home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Пустыня, Камни, Города

01.10.2015Марина Шелест

16 октября в Национальном музее Грузии откроется выставка «Пустыня, Камни, Города» (DesertStonesCities), где каждая из частей триады представлена картинами и инсталляциями израильского художника Анатолия Шмуэля Шелеста, российского художника Алексея Дмитриева и грузинского художника Мамуки Цецхладзе.

Пожалуй, главное, что их объединяет, это тот неоспоримый факт, что все трое – художники, которые раскрываются через соединение личного и инфернального, тесно связанного с некими культурными кодами. Городские пейзажи Мамуки четко делят урбанистический мир на Тбилиси и «другие города»; камни Дмитриева – попытка осознать свое кочевье через статику беспристрастного наблюдателя; инсталляции Шелеста – запечатленные фрагменты еврейской истории, сплетенной с его жизнью.

                            Мамука Цецхладзе. Тбилиси

       Алексей Дмитриев. Камень черный  камень белый. Диптих

              Анатолий Шмуэль Шелест. Посохи. Фрагмент

Городские пейзажи Мамуки Цецхладзе – это взгляд издалека, грёзы, воспоминания о дальних странах. Даже его тбилисские пейзажи – это всегда отстраненный взгляд из «сегодня» в «позавчера». Детские воспоминания сливаются с почтовыми открытками Тбилиси 50-х - 60-х. Его «другие города» находятся где-то очень далеко в пространстве, его Тбилиси – далеко-далеко в памяти, в детстве. 

Живописные работы Алексея Дмитриева и представленная на выставке инсталляция – это взгляд изнутри, из чрева становища, в котором он – homo nomad – обосновался, но не собирается укорениться. На этом становье можно прожить всю жизнь, однако состояние временности останется навсегда. Это состояние наблюдателя: мимо проносятся орды кочевников, проплывают над вечными горами облака, слышится камлание шаманов... Этот чужой мир можно принять, полюбить, восхищаться его самобытностью, дивиться его величию, даже сделать его своим. Мир, в котором живет художник, объект созерцания, но он так и не станет родным домом.

                

                              Алексей Дмитриев. Обоо-Таш

Анатолий Шелест, взявший в Израиле второе имя Шмуэль, изо дня в день ощущает радость обретения им Земли Израиля. Все его работы последнего времени так или иначе посвящены еврейской истории, которую он (как и положено в еврейской традиции) ощущает, как произошедшее с ним лично. Ведь «все мы стояли на горе Синай», и все получили заповеди и обетования из уст Творца мира. Ощущение закономерности происходящих в его жизни событий Анатолий переносит и на технику, в которой исполнены все без исключения его работы. Сначала он создает на холсте или бумаге сложную фактуру, а потом как бы извлекает из нее изображение. Так он работает всегда, будь то монотипия, графика или живопись: случайность диктует форму, а содержание определяет состояние художника, ежедневно погруженного в тексты Писания.

                    

                  Анатолий Шмуэль Шелест. В пустыне. Фрагмент

Мамука почти не экспериментирует с техникой: это живопись, одновременно мощная и утонченная. Он пишет свои городские пейзажи в мастерской в центре Тбилиси. Из своих поездок художник привозит зарисовки, фотографии и, самое главное, впечатления, послевкусие от увиденного. Под этим «взглядом издалека» отступает все мгновенное и суетное, уходит поверхностно-туристическое представление о городе; Город на его полотнах становится символом самого себя. Тбилиси, сошедший с тусклых фото-открыток хрущевского времени – на удивление теплый и живой. Художник даже не пытается расцветить его и добавить городу краски детства – это происходит в его и нашем воображении. Его серый – вовсе не цвет безнадежности, он просто оставляет зрителю возможность ввести туда свою краску, свой цвет времени, вкус мороженого, гудки машин, запах разогретого асфальта.

                                Мамука Цецхладзе. Рим

                               Мамука Цецхладзе. Тбилиси

А вот все, что НеТбилиси (Париж и Самарканд, Баку, Рим и Лондон) – пространства условные и иррациональные. Знаменитый самаркандский Регистан у Мамуки превращается в постройку абсолютно нефункциональную: он просто оставляет ворота и отсекает стены, которые художника вовсе не интересуют. Париж Мамуки – это ни в коем случае не знаменитые достопримечательности и не узкие улочки Монмартра, где, казалось бы, и должны жить мистические мамукины сюжеты; его Париж – мрачные подъездные пути, ведущие, кажется, в никуда, в загадочный НеТбилиси. Оловянный, серый цвет у него – самостоятельная часть городского пейзажа: иногда это теплый, оставляющий пространство для фантазии фон, иногда то же самое серое небо становится самостоятельным напряженным и драматичным элементом города. Городские пейзажи Цецхладзе – это некая пружина времени, на их фоне  могут быть разыграны авантюрные романы, детективные сюжеты, фантазийные повести. Но лучше всего на их фоне звучит поэзия:  

Вечность бросила в город
Оловянный закат.
Край небесный распорот,
Переулки гудят.

Блок. 26 июня 1904

                                 Мамука Цецхладзе. Париж

                                 Мамука Цецхладзе. Париж

                              Мамука Цецхладзе. Париж зимой

Алексей подходит к картинной плоскости как театральный художник, привыкший иметь дело с материальной средой. В серии «Камни» он сначала делает поверх картона грубое папье-маше и только потом работает по этой сложной фактуре. Его живопись корпусна и основательна. Образы – чаще всего в контражуре, они будто пытаются выбраться из плотной и вязкой среды, проявиться деталями орнамента, языческими символами, но художник не дает им выйти за им самим поставленные пределы.

Серия «Камни» Алексея Дмитриева – наблюдение за наблюдателем. Художник наблюдает за неспешной жизнью камня, его камни не только объекты созерцания, они – самые последовательные из созерцателей, камни-свидетели. За одиноко лежащим камнем почти всегда угадывается пейзаж – древняя степь, а за ней – священные холмы, а за ними – вершины, которые где-то там в своей неприступности скрывают древний языческий мир, загадочную Шамбалу. Стоянки древнего человека опознают по равномерно уложенным камням: они не только обозначали условную границу стана, но создавали невидимую стену, за которую не могли проникнуть ни дикие звери, ни потревоженные людьми духи. Камень-оберег и камень-хранитель таит в себе воспоминания об отправившихся в бесконечный путь кочевниках, об их песнях любви и охоты, их страхах и шаманских обрядах.

          

                           Алексей Дмитриев. Светлые камни

«Восхождение Человек совершает по камням… Камни – ступени,  камни – отправная точка, камни – путь и камни – цель, – полагает Алексей Дмитриев. – Человечество читает свою Историю, запечатлев Прошлое в камне, и создает из камня чертоги Будущего. Камень – спутник,  камень – проводник и камень – страж... Камень – препятствие и  возможность, камень – врата и указатель на распутье... Камень – само выражение Материи, из которой Дух Человечества извлекает Ему одному доступные и понятные знаки. Камни - знаки... ». Прислушиваясь к тайным знакам камня, автор создает свой собственный эпос.  

           

                                Алексей Дмитриев. Кочевник

                                Алексей Дмитриев. Кочевье

Инсталляция Шелеста «Комментарии. Часть вторая. В Пустыне» относит нас к библейскому рассказу о сорокалетнем скитании, о людях, которым еще предстоит стать единым народом. Вопреки всем визуальным ожиданиям, вместо величественных картин, известных нам из истории живописи – яркий свет, искрящийся манн, бескрайние просторы и гордые иудеи в белых одеждах жителей пустыни – темные листы, из которых проявляются фигуры, как будто занесенные песком, теснота сбившихся в шатрах тел, странные персонажи, населяющие эти листы. И только после долгого всматривания из кажущегося зрительного хаоса человек, знакомый с еврейской традицией, может вычленить не просто образы: в этих фигурах – зарождение заповедей, рождение структур, которые станут остовом одного из самых необычных земных народов.

Здесь, в этих листах, зашифрованы почти все главные законы, праздники и запреты, которые были даны во время 40-летних блужданий по пустыне и до сих пор являются основополагающими в еврейской жизни. В этих живописных листах и объектах образы рифмуются с цитатами из Торы, суровые законы звучат библейской поэзией. Это уже вторая инсталляция из серии «Комментарии»: в еврейской традиции принято комментировать Священные тексты, постоянно сверяя их с днем сегодняшним. Шелест же создает не иллюстрации, но визуальные комментарии к Книге Книг.

                           Анатолий Шмуэль Шелест. В пустыне

Что же такое Пустыня у Шелеста, кочевой стан у Дмитриева и безлюдный городской ландшафт у Мамуки? Ведь это просто разные грани нашего земного бытия. «Великая пустыня» нашего поколения – это пространство современного цивилизованного мира, где непросто выжить. Но интуиция художников говорит нам: если можно было выжить в Пустыне, выжить в условиях вечного кочевья, можно выжить и в пустыне современного города.

Вопрос только в связи с Вечным, как бы это Вечное ни называлось.
 

Биографическая справка:

Три участника выставки, организованной кураторами иерусалимской галереи Skizza, живут сейчас в разных странах, хотя когда-то жили в одной большой Советской Империи. Мамука Цецхладзе – коренной тбилисец, никогда не менявший места своего обитания: родился в грузинской столице, здесь учился, женился, родил детей, закончил Тбилисскую Академию художеств, состоялся как художник и педагог. Алексей Дмитриев родился в Ташкенте, там же окончил Театрально-художественный институт – отделение «художник театра и кино». В начале 90-х уехал в Москву, был там успешен – и вдруг переехал в Горно-Алтайск, озадачив этим решением  друзей, знакомых и работодателей. Там и живет уже 25 лет в деревенском доме – 100 километров до Бийска, 500 – до Новосибирска, а вокруг километры горных хребтов и непроходимой тайги. Работает как театральный художник, дизайнер, иллюстрирует книги, пишет свои картины-сны. Анатолий Шелест родился в Киеве, поступил в Киевский художественный институт на отделение графики; к весне 1986 года у него было уже двое детей и твердая уверенность в том, что из Киева он никуда уезжать не намерен. Но случился Чернобыль, маленьких сыновей нужно было увозить от горящей всего в 90 километрах атомной станции. Так вся семья по приглашению дальних родственников оказалась в Ташкенте. Закончил Анатолий отделение графики Ташкентского театрально-художественного института, а потом, с папками многочисленных  иллюстраций к суфийской поэзии, оказался с семьей в Германии. И там все складывалось удачно, но в какой-то момент он – человек с религиозным сознанием – почувствовал свою глубокую, почти мистическую связь с иудаизмом. Через 6 лет пребывания в Германии репатриировался в Израиль, живет теперь в Маале Адумим – городке в Иудейской пустыне, а работает в самом центре Иерусалима, его студия – напротив стен Старого города.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson