home
Что посмотреть

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

Сцены из супружеской жизни

Театр «Гешер» совместно с тель-авивским Камерным поставили спектакль на вечный сюжет Ингмара Бергмана – «Сцены из супружеской жизни». По химическому составу крови этот спектакль довольно схож с бергмановским оригиналом; вероятно, оттого столь естественна игра двух актеров, Итая Тирана и Эфрат Бен-Цур. До того, что её и игрой-то сложно назвать, а если и так, то игрой в высшей совершенной степени.
Режиссер постановки Гилад Кимхи не только исследует под микроскопом грамматику эмоций, механизмы связи между мужчиной и женщиной – он, вслед за Бергманом, производит аутопсию современной супружеской жизни вообще. И жизнь эта, тесная и душная, как чужой ботинок, засасывает в себя зрителя. В ботинке к тому же оказывается камешек, и это уже сущий ад. «Ад – это другие», говорил Сартр. «Но когда другие перестают вам принадлежать, ад становится раем», мог бы сказать Бергман.

Раннего Шекспира, или «Как вам это понравится»

В тель-авивском Камерном театре играют пьесу «Как вам это понравится» в постановке Уди Бен-Моше. Точнее, ломают комедию, где при дворе свергнутого герцога плетутся интриги, а в заповедном лесу бродят счастливые и далекие от политики & практической жизни странники, изгнанники, философствующие актеры. В пространстве «дворец» – холод и тьма, люди с лицами наемных убийц; в пространстве «лес» – листва, и поэзия, и овечки с лицами добрых клоунов. Видеоарт и селфи, юмор века катастроф и скоростей – в переводе Дана Альмагора есть место дню сегодняшнему. И это нормально, думается, Шекспир бы оценил.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Александр Васильев: «На сегодняшнюю моду влияет количество лайков в социальных сетях»

14.01.2019

Александр Александрович, добрый день. Интервью у вас за годы вашей карьеры брали столько раз, что, казалось бы, спросили уже все. Собственно говоря, так оно и есть. А что не спросили, вы рассказали на ваших лекциях. А что не рассказали, то написали в ваших статьях, показали в ваших коллекциях. Но все-таки я решила задать вам вопросы опосредованно, воспользовавшись цитатами великих писателей,  философов и других владетелей умов, попросив вас прокомментировать то или иное высказывание через призму дня сегодняшнего.

Время доказало, что афоризмы Бернарда Шоу – вечны (по крайней мере, в нашу эпоху), и его наблюдения неимоверны точны. Именно ему принадлежат слова: «Мода – это управляемая эпидемия». Неужели? Все дело в манипуляции? Тогда можно убедить, что любая вещь может быть полезна или прекрасна вне ее функциональности, не говоря уже об эстетике, определения которой уходят уже в пласты философской мысли?

– Отвечу своим афоризмом: мода – это коллективное сумасшествие. Безусловно, феномен моды полностью зависит от коллективного разума, и заставить группы людей сразу полюбить какой-то цвет, форму одежды, стиль мебели или место отдыха очень трудно. Но, тем не менее, такой  алгоритм моды существует, как и вирус моды тоже. Не все дизайнеры способны им управлять, многие остались кумирами поклонников эксклюзива, а кто-то добился массового признания. Яркие примеры стилистических решений, которые пришлись по вкусу миллионам – мини-юбка Андре Куррежа и Мэри Куант, водолазка и сапоги-чулки Пьера Кардена, женский смокинг Ива Сен-Лорана.

– Известно, что незаконные мигранты подплывают в лодках к берегам Австралии полностью раздевшимися и без документов – их некуда положить. И оказываются под защитой закона. Мигрант же одетый и с документами немедленно выдворяется прочь… Как тут не вспомнить Марка Твена: «Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого». Все обстоит не так, как раньше? Все моральные принципы перевернуты, и мода тому подтверждение?

– Тело приобрело гораздо большее значение в 21 веке, и из-за низкого качества современной одежды человечество стало больше ценить тело мужчин и женщин. Поэтому диеты, спортивные клубы, пластические операции столь востребованы. И, порою, на эти внешние константы человек начинает обращать больше внимания, чем раньше.

– «Слишком много одежды убивает одежду. Мода изменилась. Теперь это просто преумножение одежды. Восемь коллекций в сезон  это шестнадцать в год. Мы делаем одежду, которую никто не будет носить»  так сказал Жан-Поль Готье. Неужели кутюрье творят коллекции только ради собственного эго?

– Нет. Кутюрье создают одежду для массового потребления и ради выгоды. Финансовая выгода играет очень большую роль в самовыражении любого дизайнера. Им всем важно, узнают ли их на улице, но еще более интересно, какой у них счет в банке в результате продажи этих коллекций.

– Вы сами – антитеза высказыванию британского модельера и личного кутюрье королевы Елизаветы Второй Харди Эймиса: «Мужчина должен выглядеть так, будто он купил свою одежду с умом, аккуратно ее надел и абсолютно про нее забыл». Вы не забываете, вы – демонстрируете. Прокомментируйте, пожалуйста – возможно ли такое на самом деле у современных мужчин?

– Эта цитата – старинная фраза английского кодекса элегантности 19 века, которая сегодня не распространяется ни на мужчин, ни на женщин, так как в 2019 году в моде одежда в стиле destroy, что значит разрушение. На одежде – большое количество заплат, рванины, потертостей… Дизайнеры сегодня не ставят перед собой цель создать вещь, которая выглядит так, как будто она только что из магазина.

– Оскар Уайльд как подлинный щеголь был соткан из противоречий. Пожалуйста, ваше мнение о его мнениях – двух и противоположных. Первое: «Мода – это форма безобразия настолько невыносимого, что мы вынуждены изменять ее каждые полгода». Второе: «Хорошо повязанный галстук – это первый серьёзный шаг в жизни».

– В ту пору галстуки носили. В 21 веке галстуки ушли в небытие, и даже президенты часто пренебрегают галстуками. Поэтому эта прекрасная фраза принадлежит той эпохе, когда элегантность мужского костюма чего-то стоила, а в то время, как сегодня, такого призыва в обществе не существует.

– Жан Кокто, крупнейшая фигура французской литературы XX века: «Стиль – простой способ сказать сложные вещи». Какая красивая и стильная фраза! И какая непростая и многослойная... Ваш комментарий к Кокто?

– Кокто, на мой взгляд, был одним из лидирующих эстетов 20 века, в котором многое было прекрасно. Но Кокто являлся ярым кокаинистом, поэтому я не могу всецело разделять всякую мысль Кокто, потому что не знаю, не сказано ли это было в наркотическом опьянении.

– «Платье не имеет никакого смысла, если оно не вселяет в мужчин желание снять его с вас», – утверждала Франсуаза Саган. Сейчас эта фраза не пройдет порог политкорректности. Или пройдет?

– Мое мнение таково, что, к сожалению, платье, которое раньше являлось синонимом женского, постепенно становится синонимом мужского. Очень многие дизайнеры сегодня предлагают платья для мужчин, которые вызывают столько гнева. Но это вовсе не значит, что по прошествии 25 лет это не станет банальной истиной.

– Вот еще одно неполиткорректное высказывание из Древнего Рима: «Отсутствие наряда служит иногда лучшим нарядом». Поэт Петроний, считающийся автором «Сатирикона». Но не будем все воспринимать буквально... Что стоит за его словами?

 – За его словами стоит культ атлетического тела, который существовал в античные времена, когда считалось, что красота мужского и женского тела, обожествленная в скульптурах, превосходила своими качествами разнообразие драпированной одежды той эпохи.

– «Всякая мода уже по своему понятию представляет собой непостоянный образ», – заключает Иммануил Кант в своей «Антропологии с прагматической точки зрения». Ваше мнение и вопрос – а есть ли своя мода у философов?

– Я думаю, что никакой. Философы менее всего интересуются модой, потому что настолько заняты интеллектуальным трудом, что я никогда не слышал о каком-то определенном стиле у Канта, Вольтера, Руссо или у Ницше. Все они одевались, но обращали меньшее внимание на одежду.

– «В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества –приличие, а признак щегольства – излишество», – сказал непобедимый спорщик Сократ. Вам бы хотелось оспорить его в этом? Или вот еще: «Не платье украшает человека. Как из-за чёрных туч сверкает солнце, Так честь блистает под одеждой бедной», – молвил Уильям Шекспир в «Укрощении строптивой». Хочется возразить во всем... Что скажете вы?

– Большая часть приводимых вами  цитат относится к прошлому. Мода сегодняшнего дня не апеллирует этими реалиями, и изящество – это то, к чему меньше всего стремится современная мода, в которой победил стиль спорт-шик, гипертрофированные кроссовки, рваные джинсы, короткие стрижки и растянутые свитера. Ничего изящного в пирсинге, татуаже и копеечных украшениях я не нахожу. Поэтому изящное я менее всего могу назвать модой 21 века. 

– «Скромность умерла, когда родилась одежда», – так Марк Твен пересказывает Библию. Стоит ли нам к нему серьезно прислушаться?

– Это было важно в викторианскую эпоху. Викторианская эпоха была замечательной, но все их слова имеют временное значение. Допустите, что мнение философов имеют срок действия.

– «Женская одежда – живопись, мужская одежда – скульптура», – это уже американский художник, скульптор, философ и публицист Барнетт Ньюман. Красивое высказывание, но жизненное ли?

– Сегодня нет, потому что унисекс одержал полную победу, и женская одежда сегодня полностью является парафразом мужской одежды.

– Мадлен де Пюизье, французская писательница 18 века: «Мужчина, которому предстоит сделать какой-либо решительный шаг, думает: «Что я скажу?», а женщина: «Как я оденусь?». Феминистки бы это не одобрили?

– В сегодняшней моде огромную роль играет сексуальность, которая раньше не была столь выставлена на показ, поэтому сегодня, одеваясь для того, чтобы выйти из дома, мужчина или женщина подумает, привлекательны ли они, обратят ли на них внимание, будут ли они иметь успех и сколько лайков получат в социальных сетях.

– С этим не поспорить, так что привожу цитату Лермонтова только ради ее легкости: «Наряды необходимы счастью женщины, как цветы весне».

– С этим и впрямь трудно поспорить, потому что женщины придают моде большее значение, чем мужчины и уверены, что количество платьев прямо отражается на их личной жизни. А так как все женщины стремятся к счастью, наполнение их гардероба является частицей женского восприятия счастливой жизни.

– И последний вопрос – о вашей коллекции старинных вещей и костюмов 18–21 веков, вашей библиотеке по истории моды и вашем парижском фонде. Есть ли любая государственная организация в любой стране, которой вы бы были готовы передать эти сокровища?

 – Нет. Я чувствую себя достаточно молодым для того, чтобы продолжать коллекционирование, но когда я почувствую, что моя жизнь идет к концу, тогда и подумаю. Но организация, которая получит в наследство мою коллекцию, это, безусловно будет Фонд Александра Васильева. Другое дело, кто будет руководить этим Фондом и где он будет находиться. Это уже вопрос будущего.

Интервью в цитатах состоялось в преддверии моноспектаклей историка моды Александра Васильева «Секс и мода: от эпохи Дягилева до эпохи Мадонны» в Израиле в марте 2019 года.

Интервью взяла Маша Хинич

Фото: © Сева Галкин


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2019
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson