С 20 февраля по 7 марта на крупнейших площадках Тель-Авива пройдет мультижанровый фестиваль культуры M.ART. Организатор события – одноименный проект M.ART, представляющий сделанное в России на просторах Великобритании, Израиля и США, – собирается поместить израильтян в эпицентр актуального искусства
Более двух недель на сценах театра «Габима», центра Сюзан Деллаль, Израильской оперы, Тель-авивской консерватории и Тель-авивского музея искусств будут представлены самые громкие имена русскоязычного культурного мира: Владимир Мартынов, Андрей Могучий, Татьяна Баганова; здесь же пройдут спектакли БДТ имени Товстоногова, Театра имени Вахтангова, Театра Резо Габриадзе и Екатеринбургского театра оперы и балета, выступления молодых певцов Большого театра.
Открытие фестиваля. Спектакль «Пьяные», БДТ им. Товстоногова
Национальный театр «Габима», 20-21 февраля
![](/upload_ck/images/2020/pyanie-1.jpg)
Photo by Stas Levshin
«Давайте слушать шёпот господа», – говорит один из героев «Пьяных», спектакля Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова из Санкт-Петербурга. «Пьяные» – это история о том, что каждый из нас может научиться не бояться жить, любить, прощать, менять себя и мир вокруг. Это философская притча о познании истины, спектакль об опьянении божественной любовью, современная сказка об озарениях.
Поставленный художественным руководителем БДТ Андреем Могучим в 2015 году и получивший «Золотую маску» и спецприз жюри в 2016-м, спектакль основан на пьесе одного из ведущих русскоязычных драматургов современности нового поколения Ивана Вырыпаева. «Все, что видишь ты, – видимость только одна. Только форма, а суть никому не видна. Смысл этих картинок понять не пытайся, сядь спокойно в сторонке и выпей вина» – эти строки Омара Хайяма стали эпиграфом к пьесе, автор которой признается: «Когда я написал пьесу «Пьяные», мне показалось, что у меня что-то получилось в драматургии. Во всяком случае, это новый этап в моем творческом развитии. Лучшая реклама любви – любить. Любовь сама себя рекламирует. Я рад, что Андрей Могучий решил обратиться к моему тексту».
Заказать билеты
Концерт Chronos композитора Кирилла Рихтера
Тель-авивский музей искусств, зал «Реканати», 23 февраля
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/Richter.jpg)
Kirill Richter. Photo by Alexei Dunaev
Кирилл Рихтер – один из главных представителей современной российской инструментальной музыки. Его стиль характеризуют как экспрессивный минимализм, но сам Кирилл с этим согласен лишь отчасти. «Хотя моя музыка имеет не так много общего с минимализмом (в ней почти всегда главенствует мелодия), экспрессивная составляющая для меня очень важна. Мне кажется, люди изголодались по яркой инструментальной музыке. Энергичной, возможно даже, яростной. И мне лично очень хочется музыки контрастной, музыки движения и энергии», – говорит Рихтер.
Путь Кирилла в музыку нельзя назвать обычным: он экстерном закончил музыкальную школу, получил в Институте ядерной физики и технологий МИФИ образование графика. Затем поменял направление и искал себя в сфере моды, учился в Британской высшей школе дизайна и создал в тот период коллекцию одежды, но и мода не стала делом его жизни. После дипломного экзамена Кирилл понял, что хочет заниматься только музыкой. Свой первый большой концерт он дал в 2017 году, выступив на сцене знаменитого Колонного зала Дома Союзов в Москве. Успех был огромный – публика аплодировала ему стоя.
В апреле 2019 года состоялся официальный релиз его альбома Chronos, в который вошли записи сочинений для фортепиано, скрипки и виолончели, над которыми он работал в течение нескольких лет. В своих композициях Рихтер экспериментирует с нетрадиционными скрипичными штрихами и альтернативным звукоизвлечением. Основная тема альбома – отношение композитора ко времени: к истории, человеческой судьбе и времени как живому существу, с которым можно вести диалог.
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/Richter-1.jpg)
Kirill Richter. Photo by Igor Klepnev
Кирилл Рихтер представлял Россию на фестивалях Reeperbahn в Гамбурге, The Great Escape в Брайтоне и Classical:Next в Роттердаме. В прошлом году он дебютировал в прославленном Альберт-холле в Лондоне и Эльбской филармонии в Гамбурге. Пишет музыку к фильмам и балетам, и, к слову, американская телекомпания FOX Sports пригласила его стать автором официальной темы к трансляциям чемпионата мира по футболу в России.
В концерте примет участие известный израильский камерный коллектив – «Революционный оркестр» (The Revolution Orchestra), созданный в 2004 году композитором Зоаром Шароном и дирижером Рои Оппенхаймом.
Заказать билеты
Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы»: Sepia и «Свадебка»
Центр Сюзан Деллаль, 24-25 февраля
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/Svadebka.jpg)
Les Noces. Photo by Elena Reavova
Поставленный по мотивам романа Кобо Абэ «Женщина в песках», спектакль Sepia исследует различные состояния человека, его трансформацию во времени и под влиянием внешних обстоятельств. Внешний фактор и среда обитания здесь – песок, он струится на артистов, покрывает сцену, диктует ритм и создает ускользающие образы. Можно воспринимать песок как отрицание стабильности, но для постановщика и хореографа Татьяны Багановой отсутствие формы – это, прежде всего, есть высшее проявление силы. Сопровождает спектакль Восьмая симфония Авета Тертеряна (фрагменты).
20 лет назад «Свадебка» в постановке «Провинциальных танцев» была названа первым культовым спектаклем в новой российской хореографии. Танцевальный спектакль о старинном ритуале русской крестьянской свадьбы стал легендарным и удерживает этот титул до сих пор. В его основе – одноименное произведение Игоря Стравинского, которое сам композитор охарактеризовал как «русские хореографические сцены с пением и музыкой». В этом пространстве Татьяна Баганова свободно перемещается в культурных пластах и ритмах и цитирует разные стили. О знакомстве, сватовстве, подготовке к ритуалу и священном действе театр «Провинциальные танцы» повествует уникальным языком: через характерную народную пляску, хоровод – к современному танцу. К слову, музыка «Свадебки» Стравинского звучит здесь в исполнении Лондонского Баховского хора и оркестра.
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/Baganova-1.jpg)
Sepia. Photo by Daria Popova
Основанная в 1990 году компания «Провинциальные танцы» – один из первых в России театров современной хореографии. С тех пор екатеринбургская труппа выступила в 33 городах России и 53 городах мира. Тринадцать постановок (включая Sepia) были номинированы на самую престижную российскую национальную театральную премию «Золотая маска», шесть спектаклей стали обладателями этой награды. Артисты компании принимали участие в постановке балета «Весна священная» И. Стравинского в Большом театре – важнейшем событии в мире хореографии, в котором впервые в истории Большого совместно работали артисты классического и современного танца.
Заказать билеты
Концерт «Пёрселл и Мартынов» при участии Владимира Мартынова и ансамбля OPUS POSTH Татьяны Гринденко
Израильская консерватория имени Теда и Лин Арисон, Тель-Авив, 27 февраля
В программе концерта – произведения Генри Пёрселла в исполнении ансамбля OPUS POSTH и сочинения Владимира Мартынова «Посвящение Ю. П. Любимову» и «Старик и море».
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/Martiniov.jpg)
Vladimir Martiniov. Photo by by Dima Brickman
Владимир Мартынов – автор инструментальных и симфонических произведений, созданных по заказу российских и зарубежных музыкантов, а также кино- и театральных режиссеров. В 2009 году премьеру его оперы «Новая жизнь» представил Лондонский филармонический оркестр, в 2013 году композиция «Заповеди блаженства» в исполнении знаменитого Kronos Quartet вошла в саундтрек фильма Паоло Соррентино «Великая красота».
В Тель-Авиве музыку Мартынова представит камерный ансамбль OPUS POSTH под руководством народной артистки России Татьяны Гринденко, у которой с композитором давние семейные и творческие связи, – в 2002 году их совместная деятельность была отмечена Государственной премией РФ.
Ансамбль OPUS POSTH был основан в 1999 году для осуществления проекта «Новое сакральное пространство», в основу которого положена известная философская концепция Владимира Мартынова о «конце времени композиторов» и рождении нового пространства музицирования. OPUS POSTH объединяет различные исполнительские традиции, авангардную и аутентичную, музыканты привносят в свои программы элементы театра, живописи и поэзии.
Татьяна Гринденко, руководитель коллектива, в 1982 году основала в СССР ансамбль «Академия старинной музыки», который сразу же завоевал широкую известность в стране благодаря принципиально новому, аутентичному исполнению старинной музыки на оригинальных инструментах. С 1989 года ансамбль участвовал в многочисленных международных фестивалях по всему миру.
Заказать билеты
Специальное событие фестиваля M.ART: знаменитый Театр марионеток Резо Габриадзе
Центр Сюзан Деллаль, 28 и 29 февраля, зал Ярона Ерушалми – спектакль «Рамона»; 1 и 2 марта, зал Ярона Ерушалми – «Осень моей весны»
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/Gabriadze.jpg)
Autumn of my Springtime. Photo by Rezo Gabriadze
Вскоре после открытия в 1981 году тбилисский Театр марионеток Резо Габриадзе пленил сердца публики во всем мире. Выступление на фестивале M.ART — это долгожданный дебют театра в Израиле, куда создатели и труппа театра собирались много лет и, наконец, собрались.
«Рамона» – красивая, трогательная и трагическая история любви двух… паровозов в послевоенном СССР. Паровоз Эрмон отправляется служить в Сибирь – восстанавливать страну, а Рамона будет ждать мужа дома, на маленькой железнодорожной станции Риони.
Идея этого спектакля родилась из вдохновившей Резо Габриадзе фразы Редьярда Киплинга: «Если не считать судовой машины, локомотив – самое чувствительное создание человеческих рук». Сам режиссер признается: в размышлениях об этом он пришел к еще одной теме и еще одному мотиву спектакля – бродячему цирку. Шапито для режиссера – символ детства и счастья. «И вот эти два любимых мотива встретились друг с другом – паровоз и шапито. Это то, что, кажется, ушло навсегда. Мне захотелось рассказать о том ощущении рая, в который я незаслуженно попал и из которого жизнь меня изгнала».
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/Ramona.jpg)
Ramona. Photo by Rezo Gabriadze
Автор пьесы, режиссер и художник-постановщик – Резо Габриадзе.
Аниматоры: Тамар Амиреджиби, Гиорги Гиоргобиани, Иракли Шарашидзе, Нико Геловани, Анна Нижарадзе, Тамар Кобахидзе.
Заказать билеты
«Осень моей весны» – совместное творение Театра марионеток Резо Габриадзе и театра Vidy-Lausanne. Это история о Боре Гадай, маленькой птичке с большим сердцем. События, о которых здесь повествуется, происходили в городе Кутаиси после Второй мировой войны. Резо Габриадзе называет этот спектакль песней о своей бабушке, воспоминанием о жизни в опустевшем и обнищавшем городе. «Было желание жить, любить – то, что, на мой взгляд, отличает наши трудные времена от тех трудных времен». Завораживающее сочетание кукольного мастерства и грузинских народных песен отправляет зрителей в путешествие сквозь мечты, отчаяние, гнев, радость и дорогие автору воспоминания.
Заказать билеты
Артисты Молодежной оперной программы Большого театра
Израильская опера, Тель-Авив, 3 марта
Цель программы, стартовавшей в 2009 году, – воспитание нового поколения артистов, работающих на уровне высоких мировых стандартов, развитие российской оперной школы и подготовка солистов для Большого театра. В течение нескольких лет певцы и пианисты, отобранные из сотен претендентов для участия в программе, занимаются с лучшими педагогами-репетиторами и известными певцами, постигают актерское мастерство, осваивают иностранные языки.
В разное время артисты и выпускники Молодежной оперной программы становились победителями и лауреатами крупнейших международных оперных конкурсов. Они выступают в крупнейших театрах и концертных залах мира, таких как Метрополитен-опера (США), Королевская опера Ковент Гарден (Великобритания), Берлинская государственная опера и Немецкая опера в Берлине, Баварская опера в Мюнхене, Парижская национальная опера (Франция), Венская государственная опера (Австрия) и другие. Многие выпускники Молодежной оперной программы влились в труппу Большого театра России, некоторые стали приглашенными солистами театра.
Художественный руководитель Молодежной оперной программы – Дмитрий Вдовин.
Заказать билеты
«Урал Опера Балет» из Екатеринбурга, балет «Пахита»
Национальный театр «Габима», зал «Ровина», 5-6 марта
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/Pahita-1.jpg)
Paquita. Photo by Elena Lekhova
Пахита – так зовут героиню балета, цыганку-сироту, которая после многих неурядиц, интриг и криминальных поворотов сюжета узнает о своем благородном происхождении и обручается с любимым – французским офицером. Впервые «Пахита» была исполнена в 1846 году в Париже, но в историю вошла благодаря петербургской версии Мариуса Петипа, созданной в 1881-м. Она и легла в основу екатеринбургской постановки, которую пресса назвала «важнейшей балетной премьерой десятилетия».
Идея спектакля принадлежит критику Павлу Гершензону и балетмейстеру Сергею Вихареву, которые задали новый стандарт работы со старинными балетами в мире. Хореография «Пахиты», насколько было возможно, восстановлена по нотациям начала XX века, ныне хранящимся в Гарвардском университете, но на сюжетные коллизии постановщики спектакля смотрят через культурный опыт XX века. Петербургский композитор Юрий Красавин сделал по заказу театра транскрипцию оригинальной партитуры Эдуара Дельдевеза 1846 года.
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/Paquita-3.jpg)
Paquita. Photo: Olga Kerelyuk
Оперный театр в Екатеринбурге открыт в 1912 году, первый балетный спектакль был дан два года спустя. Новая история екатеринбургского балета началась в 2012-м, когда труппу возглавил хореограф Вячеслав Самодуров. Стратегия «Урал Балета» – сохранение и осмысление классики XIX века, исполнение ключевых балетов ХХ столетия, создание новых работ. Здесь состоялись российские премьеры балетов Лайтфута и Леон, Ван Манена, Баланчина, ежегодно проходят мировые премьеры – «Пахита», «Приказ короля», «Конек-горбунок». Труппа удостоена восьми наград российской национальной премии «Золотая маска». Спектакли «Урал Балета» можно увидеть на международных фестивалях и в эфире телеканала Mezzo.
Балет в трех действиях
Продолжительность – 2 часа 30 минут с двумя антрактами
Либретто Поля Фуше и Жозефа Мазилье (1846)
Музыка Эдуара Дельдевеза (1846) и Людвига Минкуса (1881) в свободной транскрипции Юрия Красавина (2018)
Хореография Мариуса Петипа (1881)
Дирижер-постановщик: Федор Леднёв
Постановка: Сергей Вихарев, Вячеслав Самодуров
Сценография: Альона Пикалова
Идея и сценарная разработка: Павел Гершензон
Хореографическая нотация и музыкальный материал из Гарвардской театральной коллекции (Harvard Theatre Collection) предоставлены Гарвардским университетом (Houghton Library, Harvard University).
Заказать билеты
Театр им. Евгения Вахтангова, «Наш класс. История в 14 уроках»
Национальный театр «Габима», зал «Мескин», 4 и 5 марта
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/our-class-vahtangov.jpg)
Photo by Yulia Gubina
В 2008 году польский драматург Тадеуш Слободзянек написал пьесу, название которой призывало осознать трудные уроки истории – «Наш класс. История в 14 уроках». У десяти героев пьесы есть реальные прототипы, и события, описанные в пьесе, действительно происходили в польском городке Едвабне.
Первый звонок, первый школьный день… Мальчики и девочки, полные жизни и радости, преисполненные надежд, рассказывают о себе, о своих родителях, своих мечтах. Так начинается их общая биография. Так начинается пьеса «Наш класс». С этими десятью ребятами за время спектакля зрители проживут десять жизней. Герои пьесы будут дружить, веселиться, ссориться, мириться, драться. Они будут спасать и предавать, любить, ревновать, ненавидеть. И только одного они никогда не смогут – разорвать ту невидимую нить, которою связаны их жизни. Ведь, как они сами говорят, «одноклассник – все равно, что родственник».
Режиссер спектакля Наталья Ковалева рассказывает: «В 2000 году вышла книга Я. Т. Гросса «Соседи» о Едвабне. Она вызвала в польском обществе шок, расколов его на два лагеря: желавших и не желавших признать свою вину. Для поляков это история их страны. Но ведь и в истории нашей страны есть трудные страницы. И это не только история – и сегодня нам часто приходится делать трудный выбор. За свой поступок отвечаем мы сами. Как поступить так, чтобы не захлебнуться поздним раскаянием? Работая над спектаклем, я часто задавала вопрос себе: «А что бы я сделала?» И оправдание, которое звучит у героев пьесы «А что я мог сделать?», не есть ответ. Так что для меня – это история общечеловеческая. Везде, где человек зажат в кулак диктатуры, он перестает быть человеком – он становится волком, обложенным красными флажками: от страха он сеет зло вокруг себя и в результате не может жить сам. Как выскочить за флажки? Мне думается, что о сложных уроках истории необходимо разговаривать с людьми языком театра – ибо он прост и нагляден: здесь перед живым человеком (зрителем) живой человек (артист) за пару часов проживает целую жизнь, проявляя тайные механизмы судьбы человека – связи его прошлого с настоящим и будущим».
![](/upload_ck/images/Lina-Culbyt/our-class-vahtangov-1.jpg)
Photo by Valery Myasnikov
Тадеуш Слободзянек – не летописец, который «добру и злу внимает равнодушно». Он искренне встревожен вечными вопросами, он ведет битву за человека и потому достигает глубины художественного обобщения. Пьеса «Наш класс» была отмечена главной литературной премией Польши «Нике». При вручении ее автору известный общественный деятель и журналист Адам Михник сказал, что пока в Польше есть такие писатели, можно смотреть в будущее с оптимизмом.
Спектакль на русском языке с субтитрами на иврите
Режиссер: Наталья Ковалева
Художник: Александр Боровский
Композитор: Клавдия Тарабрина
Основная музыкальная тема, исполнение песни: Дарья Щербакова
Хореограф: Ирина Филиппова
Заказать билеты
Закрытие фестиваля. Музыкальный спектакль «Наша Алла», Гоголь-центр
Театр «Гешер», 7 марта
![](/upload_ck/images/2020/alla-6.jpg)
Photo by © Ира Полярная
Концерт-посвящение Алле Пугачевой в режиссуре Кирилла Серебренникова. Известные и неизвестные песни из репертуара Пугачевой 1970-80-х годов. Новые интерпретации, неожиданные аранжировки – такие, как мы их слышим, чувствуем и понимаем сегодня. Песен в репертуаре Аллы Пугачевой – сотни. Для спектакля его создатели выбрали самые ими любимые. Частью «Нашей Аллы» являются специально написанные монологи наших современников о том, что для них значит Пугачева.
Спектакль-концерт, готовился актерами «Гоголь-центра» и несколькими приглашенными артистами к юбилею Пугачевой в то время, когда автор идеи и режиссер «Нашей Аллы» Кирилл Серебренников находился под домашним арестом. За две недели до премьеры, которая прошла в конце апреля, Серебренников был освобожден под подписку о невыезде, и «Наша Алла» стала первой после большого перерыва работой, которую режиссер выпускал не дистанционно и на премьере которой присутствовал лично.
Заказать билеты
*В программе фестиваля M.ART возможны изменения
Фестиваль проводится при поддержке Романа Абрамовича
Фотографии предоставлены проектом M.ART |