home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Зимний джаз на Красном море

23.12.2014Лина Гончарская

Во второй половине февраля Эйлат вновь заживет по законам современного джаза: концерты, мастер-классы, джем-сешны и нечто совсем уж интимное, с туманной формулировкой «не только о джазе». Съезжаются на фестиваль «Зимний джаз на Красном море» довольно нестандартные музыканты с разных концов света, преимущественно из Европы (что похвально), которых зорко высматривает уже пятый год подряд худрук Дуби Ленц – известный израильский радиожурналист, редактор армейской радиостанции Галей ЦАХАЛ, ведущий программ, посвященных музыке мира. Ну а поскольку он питает явную слабость к этноджазу, представители этого направления в фестивальных программах, как правило, доминируют. И еще: музыкальная тусовка в Эйлате не имеет ничего общего с джазовым мейнстримом, декларируя свободу от любых рамок.

Том Уэйтс в юбке

                                        Фото: Alvi Mitchell

Американская певица и мультиинструменталистка с обостренным чувством юмора Рашель Гарнье споет и сыграет на рояле и аккордеоне – в тандеме с контрабасистом Тимом Люнцелем. В родном Нью-Йорке Рашель называют «a certified free spirit» и «diva with a difference», а также «Томом Уэйтсом в юбке» – учитывая выразительную хрипотцу ее голоса. Свободный дух и вправду доминирует в жизни 49-летней музыкантши, в юности жившей в цыганском таборе, бродяжничавшей по испанскому югу, выступавшей в нью-йоркской подземке и в городских парках, а позже – в клубах, пабах и художественных галереях. Стиль письма, характерный для ее песен, возник под влиянием всей той путаницы, что присуща городу Большого Яблока: фанк и самба, клезмер и традиционный джаз, блюз и world music. Вникнув во все это, вы поймете, отчего автор оных песен ответственна за музыкальное оформление сериалов вроде «Секса в большом городе», а также спектаклей и мюзиклов, числящихся по разряду авангардных. «Грань между комическим и трагическим очень тонка, – отмечает Рашель Гарнье. – В идеале песни, которые я пишу, балансируют на натянутом канате. Я не знаю, что лучше – смеяться или плакать, и хорошо ли это вообще. Уютнее всего я чувствую себя в пространстве между этими двумя состояниями. Что касается песен, то они могут либо обрести вечную жизнь, либо кануть в небытие – поймать их в ловушку с помощью записанного диска вряд ли удастся. Мне мои песни представляются жуками, вплавленными в янтарь – этаким изящным украшением с позолотой».

Квартет кларнетов

                                  Фото: Lukas Kaderabek

Чешский квартет Clarinet Factory (три кларнета плюс бас-кларнет) вырос на почве классической музыки: четверка создает мультижанровые коллажи, искусно вкрапляя цитаты из произведений Баха, Дворжака, Сметаны и Стравинского и соединяя их с джазом, минимализмом, электронной музыкой, фанком, роком, new age и world music. Обнаружив когда-то, что слияние четырех кларнетов рождает особенный звук – мягкий и успокаивающий, а также весьма эластичный, Clarinet Factory принялись экспериментировать, добавляя к своей «музыке без границ» новейшие технологии и вовлекая в действо публику, исполнителей из сопредельных жанров, а также целые симфонические оркестры. Их умение создавать атмосферу не прошло стороной: они сочиняют музыку для кино, театра, балета, придумывают мультимедийные аудиовизуальные перформансы и не устают повторять, что сегодня им недостаточно просто играть музыку и тем более недостаточно ее записывать. «Мы хотим быть ансамблем, которому есть что сказать – но никак не музеем».

Фламенко-пианист и Паганини контрабаса  

                                             Фото: VPV

Испанский пианист Давид Пенья Дорантес с французским контрабасистом Рено Гарсия-Фонсом представят на фестивале программу, породнившую джаз и фламенко. Те, кто ассоциирует музыку фламенко исключительно с гитарой, откроют для себя действительно нечто новое, ибо Дорантес переносит на клавиатуру и характерные гитарные штрихи, и даже веерное расгеадо. Поначалу он, кстати, пробовал играть на гитаре, но затем осознал, что фортепиано и есть то, что способно выразить его понимание искусства фламенко, когда для исполнения используются лишь суставы пальцев и ладони. В 22 года уроженец Севильи дебютировал в королевском дворце в Мадриде перед августейшими особами, а год спустя выпустил первый альбом – с благословения сэра Иегуди Менухина. В свои композиции Дорантес вносит импрессионистскую нотку, создавая алхимическую смесь из Дебюсси, фламенко и джаза (сам он называет себя «ученым фламенко-композитором»). Любопытно также, что 46-летний Дорантес из года в год удостаивается той или иной награды – за лучшую музыку, за лучшее исполнение, за лучший саундтрек к фильмам Карлоса Сауры и т.д.

Второй участник диалога – Рено Гарсия-Фонс, превративший контрабас, который в джазе чаще всего остается на вторых ролях, в самоценное явление. Не избежав прозвища «Паганини контрабаса», Рено добавил к своему инструменту пятую струну – хотя при его феноменальной пальцевой технике и специфической манере игры смычком (оттого контрабас звучит порой как виолончель, порой как альт, а порой и как целая струнная группа) мог бы обойтись и четырьмя. Басовитый инструмент у Гарсия-Фонса поет и танцует – то под звуки музыки Средиземноморья, то под музыку африканскую, арабскую или индийскую. 53-летний парижанин, не знающий испанского, свято чтит свои каталонские корни – очевидно, именно этим объясняется его тяга к фламенко, которую он охотно разделит с Давидом Дорантесом во время грядущих концертов.

Цыганская вольница

                               Фото: Patrick Martineau

Наследник традиций Стефана Граппелли, молодой французский скрипач Матиас Леви выступит в Эйлате с гитаристами Себастьеном Гино и Самуэлем Струком. Вслед за мэтром Граппелли, Леви эксплуатирует арсенал джаза мануш (jazz-manouche) – европейского направления джаза, известного также как цыганский свинг (gypsy-swing). Примеряя на себя интонации старшего коллеги, в собственных композициях Леви уделяет особое внимание мелодии – как правило, чувственной и очень эмоциональной, флиртующей с джазом, роком, фолком и даже классикой. Цыганская тема, однако, преобладает – не случайно именно ему заказал саундтреки для своих лент «Свобода» и «Империя волков» французский режиссер цыганского происхождения Тони Гатлиф, воспевающий вольную жизнь цыган и философию бродяжничества. На Красном море Матиас Леви представит программу «Hommage à Stéphane  Grappelli» – нелишним будет заметить, что на конкурсе имени Стефана Граппелли 2011 года молодой скрипач был удостоен Гран-при.

Джаз с оперным уклоном

                                   Фото: Andrea Boccalini

Итальянский трубач Энрико Рава, один из самых ярких представителей европейского фри-джаза, пожалует в Эйлат с квартетом (гитара бас барабаны). Когда-то Рава играл на тромбоне, но потом – как и многие прочие – услышал Майлза Дэвиса. И, как водится, стал трубачом. Ныне 76-летний патриарх итальянского джаза играет нечто среднее между би-бопом и авангардом, всякий раз пересочиняя себя заново и прирастая самыми разными молодыми музыкантами – по возрасту и по духу. Пару лет назад, не уместившись в ложе джаза, Рава пересел в оперную ложу – на его альбомах можно с удивлением обнаружить интереснейшие импровизации на темы арий и увертюр Бизе и Пуччини. Затем он увлекся наследием Майкла Джексона, назвал его «недооцененным героем, перфекционистом и гением» и посвятил ему записанный в Риме концертный альбом: по словам Энрико, он открыл для себя эту музыку лишь после смерти певца и теперь буквально одержим ею.

Вундеркинд из Индонезии

                                   Фото: Signe Roderik

И, наконец, тот, о ком вы сможете сказать, что наблюдали его феномен в самом начале карьеры: 11-летний индонезийский пианист Джои Александер, в тело которого словно вселились души величайших корифеев джаза. «Этот мальчик заставит вас замереть с открытым ртом», – говорит Дуби Ленц. Да и то сказать: мальчик, который в утробе матери слушал Луи Армстронга, по-видимому, интуитивно ощутил глубинную суть джазовой музыки. В семилетнем возрасте он самостоятельно научился игре на фортепиано – и начал импровизировать, чем поверг в смятение собственных родителей. Быстро осознав, что у них растет гений, семья переехала из провинции в Джакарту, столицу Индонезии, где Джои успел выступить на множестве престижных фестивалей, а также очаровать Херби Хэнкока, Уинтона Марсалиса и Чика Кориа. Он уже играл в Линкольн-центре, подписал контракт с лейблом Motéma Music и сейчас работает над дебютным альбомом. Живет Джои Александер в Соединенных Штатах, выдавших ему специальную визу «для людей с исключительными способностями», и планирует остаться в Нью-Йорке, который считает джазовой столицей мира и городом неограниченных возможностей. «Когда я смотрю на рояль, я вижу перед собой целый оркестр, – признается Джои. – И просто начинаю играть то, что звучит у меня в голове».

Фестиваль будет проходить в течение уикенда, с 19 по 21 февраля 2015 года, в залах гостиничной сети «Исротель» в Эйлате. Дополнительная информация на сайте фестиваля. Заказ билетов по телефону *9080 или здесь.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson