home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Равель одной левой, или iPad вместо нот

25.01.2015Лина Гончарская

Экстравагантная китайская пианистка Юджа Ванг повергла в смятение посетителей Израильской филармонии

    

Всякий раз, когда леворучный концерт Равеля для фортепиано с оркестром оказывается в какой-нибудь филармонической программе, сердце тает и ждет – тем паче если на афише заявлен кто-нибудь из феноменов. А все потому, что концерт архисложный – эти пассажи и десятью-то пальцами нелегко сыграть, не то что одной левой.

Как известно, этот самый Второй фортепианный концерт ре мажор (1930) Равель написал для Пауля Витгенштейна, сказочно богатого австрийского пианиста, потерявшего правую руку на Первой мировой войне. Оставшись без руки, Витгенштейн, однако, продолжал активную сольную карьеру, заказывая сочинения специфического свойства самым видным композиторам: Прокофьеву, Хиндемиту, Корнгольду, Бриттену, Рихарду Штраусу. Некоторые из них он никогда не играл – но и другим не позволял играть, считая оплаченные из своих кровных партитуры личной интеллектуальной (и не только) собственностью. А упомянутых композиторов – просто наемниками, которые пишут для него за деньги. Оттого музыковеды часто поругивали Витгенштейна за то, что он над златом чахнет, как пушкинский царь Кащей, не давая никому услышать тот же леворучный Хиндемита (лишь после смерти пианиста его вдова передала рукописи городу и миру).

Не сразу сложились отношения Пауля Витгенштейна и со Вторым концертом Равеля – он менял текст и ритмический рисунок по своему усмотрению, что крайне раздражало автора; в итоге взбешенный Равель вообще перестал с ним разговаривать. К счастью, нынешние пианисты исполняют этот концерт вполне аутентично – несмотря на технические сложности. В том числе молодая китаянка Юджа Ванг, для которой технических сложностей не существует в принципе.

На днях Юджа Ванг пожаловала в гости к израильским филармоникам, дабы исполнить под управлением французского дирижера Лионеля Бренгье Первый и Второй концерты Равеля. Соль-мажорный концерт в первом отделении прозвучал мило, но незатейливо, оказавшись неким проходным номером. Зато с визуальной частью все было в порядке: Юджа дефилировала по сцене в обтягивающем алом платье с черным подбоем, с разрезом до бедра, с декольте до пупка и с вырезом на спине чуть ниже талии. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, ибо эпатажная китайская пианистка всегда шокирует почтенную публику откровенными нарядами, легко нарушая дресс-код, принятый в классической среде. Доходит до того, что иные особо впечатлительные господа, захваченные зрелищем, не могут полноценно воспринимать музыку. А зря: Юджа играет так, что заслушаешься.

27-летняя Юджа Ванг – феномен самоконтроля и выучки. Экспрессивная и очень техничная уроженка Пекина и выпускница Кёртис-института демонстрирует, как правило, необычное сочетание спонтанности и дисциплины: она точно знает, когда себя следует сдерживать – а когда стоит быть необузданной. Рояль ей друг, оттого обращается она с ним по-свойски: проводит эксперименты на скорость, расцвечивает бесконечным спектром красок, интерпретирует музыку настолько свежо и непосредственно, будто эта музыка только что вышла из-под композиторского пера. Да и вообще Юджа склонна пускаться в разные авантюры. К примеру, исполнять в концертах сочинения только для левой руки. Она уже играла Прелюдию и ноктюрн op. 9 Скрябина, этюды Шопена-Годовского и, разумеется, Второй фортепианный концерт Равеля для левой руки, который и прозвучал во втором отделении концерта в Израильской филармонии.

За неимением видеозаписи Второго концерта Равеля предлагаем понаблюдать, как Юджа Ванг управляется одной левой с Прелюдией Скрябина

На сей раз Юджа появилась в синем платье того же фасона, что и алое. Цвет, между тем, был выбран не случайно: он идеально гармонировал с цветом айпэдовского экрана. Ибо леворучный концерт Юджа Ванг играла «по нотам», установив на пюпитре iPad. А поскольку правая рука во время исполнения оставалась свободной, пианистке было вполне удобно перелистывать ею электронные страницы. Ну а левой она на редкость органично и изобретательно передавала особенности равелевского стиля – взрывчатые эмоции, испанскую пряность, джазовые капризы и премудрости хитро сгруппированных звучностей, представляющих огромный вызов для солиста. Дело в том, что когда вы слушаете этот концерт, вам кажется, что его исполняют две руки или даже более, а когда смотрите на пианиста – с удивлением обнаруживаете, что одна-единственная левая рука способна находиться в контроктаве и в верхней пятой почти одновременно.

Так вот, Юджа Ванг искусно прыгала через пять октав, глубоко ныряя в клавиши, раскатываясь глиссандо от нижнего ля до верхнего ре, брала массивные аккорды на весомой педали, а затем лицедействовала звуками в главной, театральной теме. Ее арпеджио заставляли вспомнить о Гершвине, ее стаккато – о Стравинском, которого она играет много и часто, а ее блестящая каденция – о Владимире Горовице. В целом же леворучный концерт в исполнении Юджи был, скажем так, ширококостным и очень целенаправленным, лирическим и резким, отмеченным какой-то риторической прямотой, что в итоге дало чудесный эффект.

Кстати, для тех, кто придет послушать Юджу 28 и 29 января, руководство Израильской филармонии придумало прелюбопытнейшую штуку: до начала концерта в павильоне Елены Рубинштейн при Тель-Авивском музее искусств (примыкающем к филармоническому зданию) состоится экскурсия по выставке албанского художника Анри Сала «Без имен, без названий», где среди прочего демонстрируется видеоинсталляция «Равель Равель Не Равель». На видео играют два француза, пианисты Луи Лорти и Жан-Эффлам Бавузе. Аккомпанирует им Национальный оркестр Франции под управлением Дидье Бенетти – причем оркестровая партия записана один раз и сама по себе: дирижер управлял оркестром, наблюдая пианистов на экране; оркестр и вовсе их не слышал; а оба пианиста слышали оркестр в наушниках. Вступают в игру две левые руки одновременно, однако движутся асинхронно – каждый из пианистов («нервный» и «меланхоличный») играет в своем темпе, и это зафиксировано визуально и акустически.

А на видео сбоку французская же мастерица вертушек – девушка-диджей Chloé – сводит две версии исполнения в один трек, символизируя, по-видимому, победу медийного над всем прочим. Таким образом, Анри Сала предлагает альтернативную историю опуса Равеля как он мог бы быть: диджей синхронизирует руки так, что они начинают танцевать джазовое па-де-де, причем одна из левых рук поразительно похожа на правую. Ну а поскольку смысл работы явно сводится к предвосхищению Равелем звуковых форм новейшего времени (в оригинале видеотриптих Сала называется Ravel Ravel Unravel, что в переводе с английского означает «Запутывать, запутывать, распутывать»), то Юджа Ванг – музыкант незастывших форм и личностных интерпретаций – вполне могла бы стать чичероне по этой выставке.

Фото: Susanne Diesner, Felix Broede


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson