home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Израильский филармонический празднует 80-летие

23.11.2016Лина Гончарская

80-летний оркестр по-прежнему прельщает лучших дирижеров и солистов, в чем нам вскоре представится возможность убедиться: в тель-авивской аудитории имени Чарльза Бронфмана под занавес года пройдет грандиозный фестиваль. Двойной день рождения – маэстро Зубина Меты и его коллектива – праздновать будут с размахом, в контексте музыкальной культуры последних пяти веков.

                             Zubin Mehta. Photo: Oded Antman

Юбилейный фестиваль ИФО – рекордсмен по соседству контрастных акустических событий; при этом в программе его сочетаются опусы очевидные и не совсем. К примеру, «Времена года» Вивальди вступают в полемику со Вторым фортепианным концертом Бартока, а утомленные симфонии (или, коли зима, зимфонии?) вроде Пятой Чайковского ежатся в углу при виде бетховенских и шубертовских опусов, укрывшихся от внимания лет. Но самое весомое отличие нынешнего юбилейного фестиваля от прочих филармонических – продолжительность и насыщенность концертных программ, каждая из которых напоминает марафон.

Музыкальные увеселения начнутся с цепи партитур – оркестр нетто, никаких солистов. Жонглировать стилями выпало на долю маэстро Риккардо Мути – бывшего главного дирижера La Scala и долго с этим театром рифмующегося (как минимум, с 1986-го по 2005-й), к тому же пятикратного героя зальцбургского Pfingstfestspiele. В программе его, состоящей из опусов раннего и зрелого XIX века, задиристой увертюре к комическому фарсу Россини «Шелковая лестница» отвечают обманчивая простота Второй симфонии Брамса и болезненная горечь Восьмой («Неоконченной») симфонии Шуберта. Ну а чем дальше – тем веселей и волшебней, ибо под занавес итальянец припас две романтические сказки про эльфов: Ноктюрн и Скерцо из «Сна в летнюю ночь» Мендельсона и увертюру Вебера к опере «Оберон». Самое примечательное, что той же программой дирижировал в 1936-м, на первом концерте нынешнего ИФО, Артуро Тосканини.

                          Riccardo Muti. Photo: Silvia Lelli

За оркестровым предисловием последует выступление четверки скрипачей первой величины – тут вам и давний наш любимец Леонидас Кавакос, и недавняя Никола Бенедетти, и Дэвид Гарретт, и Юлиан Рахлин, – коим уготована весьма необычная роль: передать витальную напряженность барокко через «Времена года» Вивальди. Каждому из солистов предписан свой сезон и, соответственно, свои климатические условия. Гарретт станет «Весной», продуваемой Зефиром, Рахлин изобразит «Лето», где даже суровому Борею не под силу приглушить жару, Бенедетти – хмельную «Осень», обитель Бахуса, Кавакос – небезнадежную «Зиму», где в небе Сирокко с Бореем сошлись. Отправлять солистов на все четыре стороны и попутно направлять оркестр в четырех самых заигранных концертах Вивальди предстоит австрийцу Манфреду Хонеку – в прошлом скрипачу и альтисту, ныне главному дирижеру Питтсбургского симфонического оркестра. После аттракциона на тему сотворения мира с его нарочито потешными эффектами публику ожидает Пятая симфония Чайковского, которую сам композитор долго не любил, называя «отталкивающей, неискренней и какой-то деланной», но потом все-таки с нею смирился.

                               David Garrett. Photo: Uli Weber

Клавирабенд Евгения Кисина, о котором все уже наслышаны, включает до-мажорную, 10-ю сонату Моцарта, «Аппассионату» Бетховена, Интермеццо оp. 117 Брамса, «Гранаду», «Кадис», «Кордову» и «Астурию» из «Испанской сюиты» Альбениса и «Viva Navarra!» Хоакина Ларрелья. Четыре дня спустя, уже с оркестром под управлением Зубина Меты, Кисин исполнит Второй фортепианный концерт Рахманинова – и это гиперинтересно, учитывая, что в последнее время при исполнении сего сочинения наш оркестр постоянно переигрывает солиста. А вовсе не потому, что Второй Рахманинова – второй по исполняемости концерт в мире (после Первого Чайковского, разумеется).

                         Evgeny Kissin. Photo: Dan Porges

Экстравагантная китайская пианистка Юджа Ванг также явится публике дважды: первый раз – с австрийским перкуссионистом Мартином Грубингером, второй раз – в дуэте с молодым израильским дарованием Лаавом Шани. В первом концерте, грозящем превратиться в из ряда вон (точнее, из филармонических стен) выходящее шоу, прозвучат Соната для двух фортепиано и ударных Бартока и «One Study One Summary» новозеландского композитора Джона Псатаса. Во втором – концерт Моцарта для двух фортепиано; кроме того, Лаав Шани исполнит Первый фортепианный концерт Шостаковича.

Ну а дабы ощутить настоящее чувство такта (во всех смыслах, заметьте), отправляйтесь на главные концерты фестиваля. В первом из них солирует магистр игры и магических нюансов Ефим Бронфман со сложнейшим Вторым фортепианным концертом Бартока (нелишне будет упомянуть, что за запись всех концертов Бартока пианист получил Grammy) и Третьим фортепианным концертом Бетховена, который в его версии лишается патетики, становясь средоточием чистой философской мысли. За пультом – маэстро Зубин Мета, под чьим управлением ИФО исполнит на десерт плутовскую симфоническую поэму Рихарда Штрауса «Веселые проказы Тиля Уленшпигеля», вещицу на диво шаловливую и обаятельную и к тому же миниатюрную (всего 15 минут звучания). Музыка здесь словно уворачивается от дирижерской палочки, подобно увертливому сорванцу и пройдохе Тилю, способному одурачить любого ученого мужа, а неученого – тем более.
 

                      Yefim Bronfman. Photo: Dario Acosta

Второй главный концерт, составленный исключительно из произведений Бетховена, ознаменован участием сразу двух великих пианистов – Ефима Бронфмана и Мюррея Перайи, а также немилосердно прекрасного скрипача Пинхаса Цукермана и его супруги-виолончелистки Аманды Форсайт (не пытайтесь купить билеты на этот концерт, они улетучились как-то сразу). Бетховен представлен здесь увертюрой «Леонора № 3» в исполнении оркестра под управлением Зубина Меты, Скрипичным концертом (Пинхас Цукерман), Пятым фортепианным концертом «Император» (Мюррей Перайя) и Тройным концертом для скрипки, виолончели и фортепиано (Цукерман, Форсайт, Бронфман).

         Pinchas Zukerman & Amanda Forsyth. Photo: Shai Skiff

Третьим раритетным событием обещает стать выступление дуэта Бронфман-Цукерман с тремя сонатами для скрипки и фортепиано: до-мажорной К. 296 Моцарта, ля-мажорной D. 574 («Дуэт») Шуберта и фа-мажорной № 5 op. 24 («Весенняя») Бетховена. Редкий шанс прочувствовать всю мощь камерной программы и проникнуть в чужой диалог – укромную беседу интеллектуала и поцелованного Б-гом, простую в своей сложности и сложную в своей простоте.

Фестиваль будет проходить с 20 по 31 декабря в тель-авивской аудитории имени Чарльза Бронфмана. Расписание концертов и заказ билетов здесь.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson