Искусство в наши дни должно принадлежать народу. Так решили в Израильском Центре цифрового искусства, который расположился в самом демократичном районе Холона - Джесси Коэн. Подальше от VIP'ов, от элиты, от истеблишмента и прочих «селебритиз». Высоколобые умненькие кураторы, отучившись в Европах, охотно пошли в народ, подключив к сему славному делу художников-единомышленников. Последние, в свою очередь, начали вовлекать зрителя в творческий процесс и делать его активным участником собственного арт-проекта.
Арт-проект, заметим, может представлять собой что угодно. К примеру, бесплатный ремонт квартиры любого обитателя Джесси Коэн (надо сказать, что в этом не очень благополучном районе значительная доля муниципального жилья действительно нуждается в реконструкции). Или книжку комиксов, созданную на основе личных рассказов местных жителей о них самих и об их взаимоотношениях с соседями.
В общем, забудьте о традиционном музейном: «руками не трогать!». Отныне можно не только потрогать экспонаты руками, но и взять их с собой. И вырастить, к примеру, собственный сад - из семян, позаимствованных на выставке.
Автор садово-огородной идеи - американский художник, эколог и «радикальный садовник» Фриц Хэг. Именно он разбил сад в Джесси Коэн с помощью местных жителей, назвав свой проект «Съедобные владения» (Edible Estates). О сути этого проекта с Фрицем Хэгом побеседовала куратор Мария Вейц.
Концепция урбанистического огородничества, когда люди сами выращивают овощи и фрукты в городском пространстве, уже давно захватила многие города. Эта инициатива принимает самые разные виды, в том числе и форму арт-проектов.
Фриц Хэг - американский художник, архитектор и перформер, работающий в сфере паблик-арта и выстраивающий свои проекты в тесной связи с локальным контекстом и с привлечением местных жителей. Один из его известных проектов Edible Estates («Съедобные владения») - создание огородов в городской среде - был представлен в США, Италии, Венгрии, Турции и Дании. В мае Фритц приехал в Холон по приглашению Израильского Центра цифрового искусства, чтобы разбить здесь сад. За два дня сухая площадка перед домом превратилась в настоящий огород, где будут расти помидоры, баклажаны, розмарин и авокадо.
- Фриц, как начался проект и какова была его первоначальная идея?
- Проект Edible Estates начался в 2005 году, когда мои интересы стали смещаться от архитектуры в сторону ландшафтного дизайна и работы с садами. Я хотел сделать проект не только для профессионального сообщества, которое обычно крайне изолировано от обычной публики, а для широкой аудитории, которая захочет включиться в творческий процесс. Идея сделать огород, где люди бы сами выращивали овощи и фрукты, пришла уже потом. Проект начался в Америке, в Канзасе; мне очень хотелось начать его в географическом центре США и поработать с одним из символов американской культуры - лужайкой перед домом в пригороде. Это показатель статуса, лицо дома, то, на что обращают внимание соседи и по чему они судят о тебе, символ американской мечты и всего, что с ней связано. У этого пространства масса разных значений, поэтому я хотел превратить его в скульптурную инсталляцию, тотально изменить его вид и смысл, разбив там огород и посадив овощи. В итоге под моим руководством жители разных городов США и Европы создали уже двенадцать садов и огородов. Тринадцатый сад был разбит в районе Джесси Коэн нынешним летом.
- Как вы строите свое исследование и выбираете тех, кто будет участвовать в проекте?
- Исследование проходит в несколько этапов, я приезжаю в город, изучаю ситуацию, местные условия проживания, климат, пытаюсь понять, как здесь живет большинство людей, а потом ищу дом или семью, которая бы разместила огород у себя. Важный критерий выбора дома - наличие человека, знающего толк в растениеводстве, который продолжит ухаживать за огородом и привлечет к этому соседей. Здесь, в Холоне, куда меня пригласил Израильский Центр цифрового искусства, я во многом полагался на его сотрудников, которые хорошо знают местный контекст. Мы посмотрели несколько площадок и выбрали место на улице Хаамораим. Это большое открытое пространство перед четырехэтажным домом - типичной постройкой для этой части города - прямо-таки взывало об изменениях: там был просто островок сухой земли без единой травинки. Я также обратил внимание на один из балконов - он был весь увит яркими цветами. Было понятно, что в квартире живет человек, который знает растения и понимает, как ухаживать за ними, делает это с удовольствием и может вовлечь в процесс других жильцов. Я доволен результатом - мы нашли идеальное место, люди подходят, интересуются тем, что мы делаем, задают вопросы, говорят, что хотят сделать то же самое рядом со своими домами. Это очень заразительный проект и довольно простой - увидев, как это делают другие, ты без особого труда можешь сделать что-то похожее сам.
- Вы как-то отслеживаете, что происходит с вашим проектом после того, как вы его начали?
- Да, конечно. Я поддерживаю связь со всем семьями, слежу за тем, как все развивается. В то же время здесь очень важно не перегнуть палку и установить определенную дистанцию по отношению к своему проекту, полностью отдав его тем, для кого он был сделан. Самое ужасное будет, если люди начнут думать, что выращивают сад для меня, а это ведь не так - он теперь принадлежит им, они за него отвечают и развивают так, как они хотят. Так что в течение первого сезона я документирую происходящее, а потом удаляюсь. Не хочу все время маячить у людей на глазах. Если все было сделано правильно, и я выбрал правильных людей, то проект обычно продолжается, люди признают его своим и охотно за ним ухаживают.
- Вы начали проект в 2005-м, за последние 7 лет интерес к урбанистическому огородничеству возрос - это стало новым городским хобби, сплачивающим членов местных сообществ. Повлиял ли этот процесс на вашу работу?
- С тех пор, как проект стартовал, концепция городского садоводства и правда затронула многие большие города. Я не занимаюсь этим профессионально или с коммерческими целями - меня нельзя нанять для создания огорода. Инициатива сделать такой проект обычно исходит от арт-институции, это арт-проект. Но он уже завершен, поскольку понимание важности урбанистического огородничества и тенденция по его развитию настолько возросли, что мне больше нет смысла это продолжать. Мне кажется, нужно остановиться и переключиться на что-то другое.
- Почему, как вы думаете, люди стали больше внимания уделять тому, чтобы выращивать свою собственную еду?
- Я думаю, что после Второй мировой войны, с развитием промышленности, мы привыкли к тому, что наша еда производится в не всегда понятных условиях, мы не знаем, как это делается, и это часто рождает много вопросов. К тому же в СМИ постоянно публикуется информация о том, как производится эта еда, что иногда подчас отбивает всякое желание ее купить. Нам неясен путь наших продуктов с момента их производства до попадания на наш стол, мы не знаем, в каких условиях ее выращивали, наколько она экологична, нет ли там опасных веществ - обо всем этом приходится только догадываться. Безусловно, здесь существуют две экстремальные точки зрения. С одной стороны, есть группа людей, очень хорошо информарованных о современных технологиях выращивания еды, для которых на первом месте ее экологичность, свежесть и натуральность. Это такая привилегированная группа, которая выбирает только органические продукты и то, что нельзя найти в обычном продовольственном магазине в силу своей экзотичности и дороговизны. Такие люди, безусловно, лучше контролируют источники поступления своей еды. На другой стороне находятся люди с невысоким доходом, которым и выбирать-то особенно не приходится. Самое ужасное при этом, если они живут в таких продуктовых пустынях, где свежей здоровой еды в общем-то и не купить в силу экономических причин. В Америке есть такие места, как Детройт, где основное место продажи еды - бензозаправки или магазины, где продается все - от стирального порошка до супов Сampbell's, но это просто полуфабрикаты, еда из упаковок и рестораны быстрого питания. В таких местах выращивание своей еды - это вопрос не эстетства, а выживания.
- Проект Edible Estates в Риме был плотно связан с историей города и тем, что там ели раньше. Вы стараетесь контекстуализировать каждый свой проект?
- Ну, садоводство и огородничество по определению завязаны на контекст - ведь нужно выбрать те растения, которые приживутся в той среде, с которой вы работаете, для них это должны быть естественные условия, огород должен отражать климатические особенности каждого города, иначе он просто не вырастет. Если вы сажаете огород в одном городе, а потом едете в другой, то вам придется адаптировать свой выбор растений к новой локальной истории. Одна из основных идей моей работы - в том, чтобы взять какую-то глобальную идею, которую можно применить и развить в локальном контексте. Edible Estates предлагает всем такую концепцию - сажать и выращивать свою еду открыто, в публичном пространстве. Оно, соответственно, тоже зависит от местного контекста: в Лос-Анджелесе мы работали с лужайками перед домами, в Риме - с небольшими террасами на крышах, в Лондоне - с общественными газонами и скверами в городском пространстве, в Холоне мы работаем с домом, который представляет собой типичный пример муниципального жилья в Израиле, и пространством перед ним, которое жителями никак не используется.
- Расскажите о проекте в Венгрии. Для стран бывшего социалистического блока мысль о собственном огороде, наверное, пока еще не кажется такой привлекательной. Не так давно люди выращивали овощи, чтобы поддержать семью, а не для того, чтобы заботиться о своем здоровье. Как ваша идея была принята в Будапеште?
- Там было непросто, и сначала идея была воспринята многими без особого энтузиазма. Я вообще заметил, что в Венгрии есть некий западнический уклон - люди хотят иметь большие машины, как в Америке, по несколько сотовых телефонов, много денег, так что садоводство пока не стало чем-то привлекательным. Вообще к огороду отношение не очень позитивное, там есть такое понятие, как кухонный сад, где выращивают обычно овощи и разные травы. Так вот, этот сад всегда находится в неприглядном каком-то месте, в каком-нибудь самом дальнем углу, словно его стыдятся. Поэтому все огороды там не очень красиво выглядят, и никто не стремится их сделать красивее, их предназначение - функциональность, а не красота. Есть, конечно, и красивые сады, но там никаких овощей нет, просто цветы. Заметно, что культура выащивания собственной еды там постепенно утрачивается, хотя некоторые пытаются ее возродить. Но для большинства эта идея не представляется интересной, это, скорее, напоминает людям о нужде и бедности.
- По какому принципу вы выбираете растения?
- Чем больше и разнообразнее, тем лучше. Все, конечно, зависит от климата. Я выбираю то, что сможет вырасти и плодоносить в предлагаемых условиях, но какого-то четкого списка у меня нет. Первый сезон в этом плане показателен, потому что семья сама решает, что лучше растет, и на это основании делает выбор растений на следующий год, так что они сами контролируют дальнейшую судьбу огорода.
- Что касается конструкции сада, то она каждый раз повторяется?
- Нет, каждый раз это абсолютно новый дизайн, причем для декорирования мы обычно используем то, что можем найти под рукой. Я стараюсь ничего не покупать, мне вообще новые вещи не очень нравятся, поэтому дизайн всегда основан на том, что можно найти или получить бесплатно. В Израиле мы использовали куски разбитой бетонной плитки, в Техасе мы нашли залежи больших камней и стволы кипариса, в Будапеште мы работали с красной кирпичной кровельной плиткой, в Риме - с корзинами для фруктов, которые нашли на помойке. В Дании рядом с будущим огородом находился лес, так что для его дизайна мы использовали все, что там нашли - сухие ветки, камни... В Минеапполисе мы нашли упавшее ивовое дерево и работали с его частями. Повторю, идея проекта в том, что такое сад может сделать любой. Красота этого проекта - именно в простоте и доступности.
- В Центре цифрового искусства в Холоне подумывают о том, чтобы ваш проект положил начало созданию других садов в районе Джесси Коэн. Как вы относитесь к этой идее?
- Я был бы рад, если бы идея прижилась и вдохновила людей на создание своих огородов. Не думаю, что здесь потребуется мое участие, и это даже хорошо - я рад, что проект вдохновляет людей на свои собственные действия.
- Насколько я понимаю, этот сад - последний, на нем ваш проект заканчивается. Что дальше?
- У меня много параллельных проектов, этот - лишь один из них. Edible Estates - часть трилогии о животных, растениях и людях. Еще есть Animal Estates, о дикой природе в городе и о месте животных в нашей современной жизни, и Domestic Intergrities. Этот проект представляет собой собрание разных предметов, создаваемых из того, что можно найти на улице, вырастить или сделать своими руками в домашних условиях, чтобы украсить свое жилище. Это и сотканные ковры, и корзины выращенных самостоятельно фруктов и ягод, и самодельные мебель и мыло, и лекарства народной медицины, ткани, одежда и многое другое. Зрители имеют возможность полностью погрузиться в арт-среду - сняв обувь, они могут сидеть на коврах или перемещаться по выставке, выстроенной как жилое пространство - почти все экспонаты можно потрогать, понюхать и попробовать. Этот проект тоже путешествует по миру и уже выставлялся на шести площадках, включая МоМА в Нью-Йорке и Hammer Museum в Лос-Анджелесе.
- То есть природа и животные - основные источники вашего вдохновения?
- Скорее, все, что относится к живой природе - в центре моих проектов, будь это выставка или образовательная деятельность. Иными словами, это всегда жизнь и то, что непосредственно связано с природой. |