home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Отформатированное европейское кино

26.12.2014

«Фильм – это жизнь, с которой вывели пятна скуки», – сказал однажды Хичкок. Наверное, так оно когда-то и было, вот только в нынешнем кино все реже заметны пики и взлеты. В отличие от кинематографа азиатского, европейский дряхлеет на глазах – иных уж нет (великих режиссеров, вестимо), а те далече (в Голливуде, стало быть). Оттого и решили организаторы фестиваля «Другой взгляд – Restored European Film Project», проходящего под эгидой Евросоюза, доказать, что будущее кино – в его прошлом. И показать израильскому зрителю отреставрированные шедевры седьмого искусства* в ретроспективе.

Архивные спецпоказы кураторы фестиваля разделили на две группы, каждая из которых представляет различные точки зрения на историю и культуру Европы. В первую, поименованную «Огни большого города», вошли ленты, посвященные жизни европейских столиц. Вторая – «Сельская жизнь» – объединила картины о делах минувших дней за пределами мегаполиса. Всего в программе фестиваля – 12 восстановленных картин, из которых мы отобрали пять, на наш взгляд, наиболее интересных.

«Жертва», Великобритания, 1961, режиссер Бэзил Дирден

Первый фильм, в котором прозвучало слово «гей». Первый фильм, в котором Дирк Богард выступил в роли гомосексуалиста (позже были «Слуга» и «Смерть в Венеции»). Первый фильм, нарушивший кодекс молчания в отношении гомосексуализма в Британии и внесший весомый вклад в отмену законов о «содомии» в конце шестидесятых.

«Жертву» называют образцом британского социального реализма, хотя по жанру ее скорее можно отнести к психологическому детективу. Мелвилл Фарр, преуспевающий лондонский адвокат, сталкивается с таинственными вымогателями, шантажирующими гомосексуалистов. (В те годы гомосексуализм в пуританской Англии считался уголовным преступлением – только шесть лет спустя после премьеры фильма закон был отменен.) Сексуальная ориентация Фарра – человека женатого, но еще не «вышедшего из шкафа» – вполне очевидна, так что ему предстоит, с одной стороны, замаскировать собственные пристрастия, а с другой – разоблачить гомофобов и тем самым выразить протест против несправедливых британских законов. Не удивительно, что вскоре адвокат сам становится жертвой шантажа, однако, ставя под угрозу свой брак и карьеру, все-таки помогает полиции изобличить преступников. И произнести профетическую фразу: «Хватит прятаться по подворотням – выходите на гей-парады».

«Ева хочет спать», Польша, 1958, режиссер Тадеуш Хмелевский

Дебютный фильм Тадеуша Хмелевского. Дебютная роль в кино Барбары Квятковской, большеглазой актрисы и танцовщицы, первой жены Романа Полански.

«Ева хочет спать» – сатирическая комедия с абсурдистским уклоном и почти раблезианским оптимизмом, диковинный сюр, от которого невозможно оторваться. Героиня фильма и вправду мечтает о том, о чем заявлено в названии – однако это ей не суждено, как не суждено было поужинать господам в «Скромном обаянии буржуазии». Такая вот незадача: прибыв из деревни в небольшой городок – учиться в техникуме, Ева обнаруживает, что приехала на день раньше и общежитие еще закрыто. Оттого и приходится ей бродить по странным темным улицам, сталкиваясь с весьма эксцентричными персонажами – от воров и полицейских до бесштанных любовников ткачих и девушки по вызову, коротающей время за вязанием в перерывах между клиентами.

«Перемена жизни», Португалия, 1966, режиссер Паулу Роша

Второй и самый успешный фильм режиссера Паулу Роша, ученика Мануэля де Оливейры и одного из лидеров движения «Новое португальское кино».

«Перемена жизни» – синема-верите, в котором использованы непрофессиональные актеры и натуральные декорации. Реалистическая история о солдате, возвращающемся в рыбацкую деревушку после долгого отсутствия и обнаруживающем, что место, где он родился, претерпело массу изменений: частью – хороших, частью – плохих. Камера запечатлевает быт местных жителей, живущих здесь из поколения в поколение, и их непростые отношения – друг с другом, со своей деревней и с государством в целом.

«Машина, убивающая плохих», Италия, 1952, режиссер Роберто Росселлини

Фильм, на самом деле снятый в 1948 году, однако Росселини (более известному как режиссер картины «Рим, открытый город») потребовалось четыре года, чтобы его завершить. Отчасти потому, что именно в это время разразился скандал вокруг его романа с Ингрид Бергман.

«Машина, убивающая плохих» – черная комедия о фотографе, который после явившегося ему в видениях святого покровителя Андреа обнаруживает в себе сверхъестественные способности, позволяющие убивать дурных людей при помощи щелчка фотоаппарата. Решив бороться за справедливость, герой использует свое оружие против местных богачей, эксплуатирующих бедняков – а оттуда уже рукой подать до убийства любого, кто встанет на его пути. Таким вот нетривиальным образом режиссер исследует грань между добром и злом, между святыми и грешниками. Ведь, собственно, разве может исходить от святого сила, позволяющая убивать? Не иначе дьявол попутал…

«Стеклянное сердце», Германия, 1976, режиссер Вернер Херцог

Первый и единственный фильм, режиссер которого, дабы добиться от актеров того, что ему требовалось, загипнотизировал всех присутствующих на съемочной площадке – и только после этого стал раздавать указания.

«Стеклянное сердце» – философская притча о хрупкости искусства и цивилизации – снята по роману Герберта Ахтернбуша «Час смерти». Крохотный городок в горах Баварии, где проходило детство режиссера, живет за счет производства необыкновенного рубинового стекла – но внезапно лишается единственного умельца, знающего секрет его изготовления. И тогда они обращаются за помощью к леснику Мюльхиазлю, обладающему даром провидения – однако последний сеет лишь смерть и разрушения. В своей картине, близкой по духу магическим балладам, Херцог подчеркивает ничтожность человека перед силами природы, перед трансцендентностью окружающего мира. Что же касается упомянутого гипноза, то сам режиссер рассматривал его как «средство стилизации»: именно благодаря ему создается атмосфера коллективного безумия, приводящая к гибели общины (не случайно многие усматривают в этой притче предвестие грядущего Апокалипсиса). В гипнотический транс невольно погружается и зритель: всё настолько иллюзорно, что кажется, будто сам этот фильм нам только снится.  

* Как ни странно, кино не всегда считалось искусством – потребовалось немало времени для того, чтобы мир осознал важность кинематографа и признал его «десятой музой». А в братство высоких искусств кинематограф включил в двадцатые годы минувшего века живущий в Париже итальянец Риччотто Канудо, заявив: «Кино, синтезируя опыт предшествующих шести искусств, занимает в иерархии наивысшее, сакральное седьмое место». Позже, в 1930-е годы, появились даже специальные учреждения, призванные сохранить седьмое искусство для потомков – европейские киноархивы, где по сей день можно обнаружить солидную коллекцию фильмов всех времен.

Кинофестиваль старых фильмов стран Евросоюза в новом формате будет проходить в Синематеках Тель-Авива, Иерусалима и Хайфы с 15 января до 1 февраля.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson