home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Знайдер, Брух, Брукнер, Шани: интеллектуальное создание музыки

07.01.2023Лина Гончарская

Это был тот случай, когда вы не обмениваетесь впечатлениями с соседом по креслу в перерывах между частями, а сидите, замерев – чтобы не расплескать.

У этого концерта было все, даже своя родословная, такая же особенная, как скрипка Гварнери 1741 года, на которой играл когда-то Фриц Крейcлер. Теперь на ней играет датский скрипач Николай Шепс-Знайдер, который культивирует звук старого мира, оттого заигранный Первый концерт Бруха тоже становится особенным, и вовсе не из-за старинного итальянского инструмента.

Уже в первом речитативе скрипки можно было расслышать такую глубину, на какую редко способны иные коллеги Знайдера; сплошная философия и интеллект. И совершенно иного характера каденция с той же мелодией, которая из рассудительной вдруг становится пылкой, влюбленной, безудержной, оттого так легко вливается в Adagio: романтик романтика всегда поймет.

                   Николай Шепс-Знайдер. Фото: Lars Gundersen

Вот интересно: там, где у иных Брух грешит страстностью, у Знайдера была дерзость и элегантность; где кто-то выпаливает пулеметную очередь эффектов, царапающих тонкую натуру хуже наждачной бумаги, Знайдер предпочитает рваный шелк. Он смел до той самой степени, что позволяет сохранить хороший вкус. Даже финал, который обычно сравнивают со скачками, напоминал скорее лошадей, несущихся по полю на охоте викторианской эпохи. И у солиста, и у оркестра, за пультом которого стоял наш очевидный фаворит Лахав Шани.

Многие композиторы, которых мы любим, жили в бедности – как Брукнер, о котором позже – и добились успеха лишь много лет спустя после смерти. А были и те, кто как раз наоборот: Макс Брух в родной Германии слыл уважаемым педагогом, скрипачом и композитором. Вот только за свой соль-минорный концерт, дополненный и впервые исполненный известным скрипачом Йозефом Иоахимом (с оглушительным, надо сказать, успехом), Брух решил на радостях получить единовременную выплату. И, таким образом, лишился многолетних солидных гонораров. Что ж, некоторые в любом случае выиграли – и публика, которая слушает, и поколения скрипачей, которые этот концерт столь охотно играют.

Написан был Первый скрипичный концерт Бруха в 1866-м, а год тот был невероятен по количеству знаковых событий: Петр Ильич Чайковский окончил Санкт-Петербургскую консерваторию и симфонию «Зимние грезы», Иоганн Штраус сочинил вальс «На прекрасном голубом Дунае», Австрийская империя объявила войну Пруссии, был заключен Венский мирный договор, Достоевский завершил «Преступление и наказание», а Ибсен – «Пер Гюнта», родились Бакст, Герберт Уэллс, Эрик Сати и Ромен Роллан и, наконец, монах Грегор Мендель вывел основные законы наследственности. Столь же популярный скрипичный концерт Брамса, который Знайдер играл в другой программе ИФО, появится лишь двенадцать лет спустя; как и концерт Бруха, он будет посвящен Йозефу Иоахиму, и так же отвесит ему поклон венгерской темой финала.

К слову, скрипач Николай Шепс-Знайдер, уже более двух десятков лет занимающий первые места в рейтингах мировых исполнителей, чуть было не огорчил: в четверг Израильская филармония прислала сообщение о том, что солист заболел – и предложила перенести билеты на субботу, в надежде, что Знайдер поправится. Мы согласились, и было нам счастье. В том числе услышать «Happy birthday» в его с оркестрантами исполнении на бис – в честь именинника, главного дирижера ИФО Лахава Шани.

Было оно (счастье) и после антракта, когда в исполнении Израильского филармонического оркестра под управлением Шани прозвучала Пятая симфония Антона Брукнера. В этой симфонии, должно быть, четверть миллиона нот, и практически все они были слышны безупречно – ну а что творили деревянные духовые, и вовсе ни пером ни описать, ни компьютерными клавишами.

Пятая, пожалуй, самая искусная из всех симфоний Брукнера. Множество способов, которыми темы объединяются и воссоединяются, чем-то напоминают причуды Гауди. Первая часть – одна из самых тонких и неуловимых, где многое произносится вполголоса (загляните в партитуру – она пестрит обозначениями p, pp и ppp). Циники могут утверждать, что Брукнер выписал все столь тщательно, потому что не доверял оркестрам и дирижерам своего времени. Феноменальное прочтение Лахава Шани развеивает все сомнения. К слову, эту гигантскую симфонию наш молодой дирижер знает наизусть – и управляет оркестром без партитуры.

В брукнеровской симфонии Лахав загадал великое множество загадок, начиная с акустической – усадив на возвышение контрабасы (в центре) и медные духовые (слева). Особенно впечатляюще это выглядело в начале, на пиццикато струнных, контрабасов в том числе, и в финале с двойной фугой и хоралом. Оркестр был в высшей степени уравновешен и идеально сбалансирован – мы слушали Брукнера и дивились безупречной логике его музыкального мышления; это, оказывается, очень трогательно.

                         Лахав Шани. Фото: Marco Borggreve

Кстати, Антон Брукнер никогда не любил толпу. Оттого, как и при жизни, он и спустя годы после смерти остается непонятным, эксцентричным человеком, который никак не мог вписаться в венскую богему, частью которой он так хотел быть. Родившийся в сельской Австрии, Брукнер придерживался образа жизни простого крестьянина: его высмеивали за нелепую одежду, специфический акцент, неуклюжесть и неловкость. На европейской музыкальной сцене 19 века, где для того, чтобы блистать, требовалось гораздо больше, чем просто музыкальное мастерство, у Брукнера практически не было шансов. Оттого он бедствовал, влезал в долги и сетовал на «глупость переселения в Вену». Тогда-то он и начал сочинять Пятую симфонию, которую долго не исполняли – вообще-то это отдельная и очень грустная история. Особенно усердствовал всесильный критик Эдуард Ганслик, который назвал Брукнера ввиду «бросающегося в глаза недостатка в образовании... полностью непригодным».

Но вернемся к загадкам Шани. Даниэль Баренбойм утверждает, что очарование симфоний Брукнера проистекает именно из этой неясности: «Несмотря на первоначальный постромантический эффект, в симфониях Брукнера есть классические структуры и даже намеки на барокко и средневековье. Когда я играю Брукнера, я чувствую себя так, будто нахожусь в машине времени, плывущей сквозь музыкальные эпохи».

Особенно впечатлили мягкие интерлюдии с инструментальными соло (скажем, флейты и валторны во вступительном Allegro) – многим больше, чем оркестровые tutti, где довольно резко гневались медные духовые. Скерцо буквально благоухало веселым тирольским танцем, прекрасно-безапелляционным оказалось соло кларнета в начале финала.

Брукнер также был набожным христианином-католиком, что придает его музыке религиозно-духовное измерение. Уильям Фуртвенглер очень хорошо выразился по этому поводу: «Брукнер не писал в настоящее время. В своем искусстве он думал только о вечности и, таким образом, он создал вечность».

По словам Лахава Шани, «исполнение музыки Брукнера – это совершенно особый стиль дирижирования. Он делает весь оркестр единым организмом, подобным органу, и делает разные части оркестра единым целым. Брукнеровское звучание – это фантастическое сочетание звуков, очень глубокое и полное величия. Даниэль Баренбойм очень хорошо сказал о Брукнере: это музыка, которая заставляет вас чувствовать не только то, что вы строите высокое здание, но и то, что вам придется копать очень глубоко. Другими словами, это почти как археология. Чем глубже копаешь, тем больше возвращаешься в прошлое».

«Джентльмены, – взмолился однажды Рихард Штраус, – дайте мне представление о музыке!» Да, все верно: это был один из таких концертов.

Тель-Авив, аудитория имени Чарльза Бронфмана, 7 января 2023 года


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson