home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Честное археричское

07.10.2018Лина Гончарская

Новый сезон в Израильской филармонии открылся Пушкиным. Хотя «наше всё» – это вовсе не он, а Зубин Мета. Тем паче в присутствии Марты Архерич

Так уж повелось, что в начале сезона ИФО под управлением Зубина Меты по традиции лишает девственности опус израильского автора. На сей раз в роли такового выступила симфоническая поэма «Пророк» рожденного в Москве израильского композитора Ури Бренера. Изначально сия 10-минутная пьеса служила частью мега-цикла «Симфонические хроники», сочинявшегося более двух десятилетий. По словам Бренера, шестикрылый серафим явился ему в минуты особого душевного подъема, испытываемого композитором по прочтении поэмы Пушкина. С другой стороны, Ури упоминает «Пророка» Халиля Джебрана, опять же навеявшего ему некое трансцендентное осознание высшей реальности (Higher Reality), высшей мудрости и высшей же благости. Опус, надо признать, вполне достойный, партию рояля озвучил сам автор, партию хора – искусники из The Munich Bach Choir (в прологе они же дивно спели «ха-Тикву»). Бренер явно неравнодушен к Дебюсси – те же мерцающие звучности, те же повторяющиеся вокализы, как в «Сиренах», когда небольшая группа женского хора дополняет звучание оркестра еще одной причудливой краской – и к Стравинскому, учитывая цитаты из «Весны». Настроение «Пророка» получилось тоже весеннее, и это, видимо, был некий знак свыше. Ибо весну – молодую, задорную, дурманящую – наворожили тем вечером два пророка: Зубин Мета и Марта Архерич. А может, Марта Архерич и Зубин Мета – все-таки lady first.

                                   Фото: © Мири Шамир

First Lady мировой фортепианной сцены Марта Архерич (в России отчего-то именуемая Аргерих), Martha The Great, как ее называют, отчаянно и бесповоротно молодая 77-летняя меркурианка с седыми космами, не случайно слывет кавалером Ордена Восходящего солнца и Золотых лучей с Розеткой японского императора. Солнцем и лучами озарена всякая взятая ею нота, а играет она столь же естественно, как дышит – вы не наблюдаете никаких мышечных и прочих усилий, всё происходит на каком-то интуитивном уровне. На открытии филармонического сезона Марта играла Фортепианный концерт Шумана в истинно романтическом ключе, с высшей степенью свободы, со свойственной только ей агогикой, с предельным вниманием к нюансам и подробностям. Хотя по отношению к Архерич сложно сказать – играла, ибо для нее это скорее не игра, а искреннее выражение себя, своей внутренней музыки и гармонии. При этом она, как и ее партнер по вечеру Зубин Мета, – тончайший стилист, оттого Шуман был именно Шуманом, и никем иным.

                                            Фото: © Мири Шамир

Занятно, что Концерт Шумана – безусловный гвоздь программы – по отношению к первому опусу был писан с точностью наоборот, ибо вырос он из одночастной фантазии. То бишь от малого к великому, а не от великого к малому, как в первом случае. Занятно так же, что сочинял его Шуман как валентинку своей невесте Кларе Вик, которая, уже в статусе законной супруги, солировала на его лейпцигской премьере 1846 года. Сама Клара Вик-Шуман описывала ля-минорный концерт как переплетение фортепиано с оркестром; да и Лист однажды высказался о единственном Фортепианном концерте Шумана как о «концерте без фортепиано», обратив внимание на нетрадиционное понимание Шуманом концерта как жанра. Шуман, который не одобрял виртуозность как самоцель, стремился вернуться к корням концертной традиции, когда солист и оркестр сотрудничали на равных.

                                     Фото: © Adriano Heitman

Так оно и случилось. Между солирующей Мартой Архерич и Израильским филармоническим под управлением Зубина Меты с первых же тактов Allegro affettuoso был установлен идеальный баланс. Элегантно-лирическое настроение первой части (единомышленником рояля выступал как весь оркестр, так и слившийся с пианисткой в дуэте кларнет, чем не Клара с Робертом; сердечный диалог рояля и кларнета был волшебен, при этом звук кларнета словно отражался от фортепиано) усилилось в Intermezzo, явив некое истинное блаженство, не говоря уже о счастливом танцующем финале. Солистка и оркестр охотно менялись местами; к примеру, когда мелодия в первой части перешла к первым скрипкам, Архерич ненадолго стала аккомпаниатором, украсив мелодию струнных рябью арпеджио – как и во второй части, где тон задавали виолончели. Дух концерта был абсолютно коллегиальный, а не солоцентрический; это был разговор между равными. И между очень молодыми людьми, переживающими свою весну.

                                       Фото: © Одед Антман

82-летний Зубин Мета, чудом оправившийся от недуга, рисовал оркестром сложные мелодические линии, предлагая интерпретацию сколь сильную и чувственную, столь же легкую и радостную. Казалось, что он, как Шуман, был очарован идеализмом и невинностью детства, легко поддаваясь любой смене настроений. А смены настроения, как известно, требуют спонтанности, свежести и игривости. В итоге ля-минорный концерт превратился в сменяющие друг друга магические мечтания, с прекрасными соло духовых (особенно отличились гобой и кларнет), в дурманящий сон. Так студент Ансельм в первой вигилии «Золотого горшка» Гофмана прислушивался к шепоту и лепету трех  блестящих  зеленым  золотом  змеек,  которые обвились вокруг ветвей  и  вытянули  свои головки к заходящему солнцу, звеня, точно хрустальные колокольчики. И за все этим просматривалась хрупкая и чистая «сказка из новых времён».

Не изменяя Шуману, на бис Марта преподнесла пьесу «О чужих странах и людях», открывающую «Детские сцены» – совершенно не по-детски, на мерцающем piano, доносящемся откуда-то из иных миров – и «Посвящение» Шумана-Листа, еще раз подтвердив, что речь идет о пианистке, которая не рифмуется ни с кем и так и останется непознаваемой. (Посетителям предыдущего концерта тоже повезло, ибо для них Архерич играла на бис ре-минорную Сонату K. 141 Доменико Скарлатти.)

                                               © Фото автора

Венчавшая программу до-мажорная «Коронационная месса» Моцарта прозвучала одой главным героям вечера, оба из которых достойны коронации. К оркестру вновь присоединился Мюнхенский Баховский хор и четверка германских же солистов, причем меццо-сопрано сразу обратила на себя внимание нарядом, копирующим одеяние Дивы Плавалагуны из фильма Бессона «Пятый элемент». Весеннего настроения, между тем, не поубавилось: Зубин Мета изящно, вслед за Моцартом, процитировал мелодию арии Графини из «Свадьбы Фигаро» в Agnus Dei и играючи доказал, что музыка до-мажорной мессы абсолютно светская и безбожно сладостная. Вероятно, как сама весна.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson