home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Гергиев поразил музыкой, но еще больше - тишиной

21.01.2014Лина Гончарская

Еще в середине 90-х у сведущих израильтян появилась мода ездить за настоящей музыкой к Гергиеву в Эйлат. С той поры так и повелось – и привело к тому, что «Классика на Красном море» свершилась уже в 12-й раз

Зубочистка в правой руке Валерия Абисаловича действовала на публику похлеще шарика на палочке, коим любят махать гипнотизеры. Отчего-то возникла навязчивая ассоциация с иглой Кащея – той, что в яйце, а оно в утке. Потом в голову вообще полезла всякая чушь – насчет чакр и позвоночника, на конце которого (ибо он и есть та самая игла) спрятана кащеева жизнь. Отбившись от эзотерического бреда, мысль, потоптавшись, вильнула в другом направлении – и вынырнула где-то в районе черного квадрата. Дескать, Гергиев дирижирует зубочисткой неспроста – она аккумулирует точечную энергию, собирает, вбирает в себя звук, как в некую воронку. А затем выстреливает фейерверком рассыпчатых, эластичных, блестящих звуковых скульптурок. (Наверное, кто-то более восторженный назвал бы их перлами.)

Стоп. Недавно я дала себе обязательство: перестать быть въедливым критегом. Оттого подробностей не будет. Да и нужны ли они, подробности на бумаге, мониторе то бишь? Музыку слушать надо. Тем более в исполнении Валерия Абисаловича и его Мариинки. Кстати, дирижирует Гергиев и без зубочистки – своим знаменитым порхающим вибрато. А «разговорчивые» его оркестранты доводят до нашего сведения каждую деталь партитуры, и это невероятно льстит самолюбию. Как и то, что мариинские струнники играют на скрипках Страдивари и виолончелях Бергонци. На чем играет деревянно-духовая группа, мне неведомо, однако дивная тройка юношей (в особенности гобоист) разит в самую ахиллесову пяточку.

Вообще, вся программа нынешнего фестиваля «Классика на Красном море» идеально укладывалась в концепцию «от мрака – к свету». Концепцию, любимую не только композиторами, но и всеми без исключения фанатами фэнтези. Сами посудите: «Иоланта» – повесть о слепой девушке, которая прозрела; «Дон Кихот» – повесть о наивном идальго, который прозрел – правда, уже в ином мире; Девятая Малера – здесь уже вообще высший свет, не в смысле аристократизма (хотя он тоже присутствовал), а в смысле – выше небес.

Вторая концепция Гергиев-фестиваля 2014 года – «лебединая песнь». «Иоланта» – последняя опера Чайковского; «Дон Кихот» – последняя опера Массне; Девятая – последняя завершенная симфония Малера. Последние страницы творчества, находящиеся между двумя мирами, на трансцендентном сквозняке, когда музыка – как заметил маэстро – уже не в звуках, а между ними.

«Иоланта», apropos – несмотря на аскезу концертного исполнения – вылилась в полноценную символистскую драму, со всеми ее эзотерическими подтекстами. Оттого оперный идеализм стодвадцатилетней давности не смешил, а, скорее, умилял. Давали одноактовку Чайковского в первый вечер, в новом старом зале – Эйлатском театре, куда фестиваль неожиданно переместился из портового ангара. Валерию Гергиеву, прилетевшему за пару часов до выступления, пришлось туго – не лучшая акустика («сухая», определил маэстро) звучанию Мариинского оркестра явно не способствовала. На следующий день Гергиев рассказал, что место для строительства фестивального зала наконец-то выделили, теперь дело за капиталовложениями. И что в данных обстоятельствах он тоже нашел выход из ситуации – иначе рассадил оркестр.

В фестивальном буклете описание лирической притчи Чайковского иллюстрировала цветная фотография Анны Нетребко – дивы гламура и самой известной исполнительницы заглавной партии. Однако пела Иоланту вовсе не она, а Екатерина Гончарова, что с чисто визуальной точки зрения было и к лучшему: тоненькая, молоденькая, томимая духом и плотью. Самым же мистическим героем – к тому же обладателем красивейшего баритона – оказался Роман Бурденко: в его изображении мавританский врач Эбн-Хакия восседал не просто на стуле, но на выбитом из-под пифии священном треножнике, и пророчил куда выразительнее дельфийской жрицы.

Гергиев мало того что титан, он еще и эстет. Иначе как объяснишь явление нашим палестинам на редкость эстетской французской штучки – героической комедии Массне «Дон Кихот»? Он же, Гергиев, ее возродил из забвения – когда-то эта опера прославилась благодаря Шаляпину, для которого, собственно, и была написана. Любопытно, что вдохновлялся композитор вовсе не романом Сервантеса, а пьесой своего современника Жака Ле Лоррена, автора пьесы «Рыцарь Печального образа». Где нет никакой Альдонсы, а есть только Дульсинея, и никакой она не вымысел. Напротив, в чем-то – банальная куртизанка, в чем-то – Кармен.

Особая прелесть «Дон Кихота» в мариинской версии – в том, что из-за каждого куста на вас выпрыгивают чертики. К примеру, разбойники, говорящие по-русски (вообразите теперь, как прямая русская речь вторгается во французское пение). Ну а прелесть этой оперы вообще – в чисто композиторских фишках вроде гитары или кастаньет вкупе с соловьиным пением в оркестре или свиста с хохотом в вокале. И, разумеется, в том, что оба главных героя – басы. Один – Илья Банник, карикатурно-трогательный рыцарь в образе, живущий и даже умирающий вопреки миру сему. Второй – бесподобный Андрей Серов, комикующий и зажигающий по полной Санчо Панса, чья молитва над телом умирающего хозяина не просто разбередила душу, но стала безусловным апофеозом этого спектакля без декораций. Кстати, ремарки в титрах, объявляющие очередную тему ролевых игр (крутятся ветряные мельницы, рыцарь забирает ожерелье etc) особо и не требовались: концертное исполнение и первой, и второй опер совсем не походило на традиционный «концерт в костюмах». Поскольку каждый солист был подобран таким образом, что и в отсутствие грима выглядел именно так, как и следовало выглядеть его персонажу.

На третий, симфонический день Гергиев-зодчий поразил не только музыкой. Он поразил – как громом – тишиной. Девятая симфония Малера в породистом исполнении мариинцев, пройдя через чинные обороты кларнетов, потешные форшлаги валторн, бело-горький гротеск и невсамделишные маршики, истаяла бесконечно прекрасным финалом и вознеслась в небытие. Гергиев долго держал тишину – несколько минут, наверное. И зал сидел, этой небесной тишиной завороженный. Впрочем, когда маэстро наконец сложил руки, зал продолжал истаивать и воспарять.

«Это пугающая тишина, в которой чувствуется нечто мистическое, священное – умирающий, отлетающий дух. Поэтому звучание не может прекратиться, а тишина ощущается практически как остановка дыхания», – сказал потом дирижер.

Вряд ли хоть одну из интерпретаций Девятой можно поставить рядом с гергиевской. Да, пожалуй, и не стоит – этот почти физически осязаемый феномен из тех, что не ходят парой. А что до зубочистки… Если Гергиев, поймавший на ее острие главную суть божественных движений, все-таки нашел кащееву иглу – значит, никакая нечисть ему не страшна.

Фото: Итамар Гринберг, Виктория Долинская


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson