home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Первый самолет изобрел… Теодор Герцль

22.10.2013Маша Хинич

В суете наших дней, когда полеты на самолете стали не то что обыденностью – на них никто попросту не обращает внимания, романтика братьев Райт и Сент-Экзюпери кажется архаичной и непонятной. Настолько ушедшей в прошлое, что впору открывать музеи и устраивать выставки. Что и делается повсеместно по всему миру.

Мечта человека обрести крылья осуществилась 110 лет назад, когда братья Райт смогли пролететь первые 12 секунд на аппарате тяжелее воздуха. История воздухоплавания началась в 1903 году. История воздухоплавания в Эрец-Исраэль – в 1913 году. Сто лет прошло с момента аварийной посадки первого самолета в Яффо – через десять лет после полета братьев Райт и через 17 лет после того, как Теодор Герцль написал фантастический рассказ о «пилотируемом летающем корабле».

Свою пророческую фантазию вождь мирового сионизма опубликовал в 1896 году. Героем рассказа стал обитатель сумасшедшего дома, делящий палату с другими безумными изобретателями летательных аппаратов. Тем не менее, ему удалось воплотить в жизнь свою мечту и построить дирижабль. Однако спустя некоторое время еврейский кулибин разочаровался в роде человеческом, придя к выводу, что рожденные ползать летать не могут: их удел – передвигаться по земле.

Как известно, Теодор Герцль умер год спустя после полета братьев Райт – в 1904 году. Любопытно, что современные толкователи левого толка склонны рассматривать его рассказ ни больше ни меньше как аллегорию краха сионистских идеалов.

О его предвидении полета повествует новая выставка в музее Эрец-Исраэль в Рамат-Авиве – показывающая, рассказывающая и «симулирующая» (с помощью приборов-симуляторов) историю становления израильской военной и гражданской авиации в период между 1913-м и 1948-м годами. Над старыми черно-белыми фотографиями гордо, почти как буревестник, реет самолет «Блерио» - маленький и хрупкий. А под крыльями его плывут проецируемые на стены зала виды Тель-Авива с высоты – кадры из найденных в архивах первых авиасъемок.

27 декабря 1913 года на яффском пляже приземлился первый самолет в Эрец-Исраэль – французский «Блерио». Принадлежал он Жюлю Ведрину, участвовавшему в авиаперелете из Парижа в Каир. В Яффо самолет вынужден был совершить аварийную посадку: первоначально планировалось, что аппарат приземлится на территории «Микве-Исраэль», но из-за ветра, темноты и поврежденного колеса посадка произошла у моря. Ведрин был одним из пяти пилотов, которые совершали перелет по инициативе Французского авиаклуба. Их целью было попасть в новые города, находящиеся на трех континентах – в Европе, Азии и Африке.

Еще один самолет приземлился 31 декабря 1913 года в Эмек-Рефаим в Иерусалиме, а его пилоты Марк Боннье и Иосиф Барнье были названы «первыми воздушными паломниками». Этот перелет вызвал бурный интерес в газетах, выходивших в то время в Эрец-Исраэль, окрестивших пилотов «рыцарями неба» и «героями своего времени». И хотя в Иерусалиме первые самолеты называли «птицами дьявола», развитие авиации в Эрец-Исраэль было бурным и быстрым, несмотря на то, что многие, в том числе и писатель из Одессы Эльханан Лейб Левински (именем которого названы колледж и рынок) отзывались о возможности полетов и использования авиации скептически.

Именно с этой даты – с декабря 1913-го – и началась, по мнению куратора выставки Рахель Бонфил, эра воздухоплавания в Эрец-Исраэль. Экспозиция «Предвиденье полета» анализирует историю зарождение авиации еще до появления государства Израиль: процесс, тесно связанный с экономическими, политическими и военными событиями тогдашнего ишува. Фотографии (среди которых немало замечательных работ Золтана Клугера), кадры авиасъемки, документальные свидетельства, плакаты, живописные работы Реувена Рубина и Нахума Гутмана, газеты, детские книги, макеты самолетов, марки и конверты того времени – всё, что было связано с авиацией в еврейском ишуве, –представлено на этой небольшой, но емкой выставке. И, конечно, плакаты с образами пилотов – героев и символов того времени. Кстати, центральный экспонат выставки – как раз тот самый самолет «Блерио» в натуральную величину, точнее, его точная модель из ткани, дерева и фанеры, изготовленная учениками авиационной школы «Гольц» в Тель-Авиве под руководством историка израильской авиации Дани Шалома. Детали для этой модели – к примеру, крепежные винты самолета – были изготовлены по технологиям начала 20 века, а саму модель строили два года.

Слабо верится, что когда-то «Блерио» был вершиной технической мысли и в 1909 году за 37 минут пересек Ламанш. Столь же сложно представить себе, как люди рисковали, поднимаясь в воздух на этих «этажерках». Грянувшая вскоре Первая мировая война ускорила производство новых воздушных судов, над Эрец-Исраэль стали появляться военные самолеты. Пилоты фотографировали землю с воздуха, и благодаря тем военным снимкам можно увидеть, как выглядела наша земля в начале прошлого века. Интересно, что у истоков военной авиации ишува стояли турки, немцы и англичане. Одним из условий передачи Эрец-Исраэль под британский протекторат в 1917 году, выдвинутых турками генералу Алленби, было требование задействовать в местной авиации британских летчиков. Опять таки с разрешения турецких властей в годы Первой мировой войны в ишуве действовали 8 немецких летчиков, базировавшихся на аэродроме около нынешней Афулы. И эти истории – лишь малая часть рассказов с выставки «Предвиденье полета».

В 1930-е годы в Эрец-Исраэль начали появляться авиаклубы – по инициативе лидеров организации «ха-Шомер» Исраэля Шохата и Цви Надава. Первый клуб был создан в 1933 году и назван «Летающий верблюд». В этих клубах закладывались основы технологического обучения будущих пилотов. В 1930-е годы в стране были созданы две первые гражданские авиакомпании: «Авирон» по инициативе Дова Хоза и Ицхака Бен-Яакова и «Нетивей авир» Пинхаса Рутенберга. Эти компании приобретали гражданские самолеты для внутренних и международных перелетов, а британские власти строили аэропорты в разных районах Эрец-Исраэль. Проходившие в то время выставки и газетные статьи буквально заманивали молодежь в небо.

Дети и внуки первых пилотов «дьявольских птиц» откликнулись на просьбу куратора выставки и передали музею множество документов и фотографий. Нам же осталось только прийти и оценить осуществленную мечту тех, кто не боялся подняться в воздух на крыльях.

Выставка «Предвиденье полета - ранние годы авиации в Эрец-Исраэль между 1913-м и 1948-м годами» открыта до 30 марта 2014 года. Телефон музея Эрец-Исраэль (ул. Хаим Леванон, 2, Рамат-Авив): 03-6415244. Часы работы: воскресенье, понедельник, среда - с 10:00 до 16:00; вторник, четверг, суббота - с 10:00 до 22:00; пятница - с 10:00 до 14:00. 


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson