home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Ссылка в Нью-Йорк

28.08.2014

Сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст – эту глубоко народную мудрость в Ирландии перетанцевали на свой лад, но суть не изменилась

78-летний классик британского остросоциального кино Кен Лоуч снял новый антиклерикальный байопик, посвященный одному из лидеров ирландской Компартии Джимми Гралтону. Фильм «Клуб Джимми» (Jimmy's Hall) упакован в ностальгическую ретро-обертку – действие его происходит в Ирландии 1930-х – и основан на реальных событиях: именно в те годы Джимми открыл в родной деревеньке дансинг, где заморский джаз чередовался с ирландской чечеткой. Клуб крайне раздражал местное духовенство: танцы под джаз-бэнд и граммофонные пластинки объявили «развратными», а самого владельца клуба – «антихристом». В итоге Джимми депортировали из страны, причислив к иностранцам-нелегалам – ибо у него, помимо ирландского, имелся американский паспорт.

По словам сценариста картины Пола Лаверти, идея пришла к нему ниоткуда – будто с неба упала. Точнее, пробралась по телефонным проводам – после того как Пол побеседовал со старинным другом Доналом О'Кифом, актером и режиссером. В 1980-е тот пытался сколотить в Ирландии театральную труппу из людей, живших в своего рода чистилище, с постоянной угрозой высылки из страны. С их участием Донал хотел поставить спектакль, напоминающий о судьбе Джимми Гралтона – единственного ирландца, изгнанного с Зеленого острова без суда и следствия в августе 1933-го.

О его судьбе авторы фильма узнавали по крупицам – из сообщений в газетах того времени и рассказов, передаваемых из уст в уста семьей Гралтон. В частности, о том, что Джимми привез из США записи Поля Робсона и Бесси Смит; что он, вняв просьбам местной молодежи, научил односельчан танцевать линди хоп – афроамериканский танец, появившийся в Нью-Йорке в 1920-х - 1930-х; что в его клубе проходили уроки бокса, живописи и литературы; что люди приезжали сюда издалека, несмотря на давление католического клира.

«Единственным его желанием было создать у себя на родине сообщество, которое могло обсуждать самые разные темы, учиться и танцевать, – говорит Пол Лаверти. – По сути, Jimmy's Hall был свободным пространством – вне государства, в котором доминировала идеология католической церкви. Увы, этот клуб был сожжен неизвестными в ночь под Рождество 1932 года. Ныне там растет дикая трава и деревья, усиженные воронами. За их карканьем мы с Кеном Лоучем попытались расслышать голоса и звуки джаза на старых пластинках, которые Джимми крутил на привезенном из США граммофоне. Люди преодолевали на своих велосипедах расстояние в 50 миль, чтобы услышать эту музыку с другой стороны Атлантики, и потанцевать под нее – под музыку, которую местный католический священник называл «музыкой дьявола».

Джимми Гралтон был фермером, солдатом, моряком, шахтером, таксистом, работал в портах и в барах. Он бросил школу в 14 лет, но, судя по рассказам, человеком он был начитанным и острым на язык. Он дважды эмигрировал в Соединенные Штаты – и дважды возвращался обратно. В первый раз он сбежал из Нью-Йорка во время ирландской Войны за независимость, во второй – чтобы поддержать старушку-мать после кончины брата. Тогда же его насильственно отправили в нью-йоркскую ссылку – теперь уже пожизненно. Однако, посетив архивы в Дублине, Пол Лаверти обнаружил, что все документы о высылке Джимми исчезли. Хотя в пабе «Черный лебедь» в деревеньке близ Каррика-на-Шенноне до сих пор висит мемориальная доска: «В память о Джимми Гралтоне, социалисте из Литрима, сосланном за политические убеждения 13 августа 1933 года».

По словам Кена Лоуча, в своей картине он попытался сохранить дух клуба Джимми. «Этот клуб на окраине Европы был воплощением свободы духа, – подчеркивает режиссер. – Местом, где можно было обмениваться идеями, выражать себя – и, конечно, танцевать. Танец в моем фильме – символ свободы. Он представляет угрозу для тех, кто стремится управлять людьми. Главное достоинство Джимми заключалось в том, что он был свободным человеком – в то время как церковь и государство в консервативной националистической Ирландии являлись орудиями угнетения. Будучи убежденным политическим активистом, Джимми знал, что, как только откроется клуб, власти начнут преследовать его. А поскольку ранее он участвовал в классовой борьбе, конфликт был неизбежен».

Кстати, вызов религиозным доктринам Лоуч бросил еще 10 лет назад в фильме «Нежный поцелуй», напомнив изречение маркиза де Сада: «Дайте нам справедливые законы, а мы уж как-нибудь да сумеем обойтись без религии». Что касается новой ленты, то в ней режиссер вновь напоминает о том, что люди в сутанах «требуют от нас не добродетели, но лишь ее маски», и ратует за возможность собираться вместе не только во время воскресной проповеди.

В Jimmy's Hall можно отметить две впечатляющие актерские работы: Бэрри Уорда в роли Джимми (явная симпатия к нему со стороны режиссера отчетливо выражена в пролетарских речах Гралтона перед бедствующими фермерами) и 76-летнего Джима Нортона в роли рьяного католика Шеридана. Особенно впечатляет сцена, где святой отец на сон грядущий расслабляется под гонимый им же джаз. Ревностный поклонник каустического юмора, Кен Лоуч, между тем, замечает: «Мы не хотели делать карикатуру на священника, мы лишь хотели показать, что он может быть агрессивным, что он – серьезный противник, однако он может уважать своих врагов». Стоит обратить внимание и на заключительные кадры, когда молодежь на велосипедах мчится за увозимым полицией Джимми (увы, в отличие от известной сказки Родари, лимонная стража не переходит на сторону народа). В целом же неторопливая экранная история о «подрывной» деятельности клуба по проведению досуга разворачивается на фоне полей, телег и ослов, груженых поклажей – кажется, будто все это и впрямь происходит более 80 лет назад.

По мнению Кена Лоуча, между Ирландией времен Джимми и Ирландией сегодняшней есть много общего: «по сей день продолжается борьба – с экономическим кризисом и массовой безработицей. Политика представлена в виде дискуссии между несколькими правыми партиями, а бедняки по-прежнему страдают от произвола. Многие молодые люди не имеют будущего, оттого Ирландия остается страной великого переселения». В общем, Лоуч прекрасно сознает, за кого агитирует он сам и за кого проголосуют зрители – и редко ошибается.

В мае сего года «Клуб Джимми» участвовал в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, тогда же режиссер сообщил, что этот фильм, возможно, станет его последней игровой лентой. И, соответственно, прощанием с коммунизмом. Так что спешите видеть – фильм демонстрируется ныне на экранах кинотеатров сети «Орландо Синема» по всей стране.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson