Хореографический пеплум Арама Хачатуряна и Юрия Григоровича «Спартак», не уступающий самым грандиозным голливудским блокбастерам, отметит в Тель-Авиве полувековой юбилей
«Спартак» – чемпион. Героическая музыкальная фреска с оргиями и битвами из эпохи балетных гениев, где на пару целомудренных героев (Спартак, Фригия) приходится пара ну очень порочных (Красс, Эгина), где прямодушных рабов с гладиаторами обводят вокруг пальца патриции и гадитанские девы, где пряная музыка столь пленительна, что на всяком представлении у публики непременно происходит выброс тестостерона – в общем, тот самый «Спартак» с 1968 года активно разъезжает по миру, остается визитной карточкой Большого театра и исчезать из репертуара не собирается. А дело в том, что в упомянутом году балет Хачатуряна поставил Юрий Григорович – вслед за канувшими в Лету версиями Леонида Якобсона и Игоря Моисеева. Двух главных мужских героев он наделил недюжинными прыжками – честный Спартак взлетал на прямых ногах, криводушный Красс – на полусогнутых, украсил их непростую жизнь дурманящими плясками гетер и куртизанок, а бедным рабам даровал визуально ошеломляющие ансамблевые сцены. Балет пришелся по душе и плебеям, и патрициям, побудив критиков советской эпохи умиляться резко очерченным границам между «хорошими» и «плохими» и цитировать Карла Маркса, который считал Спартака «истинным представителем античного пролетариата».
«Спартак» в афишах и буклетах. Из архива Дома-музея Арама Хачатуряна
Но не только пятидесятилетием «Спартака» в постановке Григоровича славен нынешний год. А славен он 115-летием со дня рождения Арама Ильича Хачатуряна, без которого ничего бы не случилось. Не случилось бы этой музыки, которая, как я уже однажды заметила, вырабатывает в организме гормон счастья – поскольку обладает возбуждающим, гипнотическим, тонизирующим эффектом. Его высокоблагородие хачатуряновский оркестр в каждом ином произведении обзаводится новыми красками, новыми орнаментальными узорами, новыми затейливыми комбинациями инструментальных групп – словом, delicious delight. И вкупе с тем витальность, страстность, энергичные огненные ритмы, броские синкопированные повороты и абсолютная ни на кого непохожесть – ну разумеется, иначе не было бы у нас с вами такого «Спартака».
О том, как рождался «Спартак», мы беседуем с директором Дома-музея Хачатуряна в Ереване, великолепной пианисткой, профессором Ереванской государственной консерватории имени Комитаса Армине Григорян.
– Армине, в Доме-музее Хачатуряна, директором которого вы являетесь, наверное, есть целый архив, посвященный этому балету...
– Есть огромное количество афиш, буклетов, записей, материалов, связанных с постановками в разных странах и на разных сценах. У нас хранится и оригинал диплома Ленинской премии за 1959 год – самая высокая награда того времени, полученная Хачатуряном за создание «Спартака», и элементы реквизита, и костюмы известных исполнителей главных ролей в различных постановках. Рукопись балета «Спартак», к сожалению, хранится в семейном архиве композитора, а не у нас. Но в письмах, которые, кстати, неоднократно издавались нашим Домом-музеем, собрано и представлено большое количество ценной информации, связанной с созданием и с постановками этого шедевра.
Меч первого Спартака – Владимира Васильева. Из архива Дома-музея Арама Хачатуряна
Оригинал диплома Ленинской премии, полученной Хачатуряном за создание «Спартака». Из архива Дома-музея Арама Хачатуряна
– В 1968-м «Спартак» Григоровича стал самой авангардной и самой эротичной постановкой советского балета, да и остается таковой до сих пор, не так ли?
– Пожалуй, соглашусь: в этой постановке, как и в музыке Хачатуряна, классический подход удивительным образом гармонирует с авангардистскими, новаторскими методами, здесь сочетаются гуманистические идеи и чувственные, эмоциональные образы. Не сомневаюсь, что эту версию «Спартака» ждет еще долгая сценическая жизнь. Что же касается премьеры, то сын Хачатуряна, Карен Арамович, вспоминал, как после 12-часового перелета из Америки встретил отца в аэропорту, и первое, что тот сказал: «едем в Большой театр». Во время прогона композитор заметил изменения, сделанные без него, пока он был на гастролях. Уже после премьеры, когда кто-то поинтересовался его мнением о спектакле, ответил: «Победителей не судят». К слову, Хачатурян посещал все спектакли «Спартака» в Большом театре, постоянно общался с исполнителями и дирижером, давал советы. Он говорил: «Для меня важно, чтобы все услышали музыку так, как я ее написал и как я ее чувствую».
– До Григоровича свои сценические воплощения партитуры балета представили Леонид Якобсон и Игорь Моисеев. Однако именно «Спартак» Григоровича стал визитной карточкой Большого театра и советского балета в целом. Как вы полагаете, почему?
– Именно эта постановка была ближе всего самому маэстро, о чем он неоднократно говорил и писал.
Фото из архивов музея.
Предоставлено Домом-музеем Арама Хачатуряна
– Известно, что Лавровский, к примеру, мучил Прокофьева во время работы над «Ромео и Джульеттой», заставлял его дописывать балетные номера... Как Хачатуряну работалось с балетмейстерами?
– У Хачатуряна, как он сам вспоминал, неоднозначно и непросто складывались отношения с балетмейстерами. Полушутливо-полусерьезно композитор говорил, что с балетмейстерами желательно встречаться только в одном месте – в суде. Он отчаянно отстаивал каждую ноту, каждый фрагмент, написанный им, так как был убежден, что музыка должна играть главенствующую роль в балете.
– Хачатурян ведь был упрямым человеком, не так ли? Хотя я читала в чьих-то мемуарах, что балетмейстеру Григоровичу и дирижеру Рождественскому все-таки удалось уговорить Арама Ильича сократить партитуру «Спартака» и изменить в ней многое... По-видимому, тому предшествовали настоящие гладиаторские бои?
– Именно в постановке Григоровича оригинальная партитура балета и музыкальные номера претерпели наименьшие изменения, что маэстро, безусловно, импонировало. Как известно, Арам Ильич очень болезненно реагировал на малейшие перекройки и перестановки уже цельных номеров и партитур балетов. И я бы назвала его скорее не упрямым, а принципиальным человеком в вопросах, которые касались творчества.
Сцены из «Спартака» в постановке Театра балета Юрия Григоровича. Фото: Татьяна Зубкова
– Григорович трактовал сюжет по-советски, по-героически: «враг» Красс и «наш» Спартак. Как к этому отнесся Хачатурян?
– По словам самого Хачатуряна, борьба между добром и злом, борьба за независимость и свободу актуальны во все времена. А на конфликте между положительным и отрицательным героем строились и продолжают строиться драматургические сюжеты литературных и музыкальных произведений. Мне кажется, эта тема рассматривалась как со стороны Арама Ильича, так и со стороны Юрия Григоровича гораздо шире и вне временных и формационных рамок.
– А отчего Араму Ильичу захотелось обратиться к сюжету из времен Древнего Рима?
– Тема античного героя волновала Арама Ильича задолго до того, как он написал балет. Говорят, что в 1950 году, когда композитор был в Италии, у стен Колизея он окончательно решил, что выберет для нового балета именно этот сюжет. А небольшой камень, подобранный на арене Колизея и привезенный им в Москву, вдохновлял композитора, как он вспоминал, во время работы над балетом: этот камень, свидетель гладиаторских боев, все три с половиной года лежал на его письменном столе. Хачатурян долго и ответственно готовился к созданию балета «Спартак» – изучал мелос, ритмы, специфику, присущие музыке той эпохи, вынашивал идеи и образы героев etc.
Арам Ильич Хачатурян. Фото предоставлено Домом-музеем Арама Хачатуряна
– Сам Хачатурян предвидел, какой выброс тестостерона случится на премьере, да и на каждом спектакле? Он хотел, чтобы его неотразимая музыка стала еще и столь сексуальной?
– Уверена, что автор, создающий шедевр, каким-то седьмым чувством осознает это уже в процессе сочинения, так как в этом момент случается огромный энергетический выброс, реализация высшего духовного потенциала. Однако, думаю, даже такой дальновидный и тонко чувствующий мастер, как Арам Ильич, не мог в полной мере осознавать, насколько грандиозен его замысел и какой поистине вселенский масштаб популярности предстоит его любимому детищу. Да, в этом балете действительно заложен невообразимый заряд эротичности и любви во всей ее естественной красоте и глубине чувств.
Сцены из «Спартака» в постановке Театра балета Юрия Григоровича. Фото: Татьяна Зубкова
– Несмотря на весь героизм балета, советское руководство в лице Фурцевой возражало против его третьей, григоровической постановки – из-за дороговизны. Постановка действительно была дорогим удовольствием, ибо на первые две версии, Якобсона и Моисеева, были потрачены огромные деньги, а в репертуаре ни та, ни другая не удержались. И все-таки Большой взялся за это дело... Хачатурян как-то участвовал в процессе? Помог министерству культуры принять положительное решение?
– Достоверных сведений на эту тему у музея не имеется, но, поскольку Арам Ильич пользовался непререкаемым авторитетом во всех инстанциях, включая министерство культуры, я уверена, что он принимал во всех решениях непосредственное и активное участие.
– Какая версия «Спартака» нравится лично вам?
– Я неоригинальна в этом, мне тоже по душе постановка Юрия Григоровича.
Сцена из «Спартака» в постановке Театра балета Юрия Григоровича. Фото: Татьяна Зубкова
– Принято писать, что Хачатурян обладал рубенсовской внешностью, что он был мастером рубенсовского темперамента, да и музыку его называют рубенсовской... Отчего?
–Да, действительно, Борис Асафьев назвал маэстро «Рубенсом в музыке», подчеркивая его необычайную колоритность, яркость и сочность, южный темперамент и творческую одержимость, а также бесспорное жизнелюбие и эмоциональную щедрость.
– Не так давно вы предложили изменить существующий гимн Армении, вернувшись к прежнему, времен Армянской ССР, то есть гимну, написанному Арамом Ильичом Хачатуряном в 1944 году. Получилось?
– Процесс продолжается, у нас много единомышленников, и я надеюсь, что мы достигнем этой цели.
Арам Ильич Хачатурян. Фото предоставлено Домом-музеем Арама Хачатуряна
P.S. В Тель-Авив тот самый, теперь уже легендарный спектакль везет Театр балета Юрия Григоровича. Найдутся ли в этом театре новые Владимиры Васильевы и Марисы Лиепы? Поживем – увидим: балет «Спартак» будет идти на сцене тель-авивского Центра сценических искусств с 13 по 15 декабря. |