home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Fake News – Fake Truth

25.03.2019Светлана Рейнгольд

Чем внимательнее мы присматриваемся ко «лжи» в искусстве, тем четче осознаем, что правда шагает по пути обмана. Призвано ли искусство служить правде? Логично ли, что и в эпоху постправды искусство вынуждено ей следовать? Возможно, в наше время, когда культура постепенно теряет последнюю связь с истиной, искусство остается последним оплотом борьбы с ложью?

(Гидеон Офрат, Искусство и ложь, 2017)

В Библии сказано: «Обманчива прелесть, и суетна красота» (Книга притчей Соломоновых, 31: 30). Однако наша культура, по всей видимости, предпочла отказаться от древней мудрости и принять обман и ложное впечатление как данность. В связи с этим историк искусства Гидеон Офрат пишет: «Коммерческая реклама лжет нам беспрестанно […[, политики в преддверии выборов бросаются бесконечными пустыми обещаниями, суля «мирные решения», за которыми не стоит ровным счетом ничего, пиарщики и пресс-секретари превратились в дорогостоящих экспертов по обведению публики вокруг пальцев. Куда бы мы ни обратили сегодня наш взор, к какому бы голосу ни прислушались – обман поджидает нас буквально на каждом шагу. Мы словно молчаливо смирились с отсутствием права на правду в нашей жизни».

                                  Дэмиен Хёрст. Гидра и Кали

Философ Ханна Арендт в эссе «Истина и политика» (1967) утверждает, что организованная ложь, по сути, является отточенным политическим приемом. С точки зрения политики, правда кроет в себе присущие диктатуре черты, поэтому сами диктаторы опасаются ее мощи. Последовательная подмена истинных фактов ложью подрывает нашу способность ориентироваться в реальном мире. Эрих Фромм, упоминая книгу американского писателя Алан Харрингтона Жизнь в Хрустальном Замке (1959), ввел термин «подвижная правда», описывая принцип, по которому правда, служащая экономической корпорации, превращается в единственно верную истину. Джордж Оруэлл в романе 1984 (1949) описывает так называемое двоемыслие (doublethink) – способность верить в правдивость двух противоположных убеждений одновременно.

Перечисленные выше мыслители смогли с точностью предсказать явление, влияние которого со временем значительно углубилось. Сегодня существует множество терминов, обозначающих искажение правды: «правдоподобность» (truthiness), викиальность (wikiality), фейковые новости (fake news) и альтернативные факты (alternative facts). Медиатеоретик Джейсон Харсин ввел в обиход термин «режим постправды», подчеркивая, что речь идет о беспрецедентном в истории повороте, преобладающим в настоящее время во многих общественных системах. Харсин утверждает, что политические агенты применяют сложные манипуляции, стремясь завладеть общественным дискурсом и повлиять на эмоции граждан.

                           Михаэль Друкс. Без названия, 1972 

Новая серия выставок посвящена этому радикальному повороту, который размывает границы между вымыслом и реальностью в мире, живущем в режиме постправды. Представленные в музее работы призывают нас обратить внимание на то, что правда сама по себе превратилась лишь в один из множества возможных вариантов в эпоху открытого конфликта между теми, кто призывает к формулированию четкого порядка, и ярыми противниками такого подхода. Художники применяют целый ряд стратегий обмана и фикции, используя вымышленных персонажей, подтрунивая над публикой, вмешиваясь в реальный ход жизни, маскируясь. Все эти приемы призваны осветить кризис доверия к коммуникационной культуре, настигший нас во многом вследствие решающего влияния интернета. С одной стороны, в нас тренируют навык постоянного сомнения во всем, с другой – это попытка обсудить возможность реабилитации доверия.

Согласно утверждению Ади Офир и Ариэлы Азулай, для формирования нового режима нам следует представить себе, что мы сами управляем государством, которое способно изменяться в соответствии с нуждами граждан. Участвующие в выставке художники словно превращаются в целые институты (группы давления, мегакорпорации, армии, национальные государства и т.д.), используя свой язык и эстетические коды, чтобы обнажить системы, структурирующие действительность, и предложить укрытие от угнетения. В данной связи философ Славой Жижек подчеркивает эффективность акта «умелой маскировки». На его взгляд, быть «лживее лжи» – намного отважнее открытой критики лжи, так как данный радикальный подход обнажает истинные намерения, прикрытые идеологией.

          

                       Дэмиэн Херст. Солнечный диск, 2011

Настоящая серия выставок также исследует работы тех художников, которые начиная с семидесятых годов прошлого столетия и до наших дней, рассматривают взаимосвязи между ложной информацией и средствами ее распространения – от традиционной печати и телевизионных трансляций до столь популярных сегодня социальных сетей. Художники указывают на релятивизм транслируемой правды, которая колеблется в зависимости от тех или иных рычагов давления и различных интересов. Участники проекта пытаются понять, каким образом характер современных СМИ, ставящих во главу угла визуальность, привлекательную историю и эстетику развлечений, мешает отражению фактов.

В мире, в котором лгут все, отмечает Ханна Арендт, правда становится важнейшим политическим рычагом. Человек говорящий правду, вступает в сложную и опасную политическую игру, и если ему удастся выжить, у него появляется шанс изменить мир. Участники выставки стремятся создать альтернативную реальность, призывая к практическим шагам, которые привели бы к переменам. Самих себя и свое окружение художники воспринимают как экспериментальную арену, на основе которой они предлагают создать мир правды.  

Вводная лекция о современном искусстве Натали Нешер Аман «Я тоже так могу» можно посетить 10 апреля в 19:00 (перед лекцией состоится краткая экскурсия по выставке), а первая экскурсия на русском языке – 13 апреля в 13:00. 


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson