home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Выставка улик

26.09.2016

В Тель-Авивском музее искусств открывается занятная экспозиция «Подделка?» (Fake?), исследующая феномен фальшивки в истории искусства, моды, литературы, религии, политики, археологии etc.

Сезанн, Ван Гог, Роден, Модильяни, Вермеер и примкнувшие к ним иудеи – такое собрание подлинных фальшивок составил д-р Дорон Лурье, куратор выставки «Подделка?» (Fake?) в Тель-Авивском музее искусств. К тому же он решил придать этой теме остроты, добавив щепотку сентиментального абсурда в виде современных еврейских мифологем – но об этом в финале. Primo, конечно, об искусстве.

      

Han Van Meegeren, Malle Babbe, 1930–1940 (in the manner of Frans Hals).
      Oil on canvas, 76x60, loan of the Rijksmuseum, Amsterdam

В нашем фиктивном мире, где одна реальность прикидывается другой – а ее обитатели кем только ни прикидываются, – рассуждать о фальшивках можно исключительно с симпатией. Если, конечно, вы любитель неотрефлексированных метафор сознания и готовы облиться слезами над вымыслом. Подделка – крайне увлекательное явление, которое людей всегда интриговало. В пространстве вымысла, которое ничуть не уступает пространству истории, мирно уживаются фейки неодушевленные и одушевленные – если речь идет о самозванцах. В любом случае, это некий объект, который притворяется тем, чем он не является.

Однако не всё то, что не является подлинным, является поддельным. Между этими двумя терминами обретается целый спектр иных понятий, таких как копия, вариация, гравюра, цитата, имитация, подражание и так далее. Из этих нарративов складывается отдельное сюжетное поле, на котором вырастает множество вопросов – к примеру, что такое реальный? На выставке «Подделка?» тут же приводится занятный пример: как Чарли Чаплин занял всего лишь третье место в конкурсе своих двойников в Монте-Карло.

Кажется, нет в мире музея, который не накопил бы фальшивок в своих запасниках. В подвалах Тель-Авивского музея искусств, к примеру, хранится подложное полотно Поля Сезанна «Пять купальщиц», скульптура, приписываемая Огюсту Родену, картины и рисунки, ошибочно считавшиеся ранее работами Амедео Модильяни. Да и другие израильские и нидерландские музеи охотно поделились с куратором своими подделками, в частности, сомнительными произведениями Ван Гога.

       

                      Forgery of Paul Cézanne’s, Five Bathers.
                       Oil on canvas, Tel Aviv Museum of Art

Изюминкой экспозиции являются подделки известнейшего голландского фальсификатора по имени Хан ван Меегерен (1889-1947), который писал картины в стиле Вермеера и выдавал их за оригиналы. Израильский зритель впервые увидит его полотна «Христос в Эммаусе» и «Иисус и грешница» – в свое время Меегерену удалось ввести ими в заблуждение крупнейших экспертов мира. Немудрено: картины писаны красками, изготовленными по старинным технологиям, и кистями из барсучьего волоса, каковыми пользовался дельфтский сфинкс in propria persona.

   

                 Han Van Meegeren, Supper at Emmaus, 1937
                             (in the manner of early Vermeer).
 Oil on canvas, loan of the Museum Boijmans van Beuningen, Rotterdam

Копировать и подражать мастера искусств научились уже на заре истории. Не ведая стыда, копиисты Древнего Рима лихо воссоздавали греческие статуи – а римская знать, не ведая культа аутентичности, охотно их приобретала. И не было в том ничего предосудительного: к примеру, кто бы знал о Лаокооне и прочих шедеврах эллинистического периода, не дойди они до нас в римских копиях? В эпоху Ренессанса пробил час фальшивомонетчиков: коллекционировать античные монеты стало модным, причем занимались этим среди прочих Микеланджело Буонарроти, Джорджо Вазари, папа Пий IV и целая группа императоров, включая Филиппа II и Екатерину Медичи. Кстати, Микеланджело был одним из первых, кто выступил против несправедливого отношения современников к пророкам в своем отечестве: аристократы, готовые платить огромные деньги за антиквариат, игнорировали живущих с ними рядом художников, оттого будущий сметливый гений итальянского Возрождения взял да и изваял поддельного купидона a la antique. После чего искусственно его состарил и выручил неплохую сумму, а главное, отомстил «знатокам», не желавшим признавать его таланта.

      

              Han Van Meegeren, Christ and the Adultress, 1942.
Oil on canvas, collection Museum de Fundatie, Zwolle, the Netherlands,
         loan from the Cultural Heritage Agency of the Netherlands

Еврейский народ тоже не раз становился жертвой фальшивок: вспомнить хотя бы «Протоколы сионских мудрецов» или обвинение Альфреда Дрейфуса на основании поддельных документов. Да и в наши дни история Израиля пестрит подделками – вроде подписания «Декларации независимости», которая была подписана до того, как была написана. Сюда же относятся сомнительное авторство национального гимна «Атиква», а также песни Наоми Шемер «Золотой Иерусалим», подозрительно напоминающей колыбельную басков (впрочем, сейчас это вежливо назвали бы кавером, а вовсе не плагиатом); последние слова Трумпельдора, не говорившего на высоком иврите и оттого не способного составить приписываемую ему фразу «טוב למות בעד ארצנו», а выругавшегося русским матом; железные скелеты Баб эль-Вад, собранные из металлолома в Црифине в 1958 году и прочая. Всё это можно увидеть на выставке – рядом с так называемыми «положительными подделками», изготовленными в борьбе за правое дело, вроде фальшивых паспортов сотрудников Моссада или аусвайсов героев голландского Сопротивления. И, наконец, в экспозиции присутствуют шитые белыми нитками поддельные товары известных брендов – сумки Louis Vuitton и Issey Miyake, часы Rolex etc.

В названии выставки не случайно стоит вопросительный знак. Ведь самое занятное заключается в том, что по зрелом размышлении вы осознаете: любая фальшивка – подлинный исторический документ своей эпохи.

Выставка будет проходить в Тель-Авивском музее искусств с 30 сентября года текущего по 25 февраля 2017-го.

Фотографии предоставлены Тель-Авивским музеем искусств


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson