home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Алекс Ландсберг: о чужих странах и людях

04.02.2016Лина Гончарская

Алекс Ландсберг, известный израильский промышленник, владелец компании «Сано», наконец решил открыться публике. Фотографией «для себя» он начал заниматься еще 58 лет назад – но лишь сейчас дерзнул провести свою первую персональную выставку. Эта выставка, получившая название «Прохожий», – почти шумановский рассказ о чужих странах и людях

Фотографии Алекса Ландсберга – красочные мифы о чужестранной жизни в самых разных регистрах. Поэтичные, лиричные, критичные, спонтанные – но всегда эмоционально окрашенные. В его фотомире нет ни одного бесстрастного взгляда: весь этот мир соткан из эмоций, подделать которые невозможно. Его объектив ловит дыхание парижской улицы и эйфорию массового омовения в священной реке Ганг; дурачества плясунов под чужую дудку и азарт наездников-джигитов, поигрывающих в улак-тартыш – конное поло по-киргизски; жар вулкана в Коста-Рике и безупречно-стильную непроницаемость гейш.

Из тысяч фотографий на выставке оказались всего 34 – сделанные в Кыргызстане (опять это «ы», придуманное монголом), Аргентине, Индии, Бирме, Коста-Рике, Японии, Франции. Есть среди снимков чисто декоративные – а есть декорации из хрупких материй; населены они то массовкой, то протагонистами, которые с истинно лицедейским мастерством изображают самих себя. Вот и гадайте, кто он – Алекс Ландсберг: то ли фотодокументалист, то ли фотохудожник, то ли просто коллекционер наблюдений.

- Алекс, отчего вы так долго дожидались своего «Прохожего»?

- Я и теперь, когда до открытия выставки осталось всего два дня, думаю: а может, все-таки отменить?

- Да Б-г с вами, зачем?

- Действительно, странно: мужчина, у которого есть семеро внуков, но нет уверенности в себе. Дело в том, что я максималист, мне кажется, я мог бы снимать намного лучше, так что, вероятно, не стоит пока никому показывать…

- Насколько мне известно, все началось, когда папа в 13 лет подарил вам вместо велосипеда фотоаппарат?

- Да, я мечтал о велосипеде, но он купил мне фотоаппарат «Зоркий 3», и я снимал им до 21 года.

- Каким был ваш первый снимок?

- Самого первого не помню, но я много снимал своих друзей, наши игры, свою младшую сестренку, которая только родилась тогда. Окрестности снимал.

- Сестренка родилась в Израиле, а вы, поскольку немного говорите по-русски, родились, судя по всему…

- Я, не поверите, родился в Бухаре. Русскому меня с разной степенью успеха пытались научить бабушка и дедушка, которые так и сказали: «ты должен знать хоть какой-то культурный язык». А знаете, как они попали в Бухару? Моя мама родилась в Одессе, и когда ей было два года, родители увезли ее в Румынию – как раз после революции. А во время войны вся семья бежала в Узбекистан, где прошли мои первые годы, где мне читали книги по-русски, я до сих пор помню Лермонтова наизусть.

- Вы снимаете пейзаж. Вы снимаете человека в пейзаже. И все эти пейзажи, города и люди очень эмоциональны – как будто вы окрасили их какими-то своими, внутренними красками.

- Помнится, Аристотель сказал, что художник (хотя я вовсе не считаю себя художником) сам не понимает, что он, собственно, делает. Лишь зритель, или критик, или философ, который на это смотрит, способен оценить его произведение (опять-таки, ни в малейшей мере не претендую на то, чтобы мои снимки называли произведениями). К примеру, был я на выставке, где было наглядно представлено, как два друга, Ван Гог и Гоген, рисовали одну и ту же модель. И получались абсолютно разные картины. То же – в фотографии: два человека могут снимать один и тот же объект, и снимки получатся абсолютно разными.

- Вы объездили весь мир, поскольку испытываете страсть к путешествиям – или путешествуете для того, чтобы снимать увиденное на камеру?

- Я люблю путешествовать. И если я вижу что-то, что вызывает у меня интерес, я запечатлеваю это на камеру. 

- Есть ли страна, которая изменила ваше мироощущение?

- Скорее, усилила. Все мои путешествия усиливают во мне ощущение, что мы – пусть мы и избранный народ – должны уважать других. Мир – это не только Израиль, не только Тель-Авив или Иерусалим. Мир огромен и разнообразен, интересные люди есть везде, так что мы не одни.

- А Израиль как пространство вас не интересует?

- Интересный вопрос. Дело в том, что 90 процентов фотографий я сделал именно здесь, но это личные фотографии – моей семьи, моих детей, моих семерых внуков, чьи фотопортреты украшают даже мой рабочий кабинет. А из того, что можно назвать репортажными фотографиями… да, я снимал Йом Ацмаут 50 лет назад. Вот, пожалуй, и все.

- Через фотографию легче найти контакт с чужой культурой, чужим пейзажем?

- Я думаю, да. То, что ты видишь каждый день, словно утрачивает свою ценность. А там тебя многое приводит в восторг, потому что ты видишь вещи, которых не видел прежде и, не исключено, уже не увидишь.

- Вы работаете и с черно-белой репортажной фотографией, и с живописной цветной – какой стиль вам ближе?

- В последние годы я предпочитаю цветные снимки. Скажу по секрету, что и парижские фотографии (те самые, «репортажные») я снимал в цвете, а потом сделал их черно-белыми. Мой любимый фотограф – Робер Дуано, автор знаменитого «Поцелуя». Кстати, долгие годы считалось, что это случайный снимок, и лишь в девяностые выяснилось, что ему позировала парочка начинающих актеров. Более того, он долго выбирал фон – молодые влюбленные репетировали свой поцелуй то у Эйфелевой башни, то на улице Риволи, то на площади Согласия. И, наконец, у городской ратуши, где заседает парижская мэрия – именно там запечатлен исторический Le baiser de l'Hôtel de Ville. Но и сегодня не все еще знают, что это постановочный снимок, филигранная симуляция реальности.

- Кстати, о Париже: у вас есть целая серия стрит-фотографий, одна из которых носит загадочное название «Марафон». Хотя изображено на ней нечто иное.

- Я однажды шел по парижской улице и вдруг увидел объявление о том, что, дескать, сегодня проводится марафон. Оказалось, что речь идет о винных магазинах, где можно продегустировать новые сорта – а марафон заключается в том, что люди переходят из магазина в магазин и пробуют вино.

                    Это, разумеется, не винный марафон.
                   Это верующие, омывающие карму в Ганге

- Забавно. Не менее удивило меня и то, что вы отправились путешествовать в неведомый многим Кыргызстан, который к тому же оказался очень фотогеничен.

- Совершить джип-тур по Кыргызстану мне предложил приятель, и я с готовностью согласился. Это настоящее авантюрное приключение – путешествовать по горной стране с пейзажами дивной красоты, с прозрачными озерами и бескрайними степями. Ты можешь ехать целый день – и не встретить ни единой живой души. И вдруг, будто из песка, перед тобой материализуется человек на лошади. Всадник, объезжающий мустанга. А за ним – еще несколько всадников… Очень необычное место.

- Кураторы выставок обычно любят писать в каталогах, что, дескать, фотограф неизбежно вступает в диалог с местом, которое снимает, с местной культурой и с людьми. С genius loci, если угодно.

- Диалог – суть фотографии. Воображаемый диалог, разумеется. Хотя в Кыргызстане я пытался вести и реальный диалог с местным жителями, пришлось вспомнить русский… Кстати, там когда-то было 12 процентов русского населения, теперь осталось только 5 процентов. Но они все-таки есть.

       

- Как вы думаете, фотография всегда говорит правду? И способна ли фотография передать не только истину, но и ложь?

- Фотография не говорит правды. Правда – необъективная категория. Есть 100 видов правды, у каждого – своя. Ведь каждый человек, в том числе фотограф, индивидуален и видит вещи несколько иначе, чем другие. Но это ведь и интересно! Сказать, что то, что вы видите, это правда? Кто знает? У каждого фотографа свой взгляд на объект, свои фотографические уловки. Поэтому мои фотографии говорят мою правду. Правду данного момента времени. И вообще, в искусстве нет правды. Правда – в глазах смотрящего.

- У вас много групповых портретов. Индивидуальных портретов. Лица, лица… Кто вам интереснее: человек в толпе – или конкретный, а то и известный персонаж?

- Нет, известные персонажи меня не интересуют. Их фотографий полно в газетах. Меня интересуют люди, которых я вижу на улице.

- А важна ли для вас красота лиц? Или, наоборот, не-красота, некрасивость, уродство?

- Меня, пожалуй, привлекает красота. Хотя красота кроется и в уродстве, и в морщинах – как писал Бодлер в Les Fleurs du mal, «Цветах зла»: «Вы, ангел прелести, теряли счет морщинам?», и в хаосе, и в копошении червей. К примеру, в Индии – стране нематериальной культуры – люди живут на улице, едят-спят на улице, купаются на улице, и в этом тоже много красоты. В общем, я ищу красоту во всем.

- Продолжу из Les Fleurs du mal: «И демон Трисмегист, баюкая мечту, на мягком ложе зла наш разум усыпляет». Цветы, то есть красота зла – главное украшение нашего мира. И все мы в нем живем, такова реальность. Как по-вашему, помогает ли искусство, в частности искусство фотографии, сделать нравственный выбор в пользу добра?

- В мире много зла, однако много и добра – ведь мир многомерен. Одно и то же место в разные исторические периоды может быть то «хорошим», то «плохим». Как и люди, там живущие. Германия может быть страной, где правят нацисты – и может быть страной высочайшей культуры. Просто, когда ты турист, «прохожий», ты отключен от местных проблем, и, соответственно, не страдаешь от местного зла. Ты приезжаешь туда посмотреть – и возвращаешься обратно. Ибо жить я готов только в одной стране, и это Израиль, куда я приехал в возрасте семи лет.

- Если бы вам предложили назвать одного-двух фотографов прошлого или настоящего, кого бы вы выбрали?

- Француза Робера Дуано, о котором я уже упоминал. Израильтянина Ади Неса, который снял «Тайную вечерю», где за столом вместо апостолов сидят солдаты израильской армии – это еще один великий мастер постановочной фотографии. Намеренно постановочной: в отличие от Дуано, Нес не скрывает своих режиссерских намерений. Хотя оба они исследовали границы жизни и искусства, буквально идя по следам мастеров и, в случае с Ади Несом, наступая им на пятки.

- К слову, ваш «Портрет гейши» – постановочный?

- Нет. Я не делаю постановочных фотографий. Но в отношении этого портрета действительно может возникнуть такое впечатление, ибо японцы патологически любят порядок. Вот и гейша: волосок к волоску, идеально напомаженные губы, идеально набеленное лицо… Безупречная каллиграфическая картинка, столь же безупречная, как хайку, как интерьер японского дома. Прохладная красота, подчеркивающая внутреннее изящество.

          

- Художник – обычно пролетарий. Но это не ваш случай. Что для вас фотография – хобби известного промышленника?

- Это мое активное хобби. Я люблю театр, оперу, музыку, книги, но это пассивные хобби. Опять-таки, человек не одномерен. Но чего мне благополучно удается избежать, так это превращения в придаток аккаунта в соцсетях. Если кто-то полагает, что интернет – зеркало мира, то я все-таки предпочитаю видеть его через объектив фотокамеры. Где в одном кадре, как в капле воды, отражается мир, принадлежащий тебе.

Выставка Алекса Ландсберга «Прохожий» будет проходить с 5 по 20 февраля в галерее Яффского порта (Jaffa Port Gallery, ул. Рациф ха-Алия ха-Шния, 20). Вход свободный. 


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson