home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Дон Жуан и 2065 женщин

22.02.2023Лина Гончарская

Dramma giocoso Моцарта вновь отправит посетителей Израильской оперы вглубь заплутавшей среди соблазнов души

Как говаривал Т.С. Элиот, ад не место, но состояние, и он – сам по себе; все остальные фигуры в нем – только проекции. Для Сартра адом были другие, а для Дон Жуана – ну да, он сам. Ибо что может быть хуже одиночества для дамского угодника?

Во всяком случае, подобное высказывание на тему сочинил режиссер Каспер Хольтен, художественный руководитель Королевской оперы Ковент-Гарден. В единомышленники изобретательный датчанин призвал британского сценографа Эса Дэвлина (того самого, что трудился над Церемонией закрытия Олимпийских игр 2012 года в Лондоне), дизайнера Люка Холлса, придумавшего занятные видеопроекции для белых девлиновских декораций, и светохудожника Бруно Поета. Получилось элегантно и атмосферно, тем паче созданный Эсом Девлином лабиринт лестниц и дверных проемов как нельзя лучше подходит для типичного моцартовского имброльо. И особенно для гения спальни, у которого появляется возможность стремительно входить-выходить туда и обратно. Пожалуй, тут не избежать ассоциаций с невозможной лестницей Пенроуза: сколько бы человек по ней ни поднимался / спускался, он окажется в той же точке, и все попытки его тщетны и бесконечны – что не преминул подметить Эшер в своей литографии «Восхождение и спуск». Дон-жуановские лестницы замкнуты по кругу, и ведут они только вниз, вглубь его души, заплутавшей среди соблазнов и превратившей всё вокруг в викторианский триллер.

«Дон Жуан», вероятно, самая сложная из опер Моцарта: частью трагедия, частью комедия, а то и фарс, с обилием секса, хоррора и сверхъестественного, и всё это нанизано на обаятельную музыку. Не удивительно, что в наши дни она обросла высокими технологиями: вечная повесть о самом харизматичном любовнике в мировой классике весьма актуальна на фоне нынешних скандалов по поводу сексуальных домогательств. В постановке используются трехмерные видеопроекции (3d video mapping) – системы, действующие в полной координации с движением актеров & декораций для создания объемных изображений. Лабиринты дверей и коридоров многоэтажного особняка викторианской эпохи создают дополнительный «обманчивый», многослойный эффект.

Азартный, талантливый и энергичный Каспер Хольтен стал руководителем Ковент-Гарден осенью 2011-го года после того, как одиннадцать лет возглавлял Королевскую оперу Дании. К фигуре Дон Жуана он обратился еще 12 лет назад, в своем дебютном фильме-опере «Хуан». Собственно, именно во время работы над сценарием этого фильма и родилась концепция оперного спектакля, который так поразил наше воображение в феврале 2018-го и вновь поразит в марте года нынешнего.

Хольтен рассказывает, что консультант, которая должна была дать отзыв на его киносценарий, не была знакома с оперой Моцарта (!), и ее поразило, насколько непривлекательной и отталкивающей личностью является главный герой произведения. Как зрители могут симпатизировать этому мачо или отождествлять себя с ним? – недоумевала консультант. Столь неожиданный отзыв заинтересовал Каспера. С одной стороны, согласно литературным источникам, поступки Хуана далеки от принятого свода морали, с другой – никто не может отрицать мощную ауру напористого обаяния, благодаря которой тот завоевал 2065 женщин; да и сегодня, более двух веков спустя, все так же соблазняет и очаровывает. Его жизнелюбие и ненасытность, стремление к идеальной любви, неприятие человеческой смертности – эти стороны личности Дон Жуана, по мнению Каспера, притягивают, порождают иллюзии. Весь вопрос в том, когда соблазны переходят в ложь, а ненасытность и жажда обладания завладевают душой?

«Дон Жуан – художник, сочинитель, мечтатель и мастер прекрасных иллюзий», – считает Каспер Хольтен. В его экспрессивном, динамичном спектакле еще звучит увертюра, когда на занимающем все пространство сцены фасаде здания появляются первые буквы видеопроекции: белый мел торопливо выводит имена… Вскоре уже сотни имен женщин, соблазненных Дон Жуаном, покрывают стены. Список сластолюбца, который ведет его слуга Лепорелло, будет не раз возникать на фасаде особняка, который по ходу спектакля трансформируется и передвигается. Динамичная световая проекция – визуальный эквивалент мыслей и настроений главного героя – уводит зрителей в потусторонний мир оперы Моцарта.

Из огромного количества суждений писателей и критиков о моцартовском «распутнике» можно привести слова современного итальянского писателя и историка литературы Джованни Маккья: «В «Дон Жуане» Моцарта есть страстное желание выйти за пределы, сокрушительная тяга испытать неиспытанное. Чрезмерная потребность наслаждений наталкивается на другую сокрушительную силу, леденящую, сверхъестественную... Свобода, беспечность, любовь к настоящему, к сиюминутному – и пугающая пустота вечности... Всё кажется увеличенным, деформированным напряженностью и почти чрезмерностью музыкальной экспрессии. Мера и грация, все ложные схемы XVIII века, одно время прилагавшиеся к великому искусству Моцарта, оказываются сметенными... Суетное, фривольное, даже скандальное переходят в устрашающее, демоническое». Всё это изящно показано в поставке Каспера Хольтена, отразившей накал скрытой сексуальности той эпохи, когда провокацией с женской стороны считалась даже попытка стянуть перчатку с руки, находясь в обществе. Немудрено, что на таком фоне либидо Дон Жуана расцветало, что и подчеркивает Хольтен, поставив оперу в виде путешествия вглубь заплутавшей среди соблазнов души Дон Жуана.

«Дон Жуаном» в Израильской опере дирижирует германский маэстро Карл-Хайнц Штеффенс, ныне музыкальный руководитель Пражской государственной оперы, а также главный дирижер и художественный консультант симфонического оркестра Норчёпинга в Швеции. В постановке принимают участие ведущие израильские и зарубежные солисты – бас из Аргентины Энрике Алькантара и израильский баритон Одед Райх поочередно примерят образ Дон Жуана, израильское сопрано Алла Василевицкая и Юлия Мария Дан из Румынии выступят в партии донны Анны, отечественные сопрано Яэль Левита и Анат Чарны споют донну Эльвиру, китайский тенор Лонг Лонг и мальтиец Нико Драманин – дона Оттавио, итальянские бас-баритоны Паоло Бордония и Гвидо Дазини – Лепорелло, греческий бас Петрос Магулас – Командора, израильские певицы Даниэла Скорка и Таль Ганор – Церлину, израильские же баритоны Яир Полишук и Ноам Хайнц – Мазетто.

Совместную постановку Израильской оперы и лондонского Королевского театра Ковент-Гарден можно наблюдать в Тель-Авивском центре сценических искусств с 17 по 29 марта. Заказ билетов по телефону 03-6927777 или здесь.

Фото: Йоси Цвекер


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson