home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Скрипичные мане(в)ры Николы Бенедетти

14.10.2015Лина Гончарская

С ИФО дебютировала шотландка с итальянскими корнями, убедившая в том, что кукуруза – то самое золото, что блестит

Повод для радости: Зубин Мета вновь управляет оркестром стоя, и палочка в его руках – исключительно дирижерская. Между тем всего неделю назад маэстро священнодействовал сидя, а перед исполнением бетховенской Девятой вышел на сцену, опираясь на трость. Однако тему финальной оды «К радости» вырастил из такой зародышевой тишины, что стало ясно: воспетые ею миллионы обнимались не зря.

К нынешнему концерту вставший на ноги Мета подбирался исподволь: тема, закономерно ставшая гимном Евросоюза, прочертила генетическую прямую к «Вальсу» Равеля, а потом и к Девятой («Из Нового Света») симфонии Дворжака. Из рафинированного хаоса La Valse Мета собрал осколки Европы, разбитой Первой мировой, а в Дворжаке озвучил метания европейца, выброшенного в Новый Свет, то бишь в США. Где его настолько очаровали индейские и негр… простите, афроамериканские мелодии, что он чуть не заделался основоположником местной композиторской школы. Кстати, свою последнюю симфонию (как у всякого уважающего себя автора, у Дворжака их девять) он сочинил в период работы на посту директора Нью-Йоркской консерватории, прообраза музыкальной школы Бухмана-Меты – но это так, лирическое отступление. Такое же лирическое, как соло английского рожка во второй части, которое музыкант из-под палочки Зубина Меты воспроизвел без преувеличения упоительно.

Возможно, куражу маэстро придало присутствие молодой скрипачки Николы Бенедетти – восхитительного создания из Шотландии, не преминувшего сообщить, как трепетно оно (создание) относится к Роберту Бернсу. Шотландская итальянка исполнила Скрипичный концерт Эриха Корнгольда, примечательный прежде всего тем, что родился он из саундтреков к голливудским фильмам (случай в академической музыке неслыханный). Иначе, из киномузыки самого Корнгольда, в сочинении коей он невероятно преуспел.

                      Никола Бенедетти. Фото: Simon Fowler

Корнгольда вернули в филармонический оборот сравнительно недавно – и с той поры смакуют подробности его необычной биографии: как он девятилетним мальчиком сыграл свою кантату «Золото» обалдевшему Малеру, как два года спустя в Венской придворной опере был поставлен его балет-пантомима «Снежный человек» (на премьере присутствовал – шутка сказать – сам император Франц Иосиф), как Рихард Штраус назвал 12-летнего Эриха Вольфганга «гением», а Пуччини и вовсе заметил: «У этого мальчика такой талант, что он легко может дать нам немного, и останется еще достаточно для него самого». В 1934 году Макс Рейнхардт пригласил его в Голливуд – и это спасло ему жизнь: Warner Brothers заключили с Корнгольдом контракт, и тот перевез семью из Вены в Лос-Анджелес незадолго до аншлюса. Согласно контракту, студия располагала авторскими правами на каждую написанную им ноту – посему композитор составил своего рода лексикон музыкальных эмоций: a la Малер для изображения конфликта, a la Штраус для изображения любовной страсти, a la Вагнер для изображения напыщенности и т.д. Немудрено, что оркестры и театры стали отказываться от исполнения его опусов, включая обласканную критикой оперу 1920-х «Мертвый город». Что уж говорить о новых сочинениях!

Именно тогда и появился постромантический Скрипичный концерт ре мажор – Корнгольд завершил его в 1945 году, посвятив – кому бы вы думали? – ну естественно, Альме Малер, объекту желания всея венского бомонда. Два года спустя случилась премьера – солировал Яша Хейфец, однако и это не помогло, некий всесильный критик отозвался о концерте довольно ехидно: «скорее кукурузный, чем золотой». Да и то сказать: сочиняя Скрипичный концерт, Корнгольд хотел вернуть себе репутацию «классического» композитора, повернувшись спиной к Голливуду и всем его саундтрекам – а в итоге создал чуть ли не компиляцию из музыки к озвученным им кинолентам. Вступительное соло – не что иное как слегка видоизмененная цитата из мелодрамы 1937 года «Новый рассвет», которую сменяет тоскливый мотив из байопика 1939 года «Хуарес» о национальном герое Мексики. Главная тема второй части позаимствована из оскароносного фильма «Энтони Несчастный» 1936 года, а стаккатообразный финал отсылает к первой экранизации романа Марка Твена «Принц и нищий» 1937 года. Не стоит, однако, забывать, что инструментовке Корнгольд обучался у Александра фон Цемлинского – оттого концерт весьма любопытен хотя бы с точки зрения мастерского использования ударной секции, челесты и арфы, не говоря уже о симпатичном ворчании бас-кларнета и нескольких импрессионистских эпизодах струнных во второй части.

Так или иначе, молодые люди, лишенные предрассудков, к инструментальной музыке Корнгольда благоволят. Вот и Николу Бенедетти 70-летний концерт явно воодушевил: с первых же тактов скрипка зазвучала таким густым (чуть ли не альтовым), таким волшебным звуком, что у окружающих сладостно заныло под ложечкой. У меня же возникло ощущение, что сей инструмент шире в плечах, чем его собратья. Скрипка Николы изысканно-лирична и роскошно-благородна (уму непостижимо, как она умудрилась избежать сентиментальности в чувственной второй части), ей свойственно какое-то особое великодушие и свобода в звуке – и вместе с тем подробная отчетливость, мастерски проявившаяся в довольно жестком, с избытком виртуозных пассажей, финале. Да, пожалуй, именно безграничная широта звука – отличительная особенность бенедеттиевской скрипки; и еще – способность петь, пропевать мелодически щедрую партитуру: Корнгольд, безусловно, был прав, утверждая, что этот концерт написан скорее для Карузо, нежели для Паганини.

Надо сказать, что Никола Бенедетти вообще отличается неортодоксальным подходом к выбору репертуара – исполняет Первый скрипичный концерт Шимановского, опусы Джона Тавенера и Джеймса МакМиллана, работает с джазменом Уинтоном Марсалисом. И отчаянно гордится своими шотландскими корнями, хотя и носит чисто итальянскую фамилию. Оттого на бис она исполнила полифонический «Прощальный поцелуй» для скрипки соло, навеянный стихами Роберта Бернса (один из номеров ее «шотландской» программы HomecomingA Scottish Fantasy, которая существует – NB – и в виде альбома). Что ж, девушка-оркестр, безусловно, является одним из важнейших открытий сезона – хотя главные маневры еще впереди.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson