home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Музыкальное искупление: «Летучий голландец» в Met

18.05.2017Лина Гончарская

Умеренная режиссура и традиционная сценография отступают под натиском красивой вагнеровской музыки. И охотно ей уступают

Главное в этой постановке происходит не на сцене, а в оркестровой яме: на капитанском мостике – Янник Незе-Сеген, восхитительный канадский дирижер утонченного темперамента, который вот-вот станет новым музыкальным руководителем нью-йоркской Metropolitan Opera. Соответственно, сей спектакль для него – в некотором роде инаугурационный жест. Когда из ямы раздается грозный клич Голландца, озвученный валторнами и фаготами, в воздух вместе с ним взмывают россыпи морских звезд; английский рожок, поющий в увертюре за Сенту, бальзамом проливается на душу и доводит до экстаза в финале оркестрового предисловия, заверяя в том, что искупление все-таки возможно. О том же возвещает блеск глаз дирижера, коему внятны и оживленные вагнеровские темпы, и чистые созвучия (в их чистоте ощущается даже некая упоенность; кажется, будто Янник Незе-Сеген берет в руки всякий брошенный в партитуру драгоценный камешек и любовно рассматривает на свет).

Речь, между тем, идет о «Летучем голландце» господина Вагнера, табуированного в наших палестинах всерьез и надолго и оттого (запретный плод сладок) заманившего меня в Met по весне в дни нью-йоркских каникул. Как вы, безусловно, знаете, повествуется в опере о бедном Голландце, Вечном Жиде океана, скитающемся на корабле-призраке в надежде встретить преданную ему до смерти женщину, которая наконец дарует ему избавление от всей этой суеты. Ну а поскольку дьявол не верит в женскую верность, он разрешает заколдованному капитану раз в семь лет сходить на берег и жениться – увы, с одним и тем же результатом, после чего мингеер вновь отправляется блуждать по морям до страшного суда. Мораль пьесы для женщин заключается в том, что они должны остерегаться выходить замуж за летучих голландцев, а мужчины могут из этой пьесы вывести, что даже при самых благоприятных обстоятельствах погибают из-за женщин, резюмировал Генрих Гейне в «Мемуарах господина фон Шнабелевопского»*.

В вагнеровской драме Сента, дочь норвежского моряка Даланда, призвана освободить вечного скитальца от пытки бессмертием; для этого ей нужно отречься от прежних любовей (в лице Эрика), а еще лучше, броситься со скалы в море (что несчастная и делает). Ныне подобный сюжет обратили бы в готический ужастик с зомби на первых ролях, однако в Met «Летучий голландец» идет в режиссуре Августа Эвердинга (1928-1999), маститого германца, который во всех своих спектаклях был до боли традиционен. Оттого и вагнеровскую сагу о сверхъестественном заземлил и даже приземлил – даром что большая часть действия разворачивается на море. Ни тебе черноты неживого, ни красок живого, долой дихотомию и никчемные мысли о расчеловечивании.

Выхолощенные режиссером сущности, лишенные иномирья и штормовых накатов по части сценической эстетики, скрашивают вызубренные некогда до последней ноты дивные музыкальные номера вроде хора матросов с предельно высоким уровнем тестостерона или девичьей песни прях с томительными секундовыми вздохами, предчувствие которых Незе-Сеген позволил нам ощутить почти воочию в балладе Сенты – не без содействия драматического сопрано Амбер Вагнер, разумеется. Американская певица с великолепным жемчужно-теплым тембром, способная выразить в звуке немалый спектр душевных состояний, не зря оказалась однофамилицей композитора; ее пение конгениально его музыке, что когда-то подтвердила партия Элизабет в «Тангейзере», а ныне добавила Сента. Под стать ей и лирический баритон Михаэль Фолле в образе Голландца, сразивший поистине демонической энергией и даже некоей одержимостью (музыкой, естественно). Прочий экипаж корабля опять-таки не подкачал; достаточно вспомнить Даланда, отца Сенты, в изображении знаменитого вагнеровского баса Франца-Йозефа Селига, достоверного в каждой ноте, или незадачливого жениха Эрика («Летучий голландец» в Met идет во второй редакции, где экс-возлюбленный Сенты зовется Эриком, а не Георгом), озвученного манящим тенором Аджа Глуекерта, или второго тенора, Бена Блисса в партии рулевого. И, разумеется, ветерана нью-йоркской сцены Долору Заджик – безграничное меццо-сопрано, чей грозовой тембр прекрасно иллюстрировал архетипический образ кормилицы Марии в инвалидном кресле.

Оркестр неутомимо летает над залом почище любого Голландца, насыщая воздух сумрачной романтикой, там же летают голоса, не испытывая ни малейших трудностей, однако на сцене практически ничего не происходит: Эвердинг явно смакует однообразие множеств. Сценограф Ханс Шавернок тоже решил не заморачиваться, лишь слегка отредактировав текст: вместо кроваво-красных парусов – кроваво-красный якорь, продетый серьгой в нос корабля-призрака; вместо океанского лайнера – светящийся авианосец, опускающийся на сцену откуда-то из поднебесья, отчего его прожектора смахивают больше на посадочные огни НЛО. Остальное – сплошные клише: корабельный штурвал (реального корабля, не призрачного), мачты, айсберги, уютно-плюшевая бюргерская обитель Сенты, ровно, гладко, без затей. Разве что сверкнет пару раз тут да там, напоминая о посюстороннем и потустороннем, полыхнут пожарищем призраки и сублиманты, да и ладно. Разве что Голландец появится на гигантском подвесном трапе откуда-то сверху, и туда же и уйдет. Хотя некое переосмысление сюжета со стороны режиссера все же наличествует – если учесть, что норвежские подружки героини на протяжении всего второго акта шьют простыни, тогда как оригинал настаивает на прядении на прялках (о чем и поется в упомянутом выше хоре «Ну, живей работай, прялка», да и в оркестре слышится жужжание веретена).

Впрочем, насчет музыки режиссер прав: она столь изысканно красива сама по себе, что звучи опера Вагнера в самом что ни на есть концертном исполнении, вряд ли от нее убыло бы. Посему реально-бытовой с режиссерско-сценографической точки зрения спектакль не фраппирует, а уносит в надмирные выси.

* Повесть на основе старинной легенды, составившая основу либретто вагнеровской оперы.

Фото: Richard Termine / Metropolitan Opera


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson