В нынешнем году Фландрия отмечает 450-летнюю годовщину смерти Питера Брейгеля Старшего. В честь этого события во фламандских городах пройдет серия впечатляющих выставок и мероприятий, посвященных выдающемуся художнику и человеку весьма влиятельному
Эпицентром года Брейгеля станут Брюссель и Антверпен, а также золотые окрестности Фландрии – музей под открытым небом Бокрейк с аутентичными историческими домиками (в Лимбурге) и в регионе западнее Брюсселя (в Дилбеке и в замке Гаасбек) – среди ландшафтов, которые писал на своих картинах столь любимый современниками мастер Северного Возрождения.
Bokrijk (c) Luc Daelemans
События 2019 года будут посвящены не только работам Питера Брейгеля Старшего, он же Луковый, он же Мужицкий, но и работам его современников, и произведениям современных художников, которых вдохновлял великий живописец. Некоторые экспозиции буквально оживят мир Брейгеля с помощью современных технологий – виртуальной и дополненной реальности.
Особого внимания заслуживают три выставки, которые будет интересно посетить всей семьей: выставка «Мир Брейгеля» в Бокрейке – интерактивном музее под открытым небом; выставка «Брейгель. Путь в 16 век» в городских воротах Брюсселя (Халлепорт); и, разумеется, «Великий побег» в церкви Богоматери Шапель в Брюсселе. Для удобства посетителей, предпочитающих великий и могучий, информация на выставках дублируется на русском языке.
Pieter I Bruegel, Winter Landscape with a Bird Trap, 1565, oak. Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels, inv. 8724 © RMFAB, photo J. Geleyns, Ro scan
Pieter I Bruegel, Census at Betlehem, 1566, oak (c) Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels, inv. 3637
Важно отметить, что во Фландрии, а именно в Королевском музее изящных искусств в Брюсселе и в Музее Майера ван ден Берга в Антверпене, в постоянной экспозиции находится ряд оригиналов картин Питера Брейгеля Старшего. Большинство работ, ввиду хрупкости своей пределы Фландрии не покидавших, не экспонировались в других странах; не видели их и посетители монографической выставки Брейгеля в Музее истории искусств в Вене, прозванной главным культурным хайпом минувшего года. В Брюсселе же нас поджидают и «Падение мятежных ангелов», и «Перепись в Вифлееме», и «Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц», и «Поклонение волхвов» (была аттрибутирована Брейгелю совсем недавно), и «Падение Икара» (картина долгое время считалась оригиналом работы Питера Брейгеля Старшего, но сейчас расценивается как копия утерянного подлинника). Посетители постоянной экспозиции в Антверпене увидят картину «Двенадцать пословиц» и отреставрированную в 2018 году работу «Безумная Грета».
Pieter I Bruegel, The Fall of the Rebel Angels (c) Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels, photo J. Geleyns, Ro scan
А теперь предлагаем обзор основных событий Года Брейгеля во Фландрии – всем, кто уважает Старшего и испытывает живой интерес к Северному Возрождению:
«Великий побег» (Брюссель, до 31/12/2019)
Kapellekerk © Bowling
Питер Брейгель Старший женился в церкви Богоматери Шапель, здесь же был похоронен 450 лет назад. Сегодня в церкви оживают 10 трехмерных брейгелевских фигур, будто сбежавших с полотен мастера. Фигуры спрятаны в разных местах внутри церкви. У входа посетители получают буклет с информацией о беглых персонажах и о картинах, с которых они сбежали. Поиск сбежавших фигур и изучение картин, к которым они относятся, – увлекательное занятие как для взрослых, так и для детей.
Видео о выставке «Великий побег» можно посмотреть здесь.
«Бернар ван Орли: Брюссель и Ренессанс» (Брюссель, 20/02/2019 – 26/05/2019)
Bernard van Orley, Portrait de Marguerite d’Autriche © Royal Museum of Fine Arts
У Бернара ван Орли (1488 – 1541) при жизни была одна из крупнейших мастерских, а сам он играл важнейшую роль на художественной сцене Брюсселя первой половины 16 века. К тому же ван Орли считается важнейшим звеном между фламандскими примитивистами (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Ханс Мемлинг и другие) и Питером Брейгелем Старшим. Выставка, посвященная Бернару ван Орли – долгожданная мировая премьера, которая включает большое количество произведений искусства, разных по визуальному наполнению. Несмотря на то, что в центре внимания все-таки картины, на выставке представлены также гобелены, рисунки и изображения витражей. Экспозиция развернется во дворце изящных искусств Bozar в Брюсселе наряду с выставкой «Печатная графика в эпоху Брейгеля (1500 – 1585)».
www.bozar.be/en/activities/133868-bernard-van-orley
«Печатная графика в эпоху Брейгеля (1500 – 1585)» (Брюссель, 27/02/2019 – 23/06/2019)
Anonymous, engraved by Pieter Van der Heyden. Musicians in a mussel shell. Hieronymus Cock © KBR, Royal Library of Belgium
Широкая известность Брейгеля отчасти связана с наличием большого количества репродукций его работ. Однако в 16 веке не было быстрого способа скопировать изображение: печатная графика была единственным методом воспроизведения. Брейгель очень рано понял важность новой техники печатной графики и использовал печатный станок для массового распространения своих рисунков далеко за пределами южных Нидерландов. Цель выставки – дать представление о печатной графике эпохи Брейгеля на юге Нидерландов. Печатная графика была не только художественной историей успеха, но и позволяла использовать многие формы визуальной коммуникации, такие как информационные бюллетени и политическая пропаганда. Эта выставка демонстрирует, что мастерство и предпринимательский дух являлись определяющими факторами успеха уже в 16 веке. Кстати, в том же дворце изящных искусств Bozar в Брюсселе открыта выставка «Бернард ван Орли – Брюссель и Ренессанс».
www.bozar.be/en/activities/145705-prints-in-the-age-of-bruegel
«За гранью Брейгеля» (Брюссель, 06/04/2019 – 31/01/2020)
В самом центре Брюсселя, на Горе искусств мастерство Брейгеля встретится с виртуальной реальностью в формате 360º. Впечатляющий визуальный ряд экспозиции дополнит аудиосопровождение на английском языке. «За гранью Брейгеля» является идеальной отправной точкой для знакомства с другими выставками Брейгеля в Брюсселе и его окрестностях. Для интересующихся: в открытом на время выставки баре Bruegel можно отведать бельгийское пиво или другой полюбившийся напиток.
www.beyondbruegel.be
«Мир Брейгеля» (Бокрейк, 06/04/2019 – 20/10/2019)
Расположенная всего в часе езды на автомобиле к востоку от Брюсселя, усадьба Бокрейк является уникальным музеем под открытым небом с собственным парком и прогулочной зоной. Сюда стоит приехать, чтобы увидеть 120 исторических зданий на фоне идиллического ландшафта. Бокрейк как нельзя лучше подходит для знакомства с «Миром Брейгеля» – интерактивной выставкой, включающей в себя маршрут из 8 остановок в парке. На ней посетители познакомятся с оригинальными произведениями и узнают, как была устроена жизнь во времена Брейгеля и какие темы затронуты в его картинах. А на последней остановке посетители даже смогут побывать в шкуре персонажей картины «Битва Масленицы и Поста»; дополненная реальность и другие современные технологии позволят открыть новые грани этой захватывающей картины Брейгеля.
www.dewereldvanbruegel.be/en/
«Пир Дураков – современное видение» (Гаасбек, 07/04/2019 – 28/07/2019)
Gaasbeek castle (c) Ekkow
Выставка проходит в старинном замке Гаасбек, расположенном в парке площадью около 50 га, в 30-40 минутах езды от Брюсселя, среди пейзажей, знакомым фанатам Брейгеля по его произведениям. «Пир дураков» – интерпретация художественного наследия Брейгеля десятью художниками двадцатого века. В период между и после войн Джеймс Энсор, Густав ван де Вустейне и Констант Пермеке открыли Брейгеля по-новому, в чем вы самолично и убедитесь, оценив попутно всевозможные современные арт-инсталляции с перформансом и музыкой.
www.feastoffools.be
«Взгляд Брейгеля: маршрут по ландшафтам» (Дилбек, 07/04/2019 – 31/10/2019)
(c) Filip Dujardin
Из деревушки Дилбек, расположенной в 10 минутах езды от замки Гаасбек, берет начало семикилометровый велосипедно-пешеходный маршрут по ландшафтам, вдохновлявшим Брейгеля. Вдоль маршрута выставлены 15 ландшафтных, архитектурных и художественных инсталляций. Пункт отправления – церковь, которую Брейгель изобразил на картине «Притча о слепых». Пункт прибытия – водная мельница, которая фигурирует на картинах «Сорока на виселице» и «Охотники на снегу».
www.bruegelseye.be
«Рисунки Яна Брейгеля Старшего» (Антверпен, 05/10/2019 – 19/01/2020)
Een molen aan een drukbevaren rivier, Jan Brueghel (I), 1620 © Amsterdam, Rijksmuseum
Ян Брейгель Старший, он же Бархатный, он же Цветочный, признан одним из самых выдающихся и, что немаловажно, самых успешных фламандских художников рубежа 16-17 веков. Его отец, Питер Брейгель Старший, был пионером пейзажной и жанровой живописи, которая обрела популярность в последующие столетия отчасти благодаря вкладу его сына. Выставка, которая проходит в доме-музее Снейдерса и Рококса в Антверпене, посвящена художественным вехам в жизни Яна Брейгеля Старшего. Посетители, несомненно, оценят реалистичность пейзажей художника. «Трудно определить, какую местность или даже какую часть Европы изображают эти пейзажи. Это отнюдь не этюды с натуры, а вымышленные ландшафты, пейзажи-типы. Мы найдем в них и моря, и горы, и долины, и фламандские домики, и замерзшие пруды, и плодоносные долины. Но всё это разнородное объединилось, благодаря гению мастера, в неразрывное целое, получило жизнь, убедительное существование. Эти картины живут своей жизнью, и жизнь их – это синтез всей средневековой европейской жизни», – как трогательно все-таки писал сто-с-чем-то лет назад Александр Бенуа.
www.snijdersrockoxhuis.be/en
«Мир Брейгеля в черно-белом цвете» (Брюссель, 15/10/2019 – 16/02/2020)
Pieter I Bruegel, Prudence, 1559, paper, pen with brown ink. inv. 4060 490 (c) Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels, photo J. Geleyns, Ro scan
Одним из самых значимых событий года Брейгеля станет выставка «Мир Брейгеля в черно-белом цвете» в Королевской Библиотеке Брюсселя, где хранится полная коллекция рисунков и гравюр Старшего-Мужицкого. Примерно в середине 16-го века Фландрия стала международным центром по производству и продаже печатной продукции. Брейгель и издатель Иероним Кок занимали в тот период ключевые позиции в этом деле; в центре внимания выставки – мастерство и предприимчивость обоих. По словам кураторов, экспозиция позволит лучше понять жизнь Брейгеля, а также его творческий подход. Это уникальный, почти исторический шанс увидеть всю графику мастера, собранную в одном месте. Более того, в первый и, может быть, единственный раз в истории, коллекция библиотеки будет выставлена для широкой публики.
www.kbr.be/en/news/the-world-of-bruegel-in-black-and-white
«Шедевры» (Антверпен, 05/10/2019 до открытия Королевского музея изящных искусств в 2021)
Pieter I Bruegel, Dulle Griet, 1563, oil on panel (c) Museum Mayer van den Bergh, Antwerp
В Музее Майера ван ден Берга пройдёт выставка «Шедевры». Бок о бок с произведениями из постоянной коллекции музея, включая отреставрированную картину «Безумная Грета» Брейгеля, на выставке будут представлены работы из Королевского музея изящных искусств в Антверпене (KMSKA).
«Брейгель. Путь в 16 век» (Брюссель, 18/10/2019 – 18/10/2020)
Мифические городские ворота Брюсселя – Халлепорт (Halle Gate), построенные в 1381 году и представляющие собой фрагмент второй городской стены, которая окружала Брюссель, откроют виртуальную дверь во вселенную Брейгеля Старшего. Выставка сочетает уникальные объекты времен Брейгеля из коллекции художественно-исторического музея с технологиями виртуальной и дополненной реальности, которые перенесут посетителей прямо в картины художника. Нестабильный период жизни Брейгеля в 16 веке представлен 4 темами: «Сила и восстание», «Религия и реформа», «Путешествия и курьезы», «Праздники и развлечения», каждая из которых связана с определенной картиной. Перенестись внутрь картин можно будет с помощью VR-очков (для групп доступна целая VR-комната). Темы картин оживут и позволят посетителям узнать, какова была жизнь в 16 веке, и вникнуть в ее тонкости. Здесь же можно полюбоваться видом Брюсселя 16 века с крыши ворот, откуда взору открываются культовые здания вроде церкви Богоматери Шапель и ратуши. Кроме того, виртуальный образ Брюсселя 16 века, который вдохновлял Брейгеля, создадут телескопы.
www.kmkg-mrah.be/expositions/back-bruegel
Фламандские мастера в Ситу (2019)
Фламандские мастера в Ситу – специальный раздел программы, позволяющий увидеть произведения художников XV–XVII веков в тех местах, для которых они были созданы. Около полусотни часовен, аббатств, бегинажей, замков, ратушей, мест для паломничества, большинство из которых расположены вдали от стандартных туристических маршрутов.
www.flemishmastersinsitu.com
Дабы узнать больше о творчестве Питера Брейгеля, секретах успеха и тайнах его династии, предлагаем вам прослушать лекцию ведущего мирового эксперта по фламандскому искусству д-ра Кристины Карри. Лекция состоялась 26 октября 2018 года в Москве, в фонде in Artibus по инициативе и при поддержке международной арт-ярмарки BRAFA. Посетить видеолекцию можно, пройдя по ссылке.
Ну а ежели вас интересует всякая прочая информация, лучше всего обратиться на сайт VISITFLANDERS. |