С 20 февраля по 7 марта на крупнейших площадках Тель-Авива пройдет мультижанровый фестиваль культуры M.ART. Организатор события – одноименный проект M.ART, представляющий сделанное в России на просторах Великобритании, Израиля и США, – собирается поместить израильтян в эпицентр актуального искусства
Более двух недель на сценах театра «Габима», центра Сюзан Деллаль, Израильской оперы, Тель-авивской консерватории и Тель-авивского музея искусств будут представлены самые громкие имена русскоязычного культурного мира: Владимир Мартынов, Андрей Могучий, Татьяна Баганова; здесь же пройдут спектакли БДТ имени Товстоногова, Театра имени Вахтангова, Театра Резо Габриадзе и Екатеринбургского театра оперы и балета, выступления молодых певцов Большого театра.
Открытие фестиваля. Спектакль «Пьяные», БДТ им. Товстоногова
Национальный театр «Габима», 20-21 февраля
Photo by Stas Levshin
«Давайте слушать шёпот господа», – говорит один из героев «Пьяных», спектакля Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова из Санкт-Петербурга. «Пьяные» – это история о том, что каждый из нас может научиться не бояться жить, любить, прощать, менять себя и мир вокруг. Это философская притча о познании истины, спектакль об опьянении божественной любовью, современная сказка об озарениях.
Поставленный художественным руководителем БДТ Андреем Могучим в 2015 году и получивший «Золотую маску» и спецприз жюри в 2016-м, спектакль основан на пьесе одного из ведущих русскоязычных драматургов современности нового поколения Ивана Вырыпаева. «Все, что видишь ты, – видимость только одна. Только форма, а суть никому не видна. Смысл этих картинок понять не пытайся, сядь спокойно в сторонке и выпей вина» – эти строки Омара Хайяма стали эпиграфом к пьесе, автор которой признается: «Когда я написал пьесу «Пьяные», мне показалось, что у меня что-то получилось в драматургии. Во всяком случае, это новый этап в моем творческом развитии. Лучшая реклама любви – любить. Любовь сама себя рекламирует. Я рад, что Андрей Могучий решил обратиться к моему тексту».
Заказать билеты
Концерт Chronos композитора Кирилла Рихтера
Тель-авивский музей искусств, зал «Реканати», 23 февраля
Kirill Richter. Photo by Alexei Dunaev
Кирилл Рихтер – один из главных представителей современной российской инструментальной музыки. Его стиль характеризуют как экспрессивный минимализм, но сам Кирилл с этим согласен лишь отчасти. «Хотя моя музыка имеет не так много общего с минимализмом (в ней почти всегда главенствует мелодия), экспрессивная составляющая для меня очень важна. Мне кажется, люди изголодались по яркой инструментальной музыке. Энергичной, возможно даже, яростной. И мне лично очень хочется музыки контрастной, музыки движения и энергии», – говорит Рихтер.
Путь Кирилла в музыку нельзя назвать обычным: он экстерном закончил музыкальную школу, получил в Институте ядерной физики и технологий МИФИ образование графика. Затем поменял направление и искал себя в сфере моды, учился в Британской высшей школе дизайна и создал в тот период коллекцию одежды, но и мода не стала делом его жизни. После дипломного экзамена Кирилл понял, что хочет заниматься только музыкой. Свой первый большой концерт он дал в 2017 году, выступив на сцене знаменитого Колонного зала Дома Союзов в Москве. Успех был огромный – публика аплодировала ему стоя.
В апреле 2019 года состоялся официальный релиз его альбома Chronos, в который вошли записи сочинений для фортепиано, скрипки и виолончели, над которыми он работал в течение нескольких лет. В своих композициях Рихтер экспериментирует с нетрадиционными скрипичными штрихами и альтернативным звукоизвлечением. Основная тема альбома – отношение композитора ко времени: к истории, человеческой судьбе и времени как живому существу, с которым можно вести диалог.
Kirill Richter. Photo by Igor Klepnev
Кирилл Рихтер представлял Россию на фестивалях Reeperbahn в Гамбурге, The Great Escape в Брайтоне и Classical:Next в Роттердаме. В прошлом году он дебютировал в прославленном Альберт-холле в Лондоне и Эльбской филармонии в Гамбурге. Пишет музыку к фильмам и балетам, и, к слову, американская телекомпания FOX Sports пригласила его стать автором официальной темы к трансляциям чемпионата мира по футболу в России.
В концерте примет участие известный израильский камерный коллектив – «Революционный оркестр» (The Revolution Orchestra), созданный в 2004 году композитором Зоаром Шароном и дирижером Рои Оппенхаймом.
Заказать билеты
Екатеринбургский театр современной хореографии «Провинциальные танцы»: Sepia и «Свадебка»
Центр Сюзан Деллаль, 24-25 февраля
Les Noces. Photo by Elena Reavova
Поставленный по мотивам романа Кобо Абэ «Женщина в песках», спектакль Sepia исследует различные состояния человека, его трансформацию во времени и под влиянием внешних обстоятельств. Внешний фактор и среда обитания здесь – песок, он струится на артистов, покрывает сцену, диктует ритм и создает ускользающие образы. Можно воспринимать песок как отрицание стабильности, но для постановщика и хореографа Татьяны Багановой отсутствие формы – это, прежде всего, есть высшее проявление силы. Сопровождает спектакль Восьмая симфония Авета Тертеряна (фрагменты).
20 лет назад «Свадебка» в постановке «Провинциальных танцев» была названа первым культовым спектаклем в новой российской хореографии. Танцевальный спектакль о старинном ритуале русской крестьянской свадьбы стал легендарным и удерживает этот титул до сих пор. В его основе – одноименное произведение Игоря Стравинского, которое сам композитор охарактеризовал как «русские хореографические сцены с пением и музыкой». В этом пространстве Татьяна Баганова свободно перемещается в культурных пластах и ритмах и цитирует разные стили. О знакомстве, сватовстве, подготовке к ритуалу и священном действе театр «Провинциальные танцы» повествует уникальным языком: через характерную народную пляску, хоровод – к современному танцу. К слову, музыка «Свадебки» Стравинского звучит здесь в исполнении Лондонского Баховского хора и оркестра.
Sepia. Photo by Daria Popova
Основанная в 1990 году компания «Провинциальные танцы» – один из первых в России театров современной хореографии. С тех пор екатеринбургская труппа выступила в 33 городах России и 53 городах мира. Тринадцать постановок (включая Sepia) были номинированы на самую престижную российскую национальную театральную премию «Золотая маска», шесть спектаклей стали обладателями этой награды. Артисты компании принимали участие в постановке балета «Весна священная» И. Стравинского в Большом театре – важнейшем событии в мире хореографии, в котором впервые в истории Большого совместно работали артисты классического и современного танца.
Заказать билеты
Концерт «Пёрселл и Мартынов» при участии Владимира Мартынова и ансамбля OPUS POSTH Татьяны Гринденко
Израильская консерватория имени Теда и Лин Арисон, Тель-Авив, 27 февраля
В программе концерта – произведения Генри Пёрселла в исполнении ансамбля OPUS POSTH и сочинения Владимира Мартынова «Посвящение Ю. П. Любимову» и «Старик и море».
Vladimir Martiniov. Photo by by Dima Brickman
Владимир Мартынов – автор инструментальных и симфонических произведений, созданных по заказу российских и зарубежных музыкантов, а также кино- и театральных режиссеров. В 2009 году премьеру его оперы «Новая жизнь» представил Лондонский филармонический оркестр, в 2013 году композиция «Заповеди блаженства» в исполнении знаменитого Kronos Quartet вошла в саундтрек фильма Паоло Соррентино «Великая красота».
В Тель-Авиве музыку Мартынова представит камерный ансамбль OPUS POSTH под руководством народной артистки России Татьяны Гринденко, у которой с композитором давние семейные и творческие связи, – в 2002 году их совместная деятельность была отмечена Государственной премией РФ.
Ансамбль OPUS POSTH был основан в 1999 году для осуществления проекта «Новое сакральное пространство», в основу которого положена известная философская концепция Владимира Мартынова о «конце времени композиторов» и рождении нового пространства музицирования. OPUS POSTH объединяет различные исполнительские традиции, авангардную и аутентичную, музыканты привносят в свои программы элементы театра, живописи и поэзии.
Татьяна Гринденко, руководитель коллектива, в 1982 году основала в СССР ансамбль «Академия старинной музыки», который сразу же завоевал широкую известность в стране благодаря принципиально новому, аутентичному исполнению старинной музыки на оригинальных инструментах. С 1989 года ансамбль участвовал в многочисленных международных фестивалях по всему миру.
Заказать билеты
Специальное событие фестиваля M.ART: знаменитый Театр марионеток Резо Габриадзе
Центр Сюзан Деллаль, 28 и 29 февраля, зал Ярона Ерушалми – спектакль «Рамона»; 1 и 2 марта, зал Ярона Ерушалми – «Осень моей весны»
Autumn of my Springtime. Photo by Rezo Gabriadze
Вскоре после открытия в 1981 году тбилисский Театр марионеток Резо Габриадзе пленил сердца публики во всем мире. Выступление на фестивале M.ART — это долгожданный дебют театра в Израиле, куда создатели и труппа театра собирались много лет и, наконец, собрались.
«Рамона» – красивая, трогательная и трагическая история любви двух… паровозов в послевоенном СССР. Паровоз Эрмон отправляется служить в Сибирь – восстанавливать страну, а Рамона будет ждать мужа дома, на маленькой железнодорожной станции Риони.
Идея этого спектакля родилась из вдохновившей Резо Габриадзе фразы Редьярда Киплинга: «Если не считать судовой машины, локомотив – самое чувствительное создание человеческих рук». Сам режиссер признается: в размышлениях об этом он пришел к еще одной теме и еще одному мотиву спектакля – бродячему цирку. Шапито для режиссера – символ детства и счастья. «И вот эти два любимых мотива встретились друг с другом – паровоз и шапито. Это то, что, кажется, ушло навсегда. Мне захотелось рассказать о том ощущении рая, в который я незаслуженно попал и из которого жизнь меня изгнала».
Ramona. Photo by Rezo Gabriadze
Автор пьесы, режиссер и художник-постановщик – Резо Габриадзе.
Аниматоры: Тамар Амиреджиби, Гиорги Гиоргобиани, Иракли Шарашидзе, Нико Геловани, Анна Нижарадзе, Тамар Кобахидзе.
Заказать билеты
«Осень моей весны» – совместное творение Театра марионеток Резо Габриадзе и театра Vidy-Lausanne. Это история о Боре Гадай, маленькой птичке с большим сердцем. События, о которых здесь повествуется, происходили в городе Кутаиси после Второй мировой войны. Резо Габриадзе называет этот спектакль песней о своей бабушке, воспоминанием о жизни в опустевшем и обнищавшем городе. «Было желание жить, любить – то, что, на мой взгляд, отличает наши трудные времена от тех трудных времен». Завораживающее сочетание кукольного мастерства и грузинских народных песен отправляет зрителей в путешествие сквозь мечты, отчаяние, гнев, радость и дорогие автору воспоминания.
Заказать билеты
Артисты Молодежной оперной программы Большого театра
Израильская опера, Тель-Авив, 3 марта
Цель программы, стартовавшей в 2009 году, – воспитание нового поколения артистов, работающих на уровне высоких мировых стандартов, развитие российской оперной школы и подготовка солистов для Большого театра. В течение нескольких лет певцы и пианисты, отобранные из сотен претендентов для участия в программе, занимаются с лучшими педагогами-репетиторами и известными певцами, постигают актерское мастерство, осваивают иностранные языки.
В разное время артисты и выпускники Молодежной оперной программы становились победителями и лауреатами крупнейших международных оперных конкурсов. Они выступают в крупнейших театрах и концертных залах мира, таких как Метрополитен-опера (США), Королевская опера Ковент Гарден (Великобритания), Берлинская государственная опера и Немецкая опера в Берлине, Баварская опера в Мюнхене, Парижская национальная опера (Франция), Венская государственная опера (Австрия) и другие. Многие выпускники Молодежной оперной программы влились в труппу Большого театра России, некоторые стали приглашенными солистами театра.
Художественный руководитель Молодежной оперной программы – Дмитрий Вдовин.
Заказать билеты
«Урал Опера Балет» из Екатеринбурга, балет «Пахита»
Национальный театр «Габима», зал «Ровина», 5-6 марта
Paquita. Photo by Elena Lekhova
Пахита – так зовут героиню балета, цыганку-сироту, которая после многих неурядиц, интриг и криминальных поворотов сюжета узнает о своем благородном происхождении и обручается с любимым – французским офицером. Впервые «Пахита» была исполнена в 1846 году в Париже, но в историю вошла благодаря петербургской версии Мариуса Петипа, созданной в 1881-м. Она и легла в основу екатеринбургской постановки, которую пресса назвала «важнейшей балетной премьерой десятилетия».
Идея спектакля принадлежит критику Павлу Гершензону и балетмейстеру Сергею Вихареву, которые задали новый стандарт работы со старинными балетами в мире. Хореография «Пахиты», насколько было возможно, восстановлена по нотациям начала XX века, ныне хранящимся в Гарвардском университете, но на сюжетные коллизии постановщики спектакля смотрят через культурный опыт XX века. Петербургский композитор Юрий Красавин сделал по заказу театра транскрипцию оригинальной партитуры Эдуара Дельдевеза 1846 года.
Paquita. Photo: Olga Kerelyuk
Оперный театр в Екатеринбурге открыт в 1912 году, первый балетный спектакль был дан два года спустя. Новая история екатеринбургского балета началась в 2012-м, когда труппу возглавил хореограф Вячеслав Самодуров. Стратегия «Урал Балета» – сохранение и осмысление классики XIX века, исполнение ключевых балетов ХХ столетия, создание новых работ. Здесь состоялись российские премьеры балетов Лайтфута и Леон, Ван Манена, Баланчина, ежегодно проходят мировые премьеры – «Пахита», «Приказ короля», «Конек-горбунок». Труппа удостоена восьми наград российской национальной премии «Золотая маска». Спектакли «Урал Балета» можно увидеть на международных фестивалях и в эфире телеканала Mezzo.
Балет в трех действиях
Продолжительность – 2 часа 30 минут с двумя антрактами
Либретто Поля Фуше и Жозефа Мазилье (1846)
Музыка Эдуара Дельдевеза (1846) и Людвига Минкуса (1881) в свободной транскрипции Юрия Красавина (2018)
Хореография Мариуса Петипа (1881)
Дирижер-постановщик: Федор Леднёв
Постановка: Сергей Вихарев, Вячеслав Самодуров
Сценография: Альона Пикалова
Идея и сценарная разработка: Павел Гершензон
Хореографическая нотация и музыкальный материал из Гарвардской театральной коллекции (Harvard Theatre Collection) предоставлены Гарвардским университетом (Houghton Library, Harvard University).
Заказать билеты
Театр им. Евгения Вахтангова, «Наш класс. История в 14 уроках»
Национальный театр «Габима», зал «Мескин», 4 и 5 марта
Photo by Yulia Gubina
В 2008 году польский драматург Тадеуш Слободзянек написал пьесу, название которой призывало осознать трудные уроки истории – «Наш класс. История в 14 уроках». У десяти героев пьесы есть реальные прототипы, и события, описанные в пьесе, действительно происходили в польском городке Едвабне.
Первый звонок, первый школьный день… Мальчики и девочки, полные жизни и радости, преисполненные надежд, рассказывают о себе, о своих родителях, своих мечтах. Так начинается их общая биография. Так начинается пьеса «Наш класс». С этими десятью ребятами за время спектакля зрители проживут десять жизней. Герои пьесы будут дружить, веселиться, ссориться, мириться, драться. Они будут спасать и предавать, любить, ревновать, ненавидеть. И только одного они никогда не смогут – разорвать ту невидимую нить, которою связаны их жизни. Ведь, как они сами говорят, «одноклассник – все равно, что родственник».
Режиссер спектакля Наталья Ковалева рассказывает: «В 2000 году вышла книга Я. Т. Гросса «Соседи» о Едвабне. Она вызвала в польском обществе шок, расколов его на два лагеря: желавших и не желавших признать свою вину. Для поляков это история их страны. Но ведь и в истории нашей страны есть трудные страницы. И это не только история – и сегодня нам часто приходится делать трудный выбор. За свой поступок отвечаем мы сами. Как поступить так, чтобы не захлебнуться поздним раскаянием? Работая над спектаклем, я часто задавала вопрос себе: «А что бы я сделала?» И оправдание, которое звучит у героев пьесы «А что я мог сделать?», не есть ответ. Так что для меня – это история общечеловеческая. Везде, где человек зажат в кулак диктатуры, он перестает быть человеком – он становится волком, обложенным красными флажками: от страха он сеет зло вокруг себя и в результате не может жить сам. Как выскочить за флажки? Мне думается, что о сложных уроках истории необходимо разговаривать с людьми языком театра – ибо он прост и нагляден: здесь перед живым человеком (зрителем) живой человек (артист) за пару часов проживает целую жизнь, проявляя тайные механизмы судьбы человека – связи его прошлого с настоящим и будущим».
Photo by Valery Myasnikov
Тадеуш Слободзянек – не летописец, который «добру и злу внимает равнодушно». Он искренне встревожен вечными вопросами, он ведет битву за человека и потому достигает глубины художественного обобщения. Пьеса «Наш класс» была отмечена главной литературной премией Польши «Нике». При вручении ее автору известный общественный деятель и журналист Адам Михник сказал, что пока в Польше есть такие писатели, можно смотреть в будущее с оптимизмом.
Спектакль на русском языке с субтитрами на иврите
Режиссер: Наталья Ковалева
Художник: Александр Боровский
Композитор: Клавдия Тарабрина
Основная музыкальная тема, исполнение песни: Дарья Щербакова
Хореограф: Ирина Филиппова
Заказать билеты
Закрытие фестиваля. Музыкальный спектакль «Наша Алла», Гоголь-центр
Театр «Гешер», 7 марта
Photo by © Ира Полярная
Концерт-посвящение Алле Пугачевой в режиссуре Кирилла Серебренникова. Известные и неизвестные песни из репертуара Пугачевой 1970-80-х годов. Новые интерпретации, неожиданные аранжировки – такие, как мы их слышим, чувствуем и понимаем сегодня. Песен в репертуаре Аллы Пугачевой – сотни. Для спектакля его создатели выбрали самые ими любимые. Частью «Нашей Аллы» являются специально написанные монологи наших современников о том, что для них значит Пугачева.
Спектакль-концерт, готовился актерами «Гоголь-центра» и несколькими приглашенными артистами к юбилею Пугачевой в то время, когда автор идеи и режиссер «Нашей Аллы» Кирилл Серебренников находился под домашним арестом. За две недели до премьеры, которая прошла в конце апреля, Серебренников был освобожден под подписку о невыезде, и «Наша Алла» стала первой после большого перерыва работой, которую режиссер выпускал не дистанционно и на премьере которой присутствовал лично.
Заказать билеты
*В программе фестиваля M.ART возможны изменения
Фестиваль проводится при поддержке Романа Абрамовича
Фотографии предоставлены проектом M.ART |