home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Кейко Мацуи: «Когда я играю или сочиняю музыку, я чувствую, что общаюсь со Вселенной»

27.11.2022

Всемирно известная японская джазовая пианистка и композитор Кейко Мацуи приезжает в Израиль с двумя сольными концертами

Кейко Мацуи впервые начала играть на фортепиано в 5 лет – именно тогда, в первом июне после пятого дня рождения девочки, мама привела ее к учительнице музыки: в Японии существует примета, что это время является судьбоносным для ребенка. Если выбрать сыну или дочери занятие в пять лет, оно станет делом всей его жизни. Так оно и случилось – кроме того, как вспоминает Кейко, первый урок фортепиано привел ее в неописуемый восторг. А ее американский дебют состоялся в 1987 году с записью альбома «A Drop of Water», посвященного катастрофе шаттла «Челленджер». С той поры она записала более 35-ти альбомов, в которых легкость сочетается с подлинной красотой и изысканностью мелодий. Особенно примечательны ее концерты для фортепиано в четыре руки с джазовым пианистом и композитором Бобом Джеймсом, а также записи с иконами жанра – Майлзом Дэвисом, Стиви Уандером и Хью Масекелой.

«Я хочу, чтобы моя музыка была проводником мира, добра, любви и света», – делится своими мыслями миниатюрная пианистка, участвующая в гуманитарных проектах Организации Объединенных Наций и благотворительных фондов по всему миру.

Процесс создания музыки она сравнивает с молитвой: Кейко может просидеть за роялем весь день в ожидании той самой ноты, с которой и начнется ее новый шедевр. «Кейко Мацуи привносит духовность во все свои неординарные творческие проекты», – писала о ней The Los Angeles Times.

Альбомы Кейко неизменно становятся фаворитами Billboard – начиная с «Sapphire», «Dream Walk и «Deep Blue» и заканчивая недавним альбомом «Echo». А поскольку в ее уникальной музыкальной формуле (если бы джаз можно было свести к формуле, что, разумеется, невозможно) искусно сочетаются азиатские и западные влияния, Мацуи давно уже стала номером один в табели о рангах Billboard в области современного джаза и неоднократным лауреатом премии Oasis в номинации «Лучшая женщина-исполнительница smooth-джаза года» (хотя к чему джазу гендерные признаки?).

Она родилась в 1963 году и выросла в Токио, где начала заниматься игрой на фортепиано, как уже упоминалось, в возрасте пяти лет. Через несколько лет Кейко, которая тогда носила фамилию Дои, была зачислена в Yamaha Music Foundation. В школьные годы Кейко Дои развила эклектичный музыкальный вкус, слушая Стиви Уандера и Чика Кориа, Рахманинова и Сибелиуса, саундтреки к фильмам Мориса Жарра и Нино Рота. Музыку начала сочинять в средней школе, позже окончила Японский женский университет Нихон Дзёсидайгаку (Nihon Joshidaigaku) по специальности «детская культура». Будучи лучшей ученицей, в возрасте 17 лет получила предложение от Yamaha Music Foundation сделать первую студийную запись. В том же году она сочинила «Хёрю» (Hyoryu), свой первый крупный саундтрек к кинофильму. А несколько лет спустя написала музыку для японского мультсериала о самураях под названием Hidamari no Ki («Дерево на солнце»). Название манги является метафорой сёгуната Токугава, который сравнивают со старым камфорным деревом, которое наслаждалось солнечным светом и укрывалось от ветров в течение 300 лет. Мультсериал получил премию Shogakukan Manga Award в 1984 году – хочется думать, что музыка сыграла не последнюю роль.

В 1982 году Кейко Дои сформировала джазовую группу Cosmos, с которой записала четыре альбома. В этот период она познакомилась с талантливым исполнителем на сякухати (продольной бамбуковой флейте) Кадзу Мацуи, которому суждено было стать ее мужем, партнером по гастролям и продюсером. Медовый месяц они провели в США, записывая первый сольный альбом Кейко – «A Drop of Water». Альбом, спродюсированный Кадзу Мацуи, был выпущен в США на лейбле Passport Records в 1987 году. Вместе с обоими Мацуи в записи альбома участвовали гитаристы Грант Гейссман и Роббен Форд, саксофонист Брэндон Филдс, басист Натан Ист и вокалист Карл Андерсон. Звучание сякухати добавило европейскому темперированному строю фортепиано восточных красок, или, если процитировать саму пианистку, «восточной духовности». После выхода альбома журнал Billboard признал Кейко одной из самых многообещающих клавишников 1980-х.

С той поры она записала несметное множество альбомов, которые вошли в десятку лучших в современном джазе, а многие неизменно становились хитом номер один в чартах. Особенно хотелось бы отметить вышедший в 2011 году «Altair & Vega», вызывающий мгновенные ассоциации с Танабата – традиционным японским праздником влюбленных, который часто называют «фестивалем звезд». Согласно легенде, дочь небесного царя, ткачиха Вега полюбила скромного пастуха по имени Альтаир. Отец девушки разлучил влюбленных Великой небесной рекой, известной нам как Млечный путь. Встречаться им разрешено только раз в году, в седьмую ночь седьмого лунного месяца. Именно тогда Кейко Мацуи сыграла в четыре руки с патриархом smooth-джаза Бобом Джеймсом, и на свет родился абсолютно космический альбом, романтичный и светлый, с цитатами из Баха и Гайдна.

Кейко Мацуи не раз побеждала в номинации «Артист года», чему, помимо музыкальной одаренности, способствовала ее социальная активность. Так, драматический альбом «The Ring» (2002) стал ее ответом на трагедию 11 сентября 2001 года. «Я хотела донести послание мира, сострадания и человечности до слушателей всей земли», – сказала тогда Мацуи.

Кейко постоянно принимает участие в благотворительных проектах. Среди них – поиск лекарства от рака груди и поддержка пациентов, нуждающихся в донорах костного мозга, особенно среди азиатских, афроамериканских и латиноамериканских общин. С этой целью она совершала благотворительные концертные турне и жертвовала доходы от них различным фондам. В 1999 году она выступила со всемирно известными фигуристами – Кристи Ямагучи, Екатериной Гордеевой, Катариной Витт и Тарой Липински на концерте «Золотой момент», организованном фондом Сьюзен Г. Комен, чья деятельность посвящена борьбе с раком молочной железы. Ее компакт-диск «Wildflower» был вдохновлен выступлениями в Южной Африке и заботой о детях, осиротевших или брошенных в результате распространения СПИДа. Доходы от ее мирового турне 2004 года были переданы в фонд Всемирной продовольственной программы ООН в Африке.

Сегодня в музыке Кейко Мацуи сочетается множество стилей: джаз, рок, классика и нью-эйдж. Но по сути, это все тот же smooth jazz, крайне приятный слуху. Поклонники называют ее музыку «нежным джазом», склонным к медитации: порой вам даже кажется, что под эту музыку можно впасть в транс. Ее концерты очень интересно посещать, поскольку Кейко сопровождает свои выступления очаровательным подшучиванием, в том числе рассказами о японской мифологии и о том, как она помогает охранять природу. Многие слушатели признаются, что во время звучания ее композиций забывают о своих заботах.

«Когда я играю или сочиняю музыку, я чувствую, что общаюсь со Вселенной, – доверительно сообщает Кейко Мацуи. – Порой мне кажется, что я могла бы писать духовную музыку. В этом есть нечто мистическое: я чувствую особую связь с Луной. Я чувствую, что, возможно, когда-то раньше жила на Луне. В каком-то особом измерении. Никогда не забуду свой концерт, который я давала в ночь полнолуния в один из октябрьских вечеров в 1200-летнем святилище Ицукусима в Хиросиме. Мне казалось, что вместе с островом я плыву по воде прямо в ночное небо».

Ее плодотворная карьера включает в себя выступления на лучших площадках, таких как легендарный джаз-клуб Blue Note в Нью-Йорке и Токио. Не так давно она представила там свой последний альбом «Echo» – очаровательный звуковой гобелен, попытку запечатлеть все вибрации звука. Критики называют этот альбом самой вдохновенной работой Кейко. В записи его приняли участие сплошные знаменитости, включая басиста Маркуса Миллера, саксофониста Кирка Валума, вокалистку Гретхен Парлато, гитариста Роббена Форда и басиста Кайла Иствуда (сына Клинта Иствуда, между прочим). В звездный состав также вошли молодые музыканты: барабанщик Винни Колайута, басист Джимми Джонсон, гитарист Пол Джексон-младший и перкуссионист Луис Конте. «Когда я сочиняла песни для Echo, – вспоминает Кейко Мацуи, – я думала о том, как важно напомнить миру о необходимости уважать все живое».

Имя Кейко в переводе с японского означает «счастливый, праздничный ребенок». Она действительно несет в себе долю светлой, безмятежной радости и готова делиться ею со своими слушателями. «Мое единственное желание, – говорит она, – писать песни, которые создают ощущение единства. Музыка является отражением моих мыслей и чувств, ею я прокладываю свой путь к счастью и действительно понимаю, что значит быть счастливой».

Пусть музыка Кейко Мацуи приведет вас к вашему счастью.

Сольные концерты Кейко Мацуи пройдут 30 января 2023 года в «Аудиториуме» Хайфы и 31 января 2023 года в «Бейт ха-Хаяль» в Тель-Авиве. Заказ билетов здесь.

Фотографии из личного архива Кейко Мацуи. Снимки предоставлены организатором гастролей – агентством Bezalel Events


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson