home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Ювелирное кино

07.03.2015

Liberté, Égalité, Fraternité – французский кинематограф последних лет следует девизу Великой французской революции, выдвигая на первый план режиссеров-женщин, режиссеров-тунисцев, режиссеров-мавританцев, режиссеров-кхмеров и воспевая мультикультурализм слева направо и сверху донизу

Фестиваль французского кино в Израиле – переменчивый, как парижская мода – из года в год меняет название. Нынешний, 12-й, поименован Mauboussin, ибо главным его спонсором выступает именитый французский ювелирный дом с почти двухсотлетней историей и (что архиважно) с богатой кинематографической традицией. Известно, что украшения от Mauboussin, в особенности легендарные браслеты с изумрудами-кабошонами, обожали голливудские звезды эпохи гламура Марлен Дитрих и Грета Гарбо; их подносил в подарок жене-актрисе Полетт Годдар Чарли Чаплин – дабы та не слишком огорчалась, что на роль в «Унесенных ветром» утвердили не ее, а Вивьен Ли. Впрочем, и нынешние кинодивы к дому Мобуссанов весьма благоволят – в том числе израильские: бутик компании открылся недавно на кикар ха-Медина. Так что немудрено.

Никакой Америки в партнерстве с ювелирным домом нынешний фестиваль не открыл: достаточно вспомнить о том, что творится в Каннах и кто именно производит Золотую пальмовую ветвь. Что же касаемо собственно фильмов, включенных в фестивальную программу, то они являют собой разную степень ценности. Показ ювелирных достижений французских кинематографистов откроет лента Эрика Толедано и Оливье Накаша «Самба» с Омаром Си и Шарлотт Генсбур в главных ролях (парочка режиссеров прибудет на премьеру картины в тель-авивской Синематеке). Повествуется здесь о сенегальце-нелегале по имени Самба, которого после 10-летнего пребывания во Франции внезапно решают депортировать, и о его странном романе с Алис – волонтере Общества поддержки мигрантов. Камера следует за гастарбайтерами, трудящимися то на мойке окон, то на сортировке мусора, подрабатывающими строителями и ночными сторожами, с пяти утра выстаивающими очереди в бюро по трудоустройству. Умело соблюдая баланс романтики, юмора и пафоса, режиссеры пытаются показать лицемерие правительства страны, нуждающейся в иностранных рабочих – но вынуждающей их покинуть пределы Франции с билетом в один конец.

Заметим, что в программу фестиваля включены на сей раз не только игровые и документальные ленты, но и – впервые – телесериалы. Часть показов будет посвящена журналу «Шарли Эбдо», кошерному парижскому супермаркету и связанной с ними трагедии, ставшей, по сути, расстрелом мультикультурализма и толерантности во Франции. Самый неоднозначный фильм на эту тему – мокьюментари «Наследники» (Les Héritiers) Мари-Кастиль Менсьон-Шаар, базирующийся на реальной истории: героями его стали учащиеся школы (в большинстве своем – представители малообеспеченных «меньшинств») одного из парижских предместий. Повествуется здесь о том, как учительница истории Анна Гуагин (Ариан Аскарид) предлагает ученикам поучаствовать в конкурсе на тему «Дети и подростки в нацистских концентрационных лагерях». Уроки Холокоста помогают учительнице прорваться сквозь апатию школьников, а школьникам – преодолеть национальные разногласия и объединиться во имя толерантности. Такая вот душещипательная история про то, как меняют свои взгляды молодые французские мусульмане, столкнувшиеся лицом к лицу со злодеяниями Второй мировой войны.

Гуманистический посыл наблюдается и в награжденной семью «Сезарами» ленте «Тимбукту» проживающего во Франции мавританского режиссера Абдеррахмана Сиссако – на режиссера он выучился, между прочим, в московском ВГИКе. Фильм сделан по законам жанра абсурда и живописует абсурд в высшей степени: к власти в Тимбукту приходят исламские фундаменталисты и превращают город в ад на земле – запрещают любые развлечения, любые попытки инакомыслия, накладывают табу на музыку и рэп и – страшное дело! – на право смеяться. Примечательно, что женщины, в отличие от мужчин, смиряться отказываются – даром что носят паранджу (а по велению власть предержащих – еще и носки с перчатками). 

Но более всего тема солидарности трудящихся проявилась в пролетарской комедии дель арте «Нить Арианы» (Au fil d'Ariane) Робера Гедигяна – причудливом комическом попурри, действие которого происходит в Марселе, где состав населения довольно пестр, и мусульман там в избытке. Правда, в начальных титрах режиссер предупреждает, что это не столько фильм, сколько «фантазия» – о 50-летней женщине, брошенной мужем и детьми в свой день рождения и решившей совершить поездку по городу, дабы разобраться, что с ней происходит. Сопровождает ее музыка Жана Ферра (урожденного Тененбаума), поющего о том, что в жизни стоит наслаждаться самыми простыми вещами. Среди причудливых персонажей выделяется американец с марсельским акцентом и несколько представителей рабочего класса, из которого, собственно, и происходит сам Робер Гедигян – оттого его фильмы неуловимо напоминают ленты Кена Лоуча. Вот только у Гедигяна суровая реальность всегда уходит в другие времена и пространства, в данном случае – в мир грез. В главной роли снялась муза режиссера Ариан Аскарид, в неглавной роли – говорящая черепаха.

Гость фестиваля – франко-кхмерский режиссер Рити Пан – представит документальную ленту «Пропавшее изображение» (L'image manquante, удостоенную премии «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале) о муках камбоджийцев во времена диктатуры Пол Пота и режима Красных кхмеров. Вся семья Пана погибла в годы камбоджийского геноцида, оттого его фильм – очень личностное высказывание. «Много лет я ищу недостающее изображение, фотографию, снятую между 1975 и 1979 годами – достоверное свидетельство ритуализированного массового варварства, – говорит Пан в закадровом комментарии голосом актера Рандала Даука. – Я тщетно искал ее в архивах, в документах, в деревнях моей страны. Теперь я знаю: этого изображения не хватает, и так должно быть. Больше я не ищу его – я сам его создаю. И предлагаю вам не изображение, и не историю поиска изображения, а изображение поиска». В определенном смысле концепция Пана сходна с позицией Клода Ланцмана, снявшего фильм «Шоа»: отказавшись от включения в картину документальных кинокадров и фотографий – свидетельств Катастрофы – Ланцман подчеркнул, что уничтожил бы любое изображение, документирующее планомерное уничтожение евреев. Оттого Пан использует вместо кадров массовой гибели камбоджийцев выразительные глиняные фигурки (в том числе себя-подростка и членов своей семьи), умышленно наивные и статичные – сопротивляться они не могут, оттого лишь терпят истязания палачей, молчаливо соглашаясь с режимом добровольного рабства.

Актриса Мелани Лоран, вторично оказавшаяся по другую сторону камеры, покажет на фестивале новый фильм, снятый ею в качестве режиссера – «Я дышу» (Respire) по дебютному роману Анн-Софи Брасм. Роман, написанный 16-летней французской школьницей, в свое время наделал много шума – уж слишком откровенно описывалась здесь жизнь девочек-подростков, их жестокие игры и их психологическая борьба, которая длится несколько лет и заканчивается весьма трагически. Мелани Лоран подошла к дуэли старшеклассниц Сары и Шарли (такое вот совпадение) по-своему, целомудренно представив тему лесбийской любви и внеся в сюжет элементы психологического триллера. В ее версии избыточная любовь способна сжечь, а невозможность простить способна привести к убийству.

Байопик «Сен-Лоран. Стиль – это я» Бертрана Бонелло, премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале, боролся в нынешнем году за премию «Оскар» в номинации «лучший фильм на иностранном языке» (и был того вполне достоин, хотя спутник жизни, любовник, партнер и хранитель памяти покойного мэтра Пьер Берже отчего-то его осудил). Миф о легендарном кутюрье, черпавшем идеи в полотнах Уорхола и романах Пруста, в балете и ар-деко, на богемных парижских вечеринках и в закоулках Марракеша, подан Бонелло в ритме танца и в эстетике декаданса – что идеально вписывается в дух конца 1960-х, когда можно было каждый миг своей жизни проживать красиво. Между тем, эта лента полностью изменяет восприятие красоты – вы начинаете обнаруживать оную в эклектике, в неуловимости стиля, в мозаичных осколках поз, взглядов, мелодий; экран то двоится, дублируясь архивными кадрами, то троится, показывая заглавного героя с лица, со спины, с зажатой в руках пачкой сигарет, то и вовсе распадается на множество фрагментов на манер картин Мондриана, коими периодически вдохновляется в кадре молодой Сен-Лоран. Что ж, по-видимому, красота, как и Б-г, кроется в деталях.

Не будет недостатка и во французских комедиях, столь любимых израильским зрителем, и даже в триллерах (фестиваль закроется фильмом «Француз» с Жаном Дюжарденом в главной роли), и в упомянутых телесериалах, среди которых оказался и «Малыш Кенкен» оригинала Брюно Дюмона, снимающего исключительно новичков и непрофессионалов, и, наконец, в главных хитах проката. Первым из таковых стал в нынешнем году фарс Филиппа де Шоверона «Безумная свадьба» (Qu'est-ce qu'on a fait au Bon Dieu?, в оригинале «Боже, что мы сделали, чтобы заслужить это?»), привлекший в кинотеатры более четверти миллиона зрителей. Все они дружно покатывались со смеху, наблюдая за злоключениями католика-нотариуса, чьи белые дочери выходили одна за другой замуж за еврея, араба, азиата и африканца. Американские дистрибьюторы, кстати, отказались выпускать фильм на экраны, сочтя его «расовый юмор» политически некорректным. Второй французский блокбастер нового времени – высокоскоростной научно-фантастический боевик Люка Бессона «Люси» со Скарлетт Йоханссон в роли блондинки, эволюционировавшей благодаря наркотику не только в самое умное, но и в самое опасное и смертоносное создание на планете. «Она – ключ к тайнам Вселенной», гласит слоган картины, и возразить тут нечего: блондинка, наделенная сверхъестественным интеллектом – это ли не оксюморон? Немудрено, что «Люси» стала самым кассовым фильмом года за пределами Франции (на него уже продано 54 миллиона билетов). Так что учитесь, господа, использовать свой мозг больше чем на десять процентов.

Фестиваль французского кино Mauboussin будет проходить с 15 марта по 1 апреля в Синематеках Тель-Авива, Хайфы, Иерусалима, Сдерота, Герцлии и Холона. Фестиваль проводится Институтом Франции в Тель-Авиве и компанией «Эден Синема».


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson