home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Prima facie. Выставка людей

28.12.2015Лина Гончарская

Экспозицию, развернутую в университетской галерее имени Жени Шрайбер, понаторевшие в мастерстве нейминга кураторы затейливо назвали Prima Facie. Тем же, кто не силен в латыни и в игре слов, приходится довольствоваться простым и емким ивритом: для носителей языка выставка поименована «אנשים» («Люди»).

Охотники за головами увидят здесь столько голов, что сложат оружие – тем более что при входе их встретит не голова, а целые полтела Роберта Мэпплторпа с коробящим взор ножичком и пометкой «Автопортрет». Охотники за людскими пороками расплывутся в блаженной улыбке – столь велико количество разномастных уродов, собранных в одном месте. Вероятно, куратором выставки мог бы стать Макиавелли («люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость или выгода»), а стал Матан Даубе («человек порочен по своей природе»).

Выставка сложилась стильная, изощренная, гротесковая – из всех 50-ти оттенков серого, черного и белого (окрашивать нынешний насупленный мир в сколько-нибудь радужные тона было бы оскорблением самому миру). Составили ее портреты из коллекции известного собирателя произведений современного искусства Игаля Ахуви – преимущественно в жанре фотографии и видеоарта. Экземпляры, все до одного, дорогущие, с солидными эстимейтами на аукционах, с именитыми авторами и бесконечно порочными ликами. У каждого автора – свой способ видеть; некоторые снимки жесткие, холодновато-виртуозные, некоторые – бесцеремонные, бредовые, а то и бесстрастные. Почти все портретисты, если копнешь, евреи; почти все занимались гламуром – а потом удирали от глянцевых лиц к надломленным и уродливым, к фрикам и больным синдромами – и смаковали чужую «неправильность». Пробирались камерой в зазоры людских душ и рвали на лоскуты черно-белую реальность. Многие из этих увядающих физиономий и не лица вовсе – так, оболочки личности, на которой потоптались сапогами все циники мира. Люди, пребывающие за границами приличного или общепринятого.

Единственное исключение – отдувающийся один за всех 22-летний Шостакович. Дмитрий (еще не Дмитриевич, а недавний выпускник консерватории) одиноко притулился в малом зале на втором этаже: справа – его портрет, рисованный углем; прямо – конструкция из дерева и металла. Догадаться, что это тот же композитор, безжалостно разложенный на плоскости, удается не сразу. Приходится долго примериваться, заходя то справа, то слева, пока не увидишь глаз – и этот шостаковический глаз-окуляр ни с чем иным уже не спутаешь. В сумбуре вместо музыки можно, однако, усмотреть некое многоголосие, а при большом желании и разделенную на колючие фрагменты партитуру с самыми немыслимыми звукосочетаниями.

Расчленил Шостаковича вездесущий уроженец Южной Африки, еврейский художник с литовской родословной Уильям Кентридж (Канторович по отцу), он же автор портрета ДД, он же – господин оформитель оперы «Нос» в Метрополитен. А дело в том, что именно будучи 22 лет от роду, Шостакович сочинил свою первую оперу «Нос», и было это в 1928 году. Однако в инсталляции Кентриджа, отсылающей к работам русских авангардистов и конструктивистов – Татлина, Родченко, Эль Лисицкого – доминирует не нос, а глаз. Взирающий на этот мир с его вывернутой наизнанку логикой из своей великой зауми. Еще не такой язвительный и самоироничный – но уже сам себе образец. Способный утереть нос любому, кто отнесся к его «Носу» непочтительно. Как тогда, так и теперь.

Впервые угольный портрет молодого ДД демонстрировался в рамках нью-йоркской экспозиции господина Кентриджа «Я не я, и лошадь не моя» и стал частью гигантской видеоинсталляции на заданную тему. Ну а затем уже художник разложил Шостаковича на плоскости – как Маяковский скрипку. Следуя при этом, по-видимому, модной в эпоху первого русского авангарда технике монтажа – и супротивной ей идее разрыва, распада и разлада (вот и верь после этого, что бунтующий и непомерно язвительный ДД родился в семье поверителя Главной палаты мер и весов).

            

Шостакович приятным образом выделяется из сонма интеллектуальных и  псевдоинтеллектуальных лиц – словно обличая блудливых, впавших в ничтожество обитателей мира, где наичернейший – сер. Не успев переступить порог большого зала на втором этаже, наталкиваешься на омерзительных старух Дайан Арбус – малосимпатичной, но талантливой еврейки из Нью-Йорка, феминистки и самоубийцы. Живописные типажи, отсылающие к пикториалистам начала 20 столетия, в которых смешивается модное и старомодное, вряд ли умилят – особенно черно-белая «Женщина в розовой шляпке». Всю жизнь стремящаяся разглядеть что-то под пристойностью, вуайеристка Арбус в этих портретах превзошла сама себя: глядя на «Двух леди в автомате», вы цепенеете как кролик перед змеей, не в силах отвести глаз.

         

Модный американец Ирвинг Пенн (он дожил до 92 лет, сегодня ему исполнилось бы 98), один из первых фотографов, загнавших модель в угол и начавших снимать ее на монохромном сером фоне, представлен серией портретов пятидесятых «Small Trades». С оных лукаво и блудливо глядят люди разных профессий – «Мясник», «Продавец угля», «Булочники», облаченные в рабочую униформу и с орудиями труда в руках. Те же порочнейшие лица, абсолютно живые и наверняка живучие; Пенн не особо лезет им в душу – поскольку душа тут почти нараспашку (у «Мясника» она, к примеру, просвечивает сквозь каждую морщинку). Фон и композиция прилагаются.

         

Очередная из несметных лягушек немецкого провокатора и нонконформиста Мартина Киппенбергера, психоделическая «Лягушка-яйцо», дразнит пояснительной надписью: «автопортрет» (о, как далек он от селфи). Кажется, будто автор-пересмешник ехидно высовывает язык, вновь твердя перефразированное бойсовское «каждый художник – человек», имея в виду лягушку. На сей раз отчего-то не распятую. Может, оттого и напророчил он свой уход все-таки не в 33, а в 44.

            

Икона американской фотографии Ричард Аведон, появившийся на свет в Нью-Йорке в семье евреев из России, автор ментально некомфортных снимков, посадил в тройную рамку «Чикагскую семерку»: группу политических радикалов во главе с Эбби Хоффманом, участвующих в протестах во время съезда Демократической партии США в августе 1968 года. Двое при этом неизбежно оказались расчлененными, а другие двое лишились макушек – как истинный редукционист, Аведон пользовался «бритвой Оккама» как гильотиной (кто-то сказал по этому поводу, что он не только не творил лишних сущностей, но и явно их уменьшал). Рядом маячит вырожденческая физиономия «убийцы Дика Хикока» – этот снимок Аведон сделал в 1960-м, заметив: «все фотографии это точная копия, но ни одна не является правдой».

         

Родом из 1968-го и «Портрет Карлхайнца Херинга», выполненный самым дорогим из здравствующих ныне художников Герхардом Рихтером. Экс-директор музея Kunstvereins в земле Северный Рейн-Вестфалия с его неподражаемым оскалом выписан в жестких черно-белых тонах – свои фотографически заданные структуры Рихтер выдавливал на полотно как пасту. Собственно, вывешено здесь не полотно, а сибахромная репродукция хрестоматийной работы Герхарда Рихтера эпохи фотореализма 60-х, когда он вовсю переносил фотографию в живопись. Если кто запамятовал, сибахром – фотография, сделанная заново с готовой картины, в основу которой легла оригинальная фотография – чем, собственно, и промышлял немецкий экспериментатор, перерисовывая снимок на полотно со всем тщанием, включая смазанные силуэты.

Видеосерия Screen Tests («Кинопробы») Энди Уорхола – 472 немые короткометражки – подмигивает из середины шестидесятых слегка движущимися портретами мнимо добродетельных девушек. Есть здесь и юноши, и юные пары (он целомудренно целует ее в щечку и замирает), и дяденьки с тетеньками, вместе и порознь. Знаменитые и безвестные посетители уорхоловской «Фабрики», музыканты, артисты, художники, модели и бездельники. Серия – громадная, в ней целых 189 персонажей. Точнее, их голов, сидящих перед камерой по три минуты. Кто-то что-то делает, кто-то не делает ничего, становясь собственной фотографией. Зрелище гипнотическое, в режиме нон-стоп, со скоростью 16 кадров в секунду. Стой – и рефлексируй. Может, удастся ухватить Боба Дилана, Дали с Дюшаном или Сьюзен Зонтаг. А может, и девчоночек фабричных – вроде пассии Энди, принцессы «Фабрики» Эди Седжвик. Кстати, экспонируются эти видеопортреты довольно редко, так что нам с вами, считай, повезло.

Стремление расчленить целое на части явлено на выставке и в другом контексте: «выявлении потенциальной многозначности окружающего нас мира». В скромном зале на первом этаже Ханс-Петер Фельдман, немецкий концептуалист с еврейской фамилией, развесил инсталляцию «100 лет» – портреты 101 леди и джентльмена всех возрастов, от восьмимесячного младенца до столетней старушки. Сто для Фельдмана вообще любимое число: пару-тройку лет назад он развесил на стенах нью-йоркского музея Гуггенхайма 100 тысяч долларовых банкнот, полученных им в качестве премии от Hugo Boss.

Современная визуальная культура (в том числе селфи-культура, уже признанная культурологами таковой) перенасыщена людскими образами: количество физиономий на единицу площади вот-вот обернется эпидемией зрительной булимии. Нынешний индивид – потребитель и производитель образов в одном лице – всецело одержим желанием познать другого через face и look, не заморачиваясь тем, что внутри. Ну а те, кто до сих пор заморачивается, оценят привлекательность работ из коллекции Игаля Ахуви – ибо через внешние черты на этих фотопортретах проступают дух и душа.

Интересующихся spiritus'ом во внешнем проявлении, равно как и prima facie, рекомендуем посетить галерею Жени Шрайбер при Тель-Авивском университете (ул. Хаим Леванон, 54, Рамат-Авив) до 1 апреля.

Фото автора


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson