге.

- Увидела в программе мартовских концертов своего любимого Сильвестрова.

- Мы записали целый диск с Сильвестровым, он присутствовал на наших записях в Киеве, мы очень дружим, больше скажу – он нас обожает. Мы вместе с ним работали над записью этого альбома, он находился в студии. Это было за несколько лет до войны.

- Думаю, в нынешней жуткой ситуации его музыка способна многое сказать. У него же тихая музыка, порой даже – отзвук музыки, который длится бесконечно. Он считает, что если говорить вполголоса, это прозвучит намного громче, чем крик.

- Так и есть. Если человек зол и тихо вам что-то говорит, это работает куда лучше, чем если он будет кричать и бить тарелки. А для музыки Сильвестрова важно создавать атмосферу, что совсем непросто. Он мне как-то сказал: я много не сочиняю. Но его «немногое» весомее многого. Он может взять любую тему – моцартовскую, к примеру, или автоцитату – и очень оригинально их представить, следуя своей концепции «по-новому услышанного», когда память уже готова к разговору с прошлым и может существующую музыку перечувствовать.

- При этом он все больше тяготеет к романтическим идиомам, разговаривает ими, вступает с ними в диалог – будь то Шуберт или Шуман; чувствуется, что ему комфортно в этом мире.

- Точно так же, как нашему композитору-резиденту Алексею Шору, уроженцу Киева, который много лет назад репатриировался в Израиль, а теперь живет в США. Он очень помог оркестру, просто невероятно помог – когда началась война в Украине, вывез музыкантов «Виртуозов Киева» в Италию, вместе с семьями, где с ними заключили контракт на год. Теперь оркестр живет в замечательном месте под названием Кьети недалеко от Рима – в двух часах езды, там находится один из самых знаменитых театров Италии – «Маруччино», и там у нас сезон. Множество концертов, записи, в Швейцарию выезжаем, в Рим, во Флоренцию. Концерты мы даем по преимуществу в пользу Украины, собираем пожертвования, покупаем бронежилеты, каски…

- Как же удалось вывезти оркестр?

- Мы получили официальное разрешение, добивались его около двух месяцев. Но его периодически нужно продлевать.

- У вас множество фестивалей по всему миру, и вообще невероятная занятость, и вдруг – вы обнаруживаете для себя этих замечательных киевских музыкантов. Случайность? Жребий?

- Судите сами. В 2014 году мне предложили стать главным дирижером оркестра «Киевские солисты». Я послушал их – и влюбился с первой ноты. Это люди, которые очень трепетно относятся к своему делу, с ними можно репетировать день и ночь, абсолютно не уставая – настолько творческая атмосфера возникает на репетициях. Они вообще особенные: эти ребята знают друг друга с 11-12 лет, они вместе учились в музыкальной школе и в консерватории, поэтому понимают друг друга с полуслова. Оркестр создал выдающийся скрипач Богодар Которович – он был легендарным человеком, он даже добился того, чтобы Кучма, тогдашний президент Украины, выделил ему бюджет – не из министерства культуры, а от президентского аппарата. Можете себе представить? И вот я с этим оркестром работал пару лет, мы даже в 2014 году играли в Мариуполе, там летали «катюши», а мы давали концерт… А потом ребята решили не зависеть от президентского аппарата, от бюрократии, и создать свой оркестр. Так появились «Виртуозы Киева», куда ушли главные музыканты «Киевских солистов» – первый частный оркестр в Украине.

- С той поры у вас было уже немало неординарных проектов, не так ли?

- Мы записали семь дисков на Naxos, много гастролировали по миру, объехали всю Латинскую Америку и практически всю Европу, в 2017 году выступали в Израиле – в честь 25-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. В нашем репертуаре – музыка разных времен и народов, нам интересно попробовать себя и в венской классике, и в эпохе романтизма, и в contemporary. Мы выступали с интереснейшим исполнителем на бандонеоне Марио Стефано Пьетродарки. А главное, мы играем и в камерном составе, и в симфоническом – так что это и вправду уникальный оркестр. Вот сейчас, в марте, мы выступим в Израиле с камерной программой, потом отправимся в том же составе в Латинскую Америку – нас ждут залы Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса, а на будущий год поедем в США с симфоническим оркестром – 70 человек. Несмотря на войну, проекты у нас буквально кипят, мы словно вытаскиваем яйца из кипящей воды.

- Когда вы впервые встретились, оркестр был камерным или симфоническим?

- Он был камерным. Ну а потом я превратил его в симфонический, оставив, тем не менее, возможность играть камерным составом. В одной из первых наших симфонических программ Жанна Гандельман, моя супруга, исполнила Скрипичный концерт Кара Караева, который был написан для Леонида Когана. Потом мы сделали замечательную запись с тенором Азером Рзазаде – тоже с симфоническим оркестром. И записали камерный диск с сочинениями Шостаковича, которого хотели исполнить и в ближайших программах – но сейчас, во время войны, русскую музыку не очень поиграешь. Из политических соображений правительство Украины решило, что нельзя играть русских композиторов, хотя консерватория в Киеве носит имя Чайковского.

- Читала где-то, что «Виртуозы Киева» интересуются и другими жанрами, не только классикой. Это правда?

- Да, у них были совместные проекты и с Гребенщиковым, и с «Океаном Эльзы», и с Нино Катамадзе, и с основателем Deep Purple, клавишником Джоном Лордом. Но это они делали без меня, а вместе мы вышли «за пределы» жанра, когда задумали серию видеопроектов в замечательном зале Киевской консерватории.

- А что вы задумали для нас?

- Будет интересно. Я сыграю на виолончели часть Концерта Алексея Шора, потом вы уже упоминали Сильвестрова – это большая глыба украинской культуры. Исполним Грига, сюиту «Из времен Хольберга», Крейслера, Альбениса, «Либертанго» Пьяццолы, из украинских авторов – Мирослава Скорика, и еще один весьма необычный опус, «Хору Стаккато» румынского композитора Григораша Динику – пьесу, которая стала любимым вызовом скрипачей на бис, особенно в аранжировке Яши Хейфеца; она требует исключительного владения стаккато как вверх, так и вниз. Ну и на бис несколько сюрпризов, о которых пока умолчу.

- Вы считаете, что музыка – это искусство, которое происходит в реальном времени? И как в таком случае относиться к записям?

- Это просто другой организм. Точно так же, как есть музыканты-исполнители – и есть профессора, которые преподают. Есть дирижеры, есть музыковеды, есть критики – все это разные профессии. Человек может неудачно играть, но быть гениальным педагогом. Сегодня мир чуть-чуть сошел с ума, никто не хочет выходить из своих четырех стен. Хотя, мне кажется, живое исполнение глубже.

- Когда вы солируете, вы параллельно дирижируете?

- О, это больная профессия – дирижерская. Как Лев Толстой говорил: дирижер – это не профессия, это наглость! Или вот говорят: дирижером стать легко – работу трудно получить. (смеется) Если человек играет, например, Партиту Баха на скрипке, а с ним рядом стоит дирижер, то он уже будет играть по-другому. Потому что от рядом стоящего исходит какая-то аура, ему даже не обязательно махать на два-три. Что касается «Виртуозов Киева», то эти ребята знают все наизусть, особенно камерный оркестр, им дирижер особо не нужен. Какую-то энергию человек за пультом излучает, конечно, но она может помочь – а может, наоборот, сломать.

- Вы мне однажды рассказывали, как во время своего дебюта за пультом дирижировали палочкой из китайского ресторана.

– Да, это было на фестивале в Италии, Геннадий Николаевич Рождественский не приехал, и мне пришлось вместо него дирижировать Октетом Стравинского. Я тогда и вправду взял палочку из китайского ресторана, и этой китайской палочкой начал дирижировать. Таким был мой первый раз. И все-таки я всерьез себя не принимаю как дирижера.

- И очень зря.

- Нет, нельзя себя серьезно воспринимать. Опять же Рождественский, великий дирижер, был ходячей энциклопедией, он знал не только все о музыке, он знал Веласкеса, Гойю или Риверу вдоль и поперек. А спросите сегодня молодого дирижера: сколько вальсов написал Шуберт? Я уверен, что ни один не ответит. Такая вот полнейшая необразованность. Зато у всех амбиции – палочку взял, подружился с кем нужно, и пошло-поехало. Я же считаю, что дирижер – это дикая профессия. Для единиц. Для меня дирижер – человек с особым кругозором, больше чем просто образованный. И поэтому величайших дирижеров по пальцам можно пересчитать. Тех, кто способен не просто махать ритмично, хмурить брови в сторону тромбона и повелевать – фа диез выше, ми бемоль ниже. Главное, повторюсь, – это энергия. Можно просто стоять за пультом, не двигаясь, засунув руки в карманы, можно одними глазами дирижировать – от вас все равно будет исходить энергия, ваше я.

- То есть, стóит перед выходом к оркестру вынуть из ушей все старые интерпретации?

- Смотря когда. Взаимоотношения с авторами ведь складываются разные. Скажем, к Вагнеру я даже близко не подойду. По идеологическим соображениям. То, что он говорил о евреях, недопустимо. Если в человеке есть одна восьмая часть еврейской крови и при этом он считает, что евреев нужно уничтожить, для меня это слишком.

- А когда вы солируете, то предпочитаете, чтобы дирижера вовсе не было?

- Опять же, смотря с каким оркестром. Помню, выступал в Лондоне с Королевским симфоническим, играл «Кол Нидрей» Бруха без дирижера – и это было потрясающе: огромный оркестр звучал как струнный квартет! Не со всеми оркестрами такое возможно. Или вот в мае я дирижировал Израильским филармоническим, мы исполняли «Фантастическую симфонию» Берлиоза – и получил громадное удовольствие. Есть оркестры, в которых музыканты будут спать, приходить поздно и прочая, потому что им до лампочки. И есть другие, которые хотят, чтобы всегда было как можно лучше, качественнее. Потому что они уважают и дирижера, и друг друга. Как «Виртуозы Киева». Так что если вы о мартовских концертах, то я буду играть без дирижера.

- Когда вы стоите к ним спиной, от вас все равно исходят какие-то эманации?

- Я думаю, да, и не только от меня, а от любого человека. Если компьютерщик выйдет на сцену, или хирург, или ухо-горло-нос, от него тоже будет исходить какая-то энергия. Энергия исходит от любого человека, не только от музыканта. Не случайно ведь вдруг антипатия возникает к кому-то, или позитив… К сожалению, многие дирижеры не знают, что перед тем, как они становятся за пульт, музыканты уже знают, какой это дирижер, просто они сидят и молчат (смеется). Если им дать свободу говорить, они бы от всех дирижеров, включая меня, не оставили бы камня на камне.

- Но все равно ведь прочтения у всех разные, и музыка совершенно разная получается.

- Помню, когда я был молодым, я играл в оркестре Норвегии пару лет, работал по пять месяцев в году как первый виолончелист – и вот приходит дирижер, человеческое отродье, а первая флейтистка говорит: он бог. Что лучше дирижера нет на свете, и что жизнь ее не прошла зря. Тогда я понял, что все относительно. Если человек сделает гигантскую карьеру, все потом будут соглашаться, что он гений. При этом на свете очень много музыкантов, о которых мы даже не слышали, у них не было этой удачи – вырваться вперед. Орсон Уэллс однажды сказал: я уже пожилой, и мне дико жаль, что я не познакомился с людьми, которые НЕ сделали карьеру. Ну не было у них шанса стать знаменитыми.

- Немецкий философ-романтик Ваккенродер говорил, что инструментальная музыка – искусство абсолюта. Для вас это как звучит?

- Я с этим несогласен, все зависит от того, кто ее играет. Но я думаю, что о музыке должны говорить писатели и поэты, а музыканты говорят о деньгах. (хохочет) Музыканту рассуждать о музыке очень трудно, это все равно как рассказывать кому-то, как вы любите ваших детей.

Когда мне было 30 лет, я уехал жить в деревню, в Пиренейские горы. И я закончил Йельский университет, где рядом не только музыканты бродили. Это меня и спасает. От того, чтоб говорить все время о музыке, о пассажах. Я делаю оливковое масло, и об этом я могу говорить часами, мне не хватит года, чтобы об этом рассказать. У меня четыре гектара земли около моря, между Барселоной и Валенсией – пол-Израиля, считайте, земли – там растут 330 пятисотлетних оливковых деревьев. А еще на этих террасах растут сосны, пальмочки маленькие, черешня, абрикосы. Так вот, плоды оливковых деревьев дают очень много масла, я разливаю их в бутылки особого дизайна, квадратные, и название придумал музыкальное, не сдержался – «Olicello». Должна быть разрядка, какой-то баланс. Все время в городе – это давит.

- А в Италию, к своему оркестру, часто ездите?

- Я туда постоянно приезжаю, сейчас вот еду в начале февраля, проведу там почти целый месяц, и мы будем репетировать каждый день. Мы эту программу уже играли сто раз, и репетировали сто раз, но все равно будем готовиться очень серьезно. Такие уж они, «Виртуозы Киева». Я говорил уже, что это очень оригинальный ансамбль музыкантов, которые знают друг друга с юного возраста – уже где-то около 30 лет, поскольку большинство из них – 40-летние. Они как братья и сестры помогают друг другу во всем, это очень трогательно. Они очень серьезно относятся к своему делу, репетируют каждый день. Когда я приезжаю на первую репетицию, они уже до меня порепетировали десять раз. Ни в одном оркестре нет такого. Им никто отдельно за это не платит, а работа делается на самом высочайшем уровне. И все ноты напечатаны заранее, и они даже встречаются по секциям – отдельно первые скрипки, отдельно вторые, отдельно альты… Вкалывают будь здоров. Так что я нескромно могу сказать, что это лучший оркестр Украины.

Концерты пройдут 4 марта в Иерусалимском театре, 6 марта в Аудиториуме Хайфы, 7 марта в Центре исполнительских искусств Беэр-Шевы, 8 марта в Гейхал ха-Тарбу Нес-Ционы, 9 и 10 марта в Центре исполнительских искусств Герцлии. Заказ билетов здесь.

Фотографии из архива Дмитрия Яблонского и оркестра «Виртуозы Киева».

Портреты Дмитрия Яблонского: Sergey Ilyin


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson