home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Музыка рассветная и закатная

03.03.2023Лина Гончарская

В начале марта в Израиле выступит один из самых необычных оркестров мира – «Виртуозы Киева». Шесть концертов оркестра под управлением маэстро Дмитрия Яблонского пройдут в Иерусалиме, Хайфе, Беэр-Шеве, Нес-Ционе и Герцлии.

«Виртуозы Киева» – оркестр, чья интрига может оставаться неразрешимой до тех самых пор, пока его не услышишь. Да и потом – вам все равно не предугадать, о чем сейчас сыграется. Даже если вы знаете эту музыку вдоль и поперек, «Виртуозы Киева» все равно сумеют вас удивить – абсолютным погружением в объем играемого, да что там, каждого такта, каждой фразы, и мысли, и речения. Их музыкой очень хочется населить свой мир.

А музыка у них самая разная – есть музыка рассветная и есть закатная, и полуденная тоже есть. Нам выпадет шанс услышать и ту, и другую, и третью: Двойной виолончельный концерт Вивальди в исполнении руководителя коллектива, всемирно известного виолончелиста и дирижера Дмитрия Яблонского – и его выдающегося украинского коллеги Юрия Погорецкого; и «Либертанго» Пьяццолы, и практически нового для нас американца Лероя Андерсона сразу с несколькими шутливыми опусами, в том числе «Пьесой для пишущей машинки». И сюиту «Из времен Хольберга» Грига – увлекательную игру в старину, вроде бы скандинавскую, но с французским акцентом: Хольберга ведь называли «северным Мольером», оттого и со страниц партитуры нет-нет да и проглянут физиономии «миниатюрных дураков» – тогдашних северных бюргеров. И Виолончельный концерт Алексея Шора, композитора-резидента оркестра, и «Вестник – 1996 год» украинского гения Валентина Сильвестрова, и «Испанский танец» другого украинского автора, Мирослава Скорика, и «Хору Стаккато» румынского композитора Григораша Динику – пьесу, которая стала любимым вызовом скрипачей на бис, особенно в аранжировке Яши Хейфеца; она требует исключительного владения стаккато как вверх, так и вниз. Ну и много чего еще, включая несколько сюрпризов на бис.

 Хотя ведь неважно, какая музыка отпечатывается на барабанных перепонках – светлая или сумеречная, или совсем уж жизнерадостная; главное, у «Виртуозов Киева» она никогда не бывает безразличной, она всегда живая. И оркестр живой – как результат дирижерской точки зрения.

Дмитрий Яблонский – главный дирижер и художественный руководитель оркестра «Виртуозы Киева» – позволяет своим жестам говорить за себя. Оттого они вам могут многое сказать.

Напомним, что Дмитрий Яблонский – всемирно известный дирижер и виолончелист, обладатель внушительного списка международных наград, премий, должностей, организатор многих музыкальных фестивалей по всему миру. Несколько лет назад маэстро поселился в Израиле и ныне заведует кафедрой международных отношений в Музыкальной академии имени Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете, где преподает виолончель и камерную музыку.

С оркестром «Виртуозы Киева» Дмитрий Яблонский познакомился… еще до его создания. Дело в том, что в 2014 году ему предложили стать главным дирижером Национального камерного ансамбля «Киевские солисты», который основал задолго до того выдающийся скрипач, профессор Богодар Которович – единственный в мире музыкант, которому мэрия Генуи доверила дважды сыграть на скрипке Паганини. В состав «Киевских солистов» вошли талантливые молодые музыканты Украины, лауреаты национальных и международных конкурсов. Однако в 2016 году они решили «отпочковаться» от коллектива, созданного Которовичем, и создать свой, независимый оркестр. Так появились «Виртуозы Киева», куда ушли главные музыканты «Киевских солистов» – первый частный оркестр в Украине.

Но дело не только в этом. «Виртуозы Киева» – единственный в своем роде оркестр сразу по нескольким причинам. Первая: он существует в двух форматах – симфоническом и камерном. Эпитет «единственный» (могла бы добавить – «уникальный») использован тут вовсе не для красного словца: извольте, назовите хоть один другой такой «модулярный» оркестр. Не получается? В том-то и дело: таких больше попросту нет.

Причина вторая: в этом оркестре играют люди, знакомые друг с другом детства – с 11-12 лет – все они учились в одной музыкальной школе и консерватории и, соответственно, предчувствуют звук коллеги еще до того, как тот прозвучит. Им присущ свой особый исполнительский стиль, в котором обращает на себя внимание серьезнейшее отношение к мельчайшим деталям и какой-то особый артистизм. И еще они на редкость дисциплинированные, оттого «Виртуозам Киева» вполне по плечу поспорить с берлинскими филармониками.

«Я влюбился в этот оркестр с первой ноты, – говорит Дмитрий Яблонский. – Музыканты «Виртуозов Киева», средний возраст которых – 35-40 лет, – очень трепетно относятся к своему делу. С ними мы можем репетировать день и ночь, забывая о времени. Мы постоянно затеваем новые интересные проекты, мы записали семь дисков на Naxos, гастролировали по всему миру, объехали всю Латинскую Америку и практически всю Европу, несколько раз выступали в Азербайджане. А в 2017 году впервые сыграли в Израиле – в честь 25-летия установления дипломатических отношений между двумя странами. В ближайшем будущем вновь запланированы гастроли по Латинской Америке – нас ждут в Сан-Паулу, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айресе, на 2024 год назначен большой тур по Западному побережью Америки, где оркестр будут принимать на самых статусных концертных площадках. В нашем репертуаре – музыка разных времен и народов, нам интересно попробовать себя и в венской классике, и в эпохе романтизма, и в contemporary. А главное, мы играем и в камерном составе, и в симфоническом – так что это и вправду уникальный оркестр».

Немудрено, что публику всякий раз приводят в восторг высокое исполнительское мастерство оркестрантов, тщательно подобранный музыкальный репертуар и новаторские идеи в подаче материала. Молодым музыкантам не чужды и популярные жанры, они сотрудничали с группой «Океан Эльзы», этно-джазовой певицей Нино Катамадзе, Борисом Гребенщиковым, Тиной Кароль, Джамалом, основателем Deep Purple Джоном Лордом. Кроме того, с «Виртуозами Киева» выступают мировые звезды классической музыки: Шломо Минц, Оксана Яблонская, Марк Бушков, Гэри Гофман и потрясающий итальянский бандонеонист Марио Стефано Пьетродарки.

За активную творческую деятельность оркестр «Виртуозы Киева» получил статус Посла украинской культуры министерства иностранных дел Украины. Коллектив уже записал семь дисков на Naxos – один из них, вышедший в 2018 году с произведениями Валентина Сильвестрова и пианистки Ирины Стародуб под управлением Дмитрия Яблонского, был номинирован на премию «Classical Music Awards 2018» как лучший диск года в категории «Современник». Сейчас оркестр записывает еще семь дисков на Naxos с музыкой Алексея Шора в исполнении солистов с мировым именем.


И, наконец, «Виртуозы Киева» – это оркестр, чудом вывезенный из-под бомбежек: когда началась война в Украине, композитор-резидент оркестра Алексей Шор, уроженец Киева, который много лет назад репатриировался в Израиль, а теперь живет в США, помог переправить музыкантов в Италию вместе с семьями. Теперь оркестр живет в замечательном месте под названием Кьети неподалеку от Рима и выступает в одном из самых знаменитых итальянских театров «Маруччино».

Сборы от израильских концертов будут переданы на поддержку культурных институтов Украины. Так что, купив билет на «Виртуозов Киева», вы не только познакомитесь с уникальным оркестром, но и внесете свою лепту в борьбу за справедливость.

 Концерты пройдут 4 марта в Иерусалимском театре, 6 марта в Аудиториуме Хайфы,  7 марта в Центре исполнительских искусств Беэр-Шевы, 8 марта в  Гейхал а-Тарбут Нес-Ционы, 9 и 10 марта в Центре исполнительских искусств Герцлии. Заказ билетов здесь.

 Фото: Sergey Ilyin, Pino Giannini


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson