home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Гипсовый маскарад

07.02.2019Лина Гончарская

В Израильской опере состоялась премьера «Бал-маскарада» Верди. Головы в постановке Михала Знанецки летят направо и налево, и виновен в этом отнюдь не «тиран» Рикардо

Собственно, Рикардо здесь вовсе и не тиран, как ни тщится обвинить его в несуществующих грехах режиссер-постановщик. А благородный герой, как у Верди. К тому же симпатичный, улыбчивый, с ямочками – само очарование. Наделенный невероятной красоты тенором Валентина Дытюка.

                                       Фото: Елена Запасски

Кто тут главный оперный злодей – так это Ренато. Во всех смыслах. И не только потому, что убивает милягу Рикардо мстительно, коварно, исподтишка, предатель окаянный. Но еще и по аудио-причине, ибо поет его румын Йонут Паску, упорно считающий себя баритоном. Может, оно и так, но отчего тогда у него полностью отсутствуют верха? И отчего партия Ренато ему явно не по тесситуре? Вот и гадайте, а лучше обратитесь к Ульрике.

Зато украинский тенор Валентин Дытюк, способный дать фору любому итальянцу, – то самое сокровище, ради которого люди ходят в оперу. 27 лет от роду, лауреат международных конкурсов имени Глинки в Москве и имени Норейки в Вильнюсе (любопытство побудило заглянуть в его биографию), солист Национальной оперы Украины и приглашенный солист Латвийской оперы. Поет доверительно, будто рассказывает нечто захватывающее; смеется пением. Невероятно мудрый вокал выдает то ли врожденную гениальность, то ли приобретенную «школу» в высшем смысле этого слова. Градации оттенков, переходы с форте на пиано, сверкающие верха и переливающиеся чарующими обертонами и красками нижний и средний регистры – ни малейшего напряжения, всё естественно, как дыхание, как сама жизнь. Ни вам оперной вампуки, ни натужного лицедейства; чудо, а не певец.

                                     Фото: Сергей Демьянчук

Тем паче любовь его Амелию исполняет Ира Бертман, восхитительное израильское сопрано планетарного масштаба, которая не столько поет, сколько наколдовывает любую партию, извлекая дивной красоты звуки из густой материи этого сугубо материального мира. Немудрено, ибо пластичный и чувствительный голос ее может быть удивительно нежным, а может превращаться в истинно вердиевское безудержное лирико-спинто, растворяя в себе музыку и будто рождая заново знакомые вроде слова из музыкального словаря. Да так, что этот текст надолго поселяется в памяти.

                                  Фото: Сергей Демьянчук

                                        Фото: Елена Запасски

Остальные солисты, за исключением Хилы Баджио, удачно вписавшейся в партию Оскара, демонстрировали скорее намерение, нежели результат. Что же касаемо сценографии, то ее так и тянет обозначить излюбленными словечками мирискусников – скурильность и эпошистость. Огромные гипсовые памятники и монументики поменьше иллюстрируют действие из сцены в сцену, из картины в картину, причем участь каждого носителя глиняной головы предрешена – ее, голову, непременно снесут, дескать, смерть тиранам. При чем тут к милой гипсовой картинке – тем паче ряженые на балу тоже все как один (за исключением протагонистов) гипсовые, словно только что сбежали со своих постаментов – светящиеся зеленые колонны, отчего-то смахивающие на украшение хамама, турецкой бани то бишь, мне невдомек. И отчего в аскетичную вроде бы сценографию вклиниваются кинокадры a la ретро, изображающие маленького Ренато с его ласковой матушкой, тоже как-то неясно.

                                   Фото: Сергей Демьянчук

Элоквенция и просторечие идут в видении сценографа Луиджи Сколио рука об руку; он может, ничтоже сумняшеся, водрузить на сцену Родину-мать с воздетыми перстами, а может оформить пространство светящимися панелями, на которых изображены то ли просвеченные рентгеном внутренности, то ли эскизы костюмов. Во втором акте сцена усеяна трупами, в том числе на виселицах, и увешана фотографиями невинно убиенных – ну отчего режиссеру так хочется обвинить правителя во всех смертных грехах? Ведь ясно, что не казнил он никаких заговорщиков, скорее уж, это мог сделать друг-предатель Ренато с кучкой придворных, норовящих скрыть собственные грешки. Ан нет: Знанецки полагает, что Рикардо – не просто губернатор, а злобный диктатор наподобие Сталина, к тому же одержимый мегаломанией: одну из своих статуй он даже волочит собственноручно, будучи к ней в буквальном смысле привязан.

                                       Фото: Сергей Демьянчук

В интервью режиссер «Бал-маскарада» сказал, что хотел сделать нечто похожее на конец коммунизма в Советском Союзе, когда памятники Сталину и Ленину, стоящие везде, даже под водой, начали поголовно сносить. И, дескать, хор поет о своей любви Рикардо не от чистого сердца, а от страха быть увезенным энкаведэшниками по известному адресу. Оттого и рисует массово портреты самодержца и супостата при параде. Да и ожившие гипсовые статуи на бал-маскараде – сплошь диктаторы: Юлий Цезарь, Клеопатра, Екатерина II (она, к слову, приходилась кузиной тому самому шведскому королю Густаву III, об убийстве которого изначально сочинял свою оперу Верди), Сталин и прочая, и Рикардо с готовностью с ними танцует. Если следовать трактовке режиссера, потому, что хочет быть похожим на них. Non credo.

                                        Фото: Елена Запасски

Жест Даниэля Орена, как всегда, вызывал к жизни завораживающие звуки (особенно трогательные в кровавой финальной развязке, когда солируют скрипки и арфа), позволяя слушателю улавливать, как сказал бы Мандельштам, сквозь дымчато-кристаллическую породу формозвучания все внедренные в нее призвуки и примыслы, присужденные ей дирижерским разумом. Что ж, уже не в первый раз «Бал» в Тель-Авиве правил не режиссер, а дирижер, хотя тандем все-таки предпочтительнее. Хор, надобно сказать, тоже вызывал к жизни трепетные звуки, взмывающие ввысь не аляповато-зелеными, а стройными ионическими колоннами, ясными и точными в каждой детали.

                                  Фото: Сергей Демьянчук

Услышать Валентина Дытюка, Иру Бертман и Даниэля Орена с оркестром & хором в опере Верди «Бал-маскарад» можно (и непременно стоит) до 22 февраля. Дабы не ошибиться с датами и составом, загляните сюда.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson