home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Моро с вариациями

19.05.2024Лина Гончарская

Из интересного: Эдгар Моро, один из лучших нынче виолончелистов мира, вот-вот сыграет с оркестром «Израильская Камерата. Иерусалим». Тоже лучшим, как все мы знаем. А что именно сыграет – догадались? Правильно, «Вариации на тему рококо» Чайковского, и если кто-то расслышит в них мелодию «Вдоль по Питерской», не ошибется. Хотя Петр Ильич тему для восьми вариаций с кодой написал самолично, отметив где-то (уж не припомню сейчас, кому адресовано было то письмо), что эта тема – ностальгический взгляд на прошлое. Для солиста «Вариации на тему рококо» сложны невероятно, поскольку играются без оркестровых тутти, которые давали бы солисту возможность хоть немного передохнуть. Так что отважится на них не каждый. Ну а для большинства из нас опус сей неразрывно связан с Ростроповичем – я, во всяком случае, заслышав «Рококо», сразу вспоминаю Мстислава Леопольдовича; в некотором роде сочинение Чайковского стало его лейтмотивом.

Напомню, что «Вариации» существуют как в оригинальной авторской редакции, так и в редакции Вильгельма Фитценхагена, где была удалена последняя из восьми и изменен порядок следования других. Кто такой Фитценхаген? – спросите вы. Да тот самый выдающийся молодой человек, коллега Чайковского по Московской консерватории, обрусевший немецкий Cellistin. К слову, после того как он внес изменения в партитуру, отношения Петра Ильича и Вильгельма стали несколько натянутыми.

В прочтении Эдгара Моро «Вариации на тему рококо» мне слышать пока не довелось, однако уже сейчас могу сказать, что роднит молодого музыканта с Ростроповичем: в 2009 году, на Международном конкурсе виолончелистов его, Славы, имени в Париже, Моро получил спецприз «Самому многообещающему конкурсанту». Это во-первых. А во-вторых, недавно Эдгар записал Виолончельные концерты Вайнберга и Дютийе, вдохновленные Ростроповичем (для него написанные и им же впервые исполненные). Виолончельный концерт Моисея Самуиловича, как мы знаем, завораживающе меланхоличен и словно аккумулирует в себе и собственную личную трагедию композитора, и трагедию миллионов людей после Холокоста. Эдгар Моро рассказывает об этом тонко и в то же время красноречиво, чутко улавливая ироничный клезмерский дух второй части (послушайте, не пожалеете).

                       Edgar Moreau. Photo by Julien Mignot

И это тоже не случайно, поскольку мама Эдгара Моро происходит из еврейской семьи выходцев из Польши, и родилась не где-нибудь, а в Иерусалиме! Вот и решился молодой виолончелист в поисках еврейских корней на альбом Transmission – в самый разгар пандемии, с Люцернским симфоническим оркестром и дирижером Михаэлем Зандерлингом. По словам Моро, смысл названия состоит в передаче культурных и духовных ценностей из поколения в поколение. Плакатно слегка, но на обложке альбома… горит свеча.

Немудрено, ибо в этом альбоме Моро исполняет композиции, вдохновленные еврейской молитвой и ритуалом. Религиозного еврея Эрнеста Блоха и композиторов-неевреев, таких как Морис Равель и Макс Брух, чьи сочинения соседствуют с явно светским концертом для виолончели Эриха Вольфганга Корнгольда.

Виолончель как кантор. Каждая молитвенная интонация, каждая фраза взывают к чему-то столь же личному, сколь и универсальному. Эрнест Блох возносит молитвы – в его пьесах «Из еврейской жизни» виолончель вырывается из голых, звенящих оркестровых аккордов, словно опаляющее пламя. Элегический и всеми любимый «Кол Нидрей» Бруха, универсальная молитва всех времен, сыгран Эдгаром Моро с элегантностью и пылом: низкие ноты густые и теплые, высокие – серебристые и торжественные. Кульминация фильма «Обман» Ирвинга Рэппера, породившая компактный Концерт для виолончели с оркестром Корнгольда, напоминает нам о высшей иронии – как голливудский эскапизм способствовал побегу рожденного в Австрии Корнгольда от нацистской тирании. И, наконец, Shelomo: Rhapsodie Hébraïque («Соломон: еврейская рапсодия») для виолончели и большого оркестра Блоха – эпическое повествование, где есть всё, от плача до пронзительного гнева и смирения, где есть даже пламенные имитации шофара; прелюбопытнейшее размышление о царе Соломоне (виолончель) и его народе (оркестр). Завершают альбом «Две еврейские мелодии» Равеля, чью хрупкую тайну Моро замечательно уловил. Да, он исполняет их в собственной аранжировке.

В одном из интервью Эдгар Моро описывает себя как «еврея, но совсем не религиозного». В другом полагает себя «французским виолончелистом, обладающим всем понемногу». А вообще, если бы вы решили снять фильм о харизматичном миллениале, с младых ногтей мечтавшем посвятить свою жизнь музыке, у вас не возникло бы проблем с первой сценой – вы воскресили бы в ней эпизод, когда маленький Эдгар встретился с виолончелью. Вот как он сам об этом рассказывает: «Мой отец был торговцем антиквариатом и взял меня как-то с собой в один парижский магазин, куда он продавал картины. Мне тогда было года три или четыре. В задней части магазина я увидел маленькую девочку, играющую на виолончели. Я сразу влюбился в этот инструмент. Так всё и началось».

                          Edgar Moreau. Photo by Jacky Azoulai

Вскоре после этого отец разыскал учителя, который давал уроки дочери владельца магазина – Карлоса Бейриса, познакомившего Эдгара с игрой на виолончели по методу Сузуки. Мальчик делал большие успехи, будучи восьми лет от роду, уже играл «Кол Нидрей» Бруха, примерно в это же время поступил в консерваторию в Булони-Бийанкуре. В 11 лет он дебютировал с оркестром Teatro Regio в Турине, исполнив Виолончельный концерт Дворжака, в 13 лет был принят в Парижскую консерваторию в класс Филиппа Мюллера. Вскоре он уже завоевал главную премию конкурса Ростроповича (2009) и вторую премию Международного конкурса имени Чайковского (2011). В 2013 году подписал эксклюзивный контракт с Erato/Warner Classics, выпустив на этом лейбле уже семь альбомов. Один из них, между прочим, называется «Семейное дело» (2020), и играют там вместе с Эдгаром его сестра Рафаэль и брат Давид, оба скрипачи, а также брат-пианист Жереми. Хотя их родители не были музыкантами, Моро использует красивое французское слово «mélomane», чтобы описать родительскую любовь к музыке и стремление передать эту любовь своим детям. Они водили их на концерты ведущих исполнителей того времени, в том числе и Ростроповича на закате карьеры. А потом отец-антиквар благодаря своим связям приобрел виолончель работы Давида Текклера, изготовленную в Риме в 1711 году. И доверил ее своему 15-летнему сыну после победы на конкурсе Ростроповича. По словам Эдгара, «это виолончель всей моей жизни, мы с ней неразлучны. Для меня это лучшее сочетание ясности Страдивари и мощи Монтаньяны. И она идеально соответствует моему стилю игры».

Моро играет щедрым, бархатистым звуком, умело сгущает краски; в его манере чувствуется утонченность французской школы, где фразировка изящна, а манипулирование смычком напоминает искусство фехтования. Он может быть экстравертным виртуозом, но всегда предельно естественным: кажется, будто он разговаривает с музыкой и ее автором наедине, а вы при этом счастливо присутствуете.

Он дважды удостоен самого известного в музыкальной индустрии Франции приза Les Victoires de la musique classique – в 2013 году жюри назвало его «Открытием года» (по-французски это звучит еще более мило, «откровение» – révélation); в 2015-м – «Солистом-инструменталистом года». В 2014 году он стал победителем конкурса Young Concert Artist, далее – обладателем престижных стипендий. Его альбом «Giovincello» был удостоен в 2016 году премии ECHO Classic Award, а в 2017-м он был назван «Восходящей звездой ECHO». Эдгар является лауреатом премии Fondation Banque Populaire, премии молодых солистов французских общественных радиостанций и прочих престижных наград. Принимал участие в многочисленных фестивалях по всему миру, регулярно выступает в лучших залах планеты с великими дирижерами и великими оркестрами, играет в камерных составах с великими солистами, чьи имена захватывают дух. С сентября 2023 года занимает должность профессора по классу виолончели в Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца.

«Я всегда любил читать музыку, – говорит Эдгар Моро. – Например, мне нравилось брать тетрадку с 32 сонатами Бетховена и расшифровывать их. У нас сложная профессия, где нам приходится быстро учиться новому и очень быстро адаптироваться. И еще: мы исполнители, а не творцы. Мы даем свое видение того, чего хотел от нас композитор, и вносим в это немного своего личного подхода, мы ведь все-таки не роботы».

                   Edgar Moreau. Photo (c) Musacchio & Ianniello

Особый повод для радости – Эдгар Моро играет у нас уже на этой неделе с абсолютно чудесным оркестром, на концерты которого удовольствие ходить и без всяких звездных солистов (ну а с ними – тем более). «Израильская Камерата (Иерусалим)», созданная Авнером Бироном и им же управляемая – один из  лучших симфонических коллективов в наших широтах, сколько раз убеждалась.

Дирижирует «Камератой» на сей раз израильско-американский маэстро Арье Липски, а солирует, помимо Эдгара Моро, исполнитель на мандолине Рой Даян, что само по себе достойно внимания. В программе – уже упоминаемые «Вариации на тему рококо» Чайковского, Второй концерт для мандолины с оркестром ор. 144 Раффаэле Калаче и Симфония № 36, KV 425 («Линцская») Вольфганга Амадея Моцарта. В общем, тройная доза катарсиса гарантирована.

Концерты пройдут 24 мая в 13:00 в Тель-Авивском музее искусств, 26 мая в 20:00 в зале «Села» Институт Вайцмана в Реховоте, 27 мая в 20:00 в зале «Эран» консерватории Раананы и 28 мая в 20:00 в зале YMCA в Иерусалиме. Иерусалимцам советую обратить особое внимание, ибо что-то Эдгар такое задумал – в честь рожденной в Иерусалиме мамы. Заказ билетов здесь.

Фотографии предоставлены оркестром «Израильская Камерата. Иерусалим»


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson