home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Танцы пчел

07.02.2023Маша Хинич

Если перевести в вольной форме заголовок на английский язык, то получится GEM – Waggle Dance. GEM'ом называется труппа неоклассического балета, основанная хореографом и танцовщиком Егором Меньшиковым в Израиле в 2018 году, а «Waggle Dance» – «покачивающийся танец» – один из видов коммуникации пчел. Как все это связано в балетной интерпретации одной из проблем глобальной экологической катастрофы? Как плавная, красивая, гармоничная хореография, неспешный покачивающийся танец в стиле неоклассики, тщательная техника, эмоциональная, но притушенная буря, приглушенная визуальная мягкость, точные линии, динамические изменения хореографических структур и прекрасные танцоры заостряют общественные вопросы?



А вот как: танец для пчел – это метод коммуникации, способ передавать информацию. Впервые танец пчел начал изучать в 1920 году немецкий энтомолог Карл фон Фриш, который получил за свое открытие Нобелевскую премию. Танец пчелы состоит из двух основных стадий: стадия покачивания («waggle») и стадия возвращения. Существует несколько разновидностей танца пчел – каждый со своими особенностями и значениями. Пчелы воспринимают пространство особым образом, что отражается и на системе сигналов. К примеру, виляющие движения вверх означают, что лететь надо к солнцу; при движении по прямой – лететь от солнца; при отклонении в правую или левую сторону нужно делать соответствующую поправку направления полета. Есть и круговой танец, когда пчелы сигнализируют, что рядом с ульем обнаружен источник нектара. Тогда, привлеченные пчелой-разведчицей, другие пчелы окружают ее и двигаются вслед за ней. Круговой танец разведчиц продолжается всего несколько секунд, но этого времени достаточно для привлечения внимания и передачи информации.

Далее начинаются геометрия, алгебра и гармония: полукруговые движения во время такого танца напоминают восьмерку (танцоры GEM повторяют траектории танцев пчел, словно двигаются по геометрическим лекалам и алгебраическим кривым); чем больше насекомое виляет брюшком, тем ближе источник питания.

8 покачиваний в секунду говорит о том, что медонос в 6 км от улья. Если пчела совершает 20 движений в секунду, то до источника пищи примерно километр. Если медонос находится в 100 м от улья, то пчела делает 10 кругов за 15 секунд. Если за это же время она совершит 7 кругов, то расстояние вдвое больше, 4 круга – 1 км, 2 круга – 6 км. Усредненная ориентация такой восьмерки по отношению к вертикали дает информацию о направлении на источник нектара, а продолжительность танца говорит о расстоянии до источника и количестве нектара в нем.

Уже интересно? Да! Неудивительно, что математики из Германии создали систему искусственного интеллекта, нейросети, которые с высокой точностью могут распознать и расшифровать танцы пчел. 



А вот цитата, приписываемая Альберту Эйнштейну, впервые появившаяся в журнале «Canadian Bee Journal» в 1941 году: «Человек может прожить без кислорода три минуты, без воды три дня, а без пчел четыре года». Гибель пчел для человечества будет ничем не лучше глобальной катастрофы – извержения вулкана, падения метеорита или взрыва большого адронного коллайдера. Тем временем популяция пчел снижается во всем мире и становится всеобщей проблемой. Что случится, если пчелы вымрут или их популяция сократится до критического уровня? Неужели предсказание Эйнштейна «нет пчел – нет опыления – нет еды – нет человека» исполнится?

Надеемся, что нет; на это же надеются превосходные танцоры балетной труппы GEM под руководством танцора и хореографа Егора Меньшикова. И передают свою надежду и свое видение зрителям в новом балетом спектакле «Waggle Dance», поставленном в стиле современной классики на музыку Моцарта (и не только его). Кстати, помните, откуда еще одна цитата – «Поверить алгебру гармонией», точно описывающая хореографию этого балета? Из трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Движения танцовщиков напоминают геометрию танца пчел, их плавные коммуникации сродни нейросети, а музыка Моцарта, ирландского композитора Валгира Сигурдссона и Элвиса Пресли передает ощущение пульсирующего парения, стирает границы между современной классической и электронной музыкой, между классикой и неоклассикой, становясь проводником идей Егора Меньшикова. 

Танцор и хореограф Егор Меньшиков – выпускник Академии имени Вагановой в Санкт-Петербурге, бывший солист Цюрихского балета, Польского национального балета и других трупп. В 2018 году он основал труппу GEM, в которую входят 8 солистов ведущих трупп Израиля и мира, и ставит с GEM спектакли, сочетающие эстетику классического балета с современной неоклассикой и новым подходом к драматургии хореографии.

Егор Меньшиков родился в Челябинске. Он начал свое балетное образование в Российской государственной академии балета имени Нуреева в Уфе, после чего переехал в Санкт-Петербург и стал заниматься в Академии русского балета имени Вагановой. После окончания Академии в 2003 году Егор поступил в Санкт-Петербургский государственный театр балета имени Якобсона и впоследствии стал солистом труппы Израильский балет. В 2006 году он стал ведущим солистом HNK – Хорватского национального театра. Его репертуар включал в себя все основные классические партии, а также партии, созданные специально для него Дереком Дином, Начо Дуато и Лео Муичем.

В 2009 году Егор Меньшиков присоединился к Польскому национальному балету, также в качестве ведущего солиста, где исполнял главные партии в балетах Кристофа Пастора, Мориса Бежара, Патриса Барта, Юрия Григоровича, Фредерика Эштона и многих других. В 2010 году его пригласили выступить на международном гала-концерте Les Etoiles du 21ème Siècle в Париже. В 2012 году Егор стал танцевать в Цюрихском балете под руководством Кристиана Шпука, где исполнял главные партии в произведениях Пола Лайтфута, Сола Леона, Уильяма Форсайта и Кристиана Шпука. В 2014 году переехал в Израиль, где, помимо карьеры танцора, начал создавать собственную хореографию. Его первая работа – дуэт «Рассвет» – была удостоена специального приза на конкурсе Национальной танцевальной ассоциации Израиля.

В 2017 году балет Егора Меньшикова «Потоки» был показан на фестивале памяти Екатерины Максимовой в России. Кроме того, «Потоки» был заказан для выступлений Encore Dance Company в Sadler's Wells Theatre в Лондоне. Позже Егор Меньшиков создал новую работу под названием «Из пепла в пепел», которая была выбрана для участия в фестивале «Международное открытие» в Центре Сюзан Деллаль и в июле 2018 года приглашена на Международный балетный фестиваль в Ханчжоу. В том же году Егор Меньшиков поставил для Иерусалимского балета «Скрипач на крыше», а его работа «Другой» вновь показана на фестивале «Занавес подымается».

«Жизнь в разных странах заставляла меня иногда чувствовать себя кочевником, отчужденным и от окружения, и от себя. Тем не менее, люди вокруг дарили мне ощущение дома», – говорит Егор Меньшиков.

Кредо труппы GEM состоит в том, чтобы способствовать сотрудничеству с артистами других дисциплин и в создании целостных сценических произведений. За пять лет с момента создания труппа GEM уже выступила на многих международных балетных фестивалях, в том числе в Ханчжоу – на Международном балетном фестивале в Китае, Skopje Dance Fest в Македонии, TLV Dance в Тель-Авиве и других.

Танцевальная компания GEM – труппа из восьми танцоров (Андреа Франкфурт, Тхелет Хар-Ям, Мири Лапидус, Лаура Валлербенс, Рони Шепс, Джой  Аткин, Элиот Рудольф и Егор Меньшиков собственной персоной), каждый из которых демонстрирует свой особый опыт, приобретенный на разных сценах мира, во многих международных труппах и в ведущих мировых компаниях. Под руководством основателя GEM хореографа Егора Меньшикова эта «мультикультурность» преобразовывается в увлекательное сценическое приключение, в трансформацию личностей танцоров, в гармоничное смешение классических балетных корней с более органичным нашему времени современным балетным лексиконом.

Спектакль пройдет в центре Сюзан Деллаль 21 февраля в 20:30. Заказ билетов здесь

Фото: © Майя Ильтус


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson