«Паразиты» Пон Чжун Хо
Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности.
«Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.
«Синонимы» Надава Лапида
По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.
«Frantz» Франсуа Озона
В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу.
«Патерсон» Джима Джармуша
В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.
«Ужасных родителей» Жана Кокто
Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.
Новые сказки для взрослых
Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Kutiman Mix the City
Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.
Видеоархив событий конкурса Рубинштейна
Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.
Альбом песен Ханоха Левина
Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина « На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса
...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.
«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада
Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.
Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.
«Комедию д'искусства» Кристофера Мура
На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».
«Пфитц» Эндрю Крами
Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.
«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти
Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.
«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая
«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Тайские роти
Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.
Шомлойскую галушку
Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.
Бисквитную пасту Lotus с карамелью
Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.
Шоколад с васаби
Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.
Торт «Саркози»
Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.
|
|
Космополиты из Остравы
16.04.2023София Нимельштейн |
Балетная труппа NDM Ballet Ostrava из Чехии удивит израильтян эклектикой и виртуозностью
Национальный балет Моравии и Силезии, который называют также NDM Ballet Ostrava, приезжает в Израиль впервые. Эта труппа является резидентом Национального оперного театра в Остраве, третьем по величине городе Чешской Республики. Большинство ее танцоров – артисты из разных стран Европы и Японии.
История одной из старейших танцевальных трупп Чехии насчитывает уже более 100 лет. Ее создатель, балетмейстер из Италии Акилле Вискузи, строил свое детище на итальянских основах классического танца, которые на протяжении долгого времени формировали чешский балет. До недавнего времени труппа исполняла в основном классический репертуар. В 2013 году художественным руководителем балета Остравы стала Ленка Дрималова, сумевшая за короткое время добиться значительных изменений. Она пригласила новых танцоров и сделала репертуар труппы впечатляющей смесью классики и современности: от творений Петипа и Бурнонвиля до произведений современных чешских мастеров, таких как Иржи Килиан и Иржи Покорны, а также всемирно известных хореографов: Йохана Ингера, Мауро Бигонцетти, Кшиштофа Пастора, Юрия Вамоша и Марио Шрёдера. Ленка Дрималова тесно сотрудничает с израильскими хореографами Рами Беэром, Охадом Нахарином и Ициком Галили.
Смелые и новаторские шаги привели к усилению труппы, которая была номинирована на различные престижные награды и добилась необычайного успеха на Международном конкурсе артистов балета Pilsner 2018. В настоящее время молодой космополитичный балетный ансамбль очень популярен за рубежом, особенно в Германии и Италии.
В Израиле в составе NDM Ballet Ostrava выступят 20 танцовщиков из 12 стран. Программа гастролей включает две постановки: «На следующий день» (Consequence) хореографа Хуанхо Аркеса на музыку Альвы Ното, Рюити Сакамото и Йохана Йоханссона и «Рецепты Россини» Мауро Бигонцетти.
Испанский хореограф Хуанхо Аркес описывает себя как художника, который сочетает современный танец с разными впечатлениями, накопленными в процессе работы и в жизни. Среди того, что оказало на него особое влияние, артист называет средства массовой информации, мифологию, литературу, архитектуру и скульптурные формы. Его работы отмечены престижными наградами, такими как премия Nederlandse Dansdagen, «Золотая маска» и «Бенуа де ла Данс». Будучи одним из самых многообещающих европейских хореографов наших дней, Аркес самовыражается не только в танце, он увлечен также театром, кино, модой и искусством перфоманса. Хуанхо Аркес является хореографом Национального балета Нидерландов, где он ежегодно ставит спектакли. «На следующий день» - его первая работа для Чешского балета.
Катастрофа, случившаяся в Японии в 2011 году, и ее последствия повлияли на общую концепцию и хореографический язык Аркеса, сделав «контроль над хаосом» его ключевым диалогом. Балет «На следующий день» представляет собой триптих: первая часть изображает природу и превозносит её мощь в противовес ничтожности человека. Вторая посвящена людям, созерцательной скорби и чувству пустоты из-за утраты после разрушительной трагедии. Последняя часть говорит о технологиях, которые являются выражением человеческого интеллекта, но и воспринимаются как сила, контролирующая нас и угрожающая нам. Концепция балета поднимает метафизические вопросы борьбы природы, человека и технологий.
Во втором отделении труппа исполнит произведение «Рецепты Россини» (Rossini Cards) в хореографии Мауро Бигонцетти. В балете есть сцены с частично обнаженными исполнителями.
Бигонцетти работал с лучшими танцевальными труппами мира: Государственным балетом Берлина, Английским национальным балетом, Марсельским национальным балетом, «Нью-Йорк Сити балет». В течение 10 лет он был хореографом и руководителем труппы Aterballetto, которую привел на вершину успеха в европейском танце, а затем перешел на управление балетной труппой театра «Ла Скала» в Милане. Оксфордский словарь танца отмечает, что «Бигонцетти в своей хореографии тяготеет к абстрактным формам, и хотя его постановки имеют классические корни, создаваемые им партии могут требовать от танцоров работы на пределе физических возможностей».
Этот балет Мауро Бигонцетти первоначально поставил для Aterballetto, но на волне огромного успеха «Рецепты» вошли в репертуар лучших танцевальных трупп Европы, США и Австралии.
Постановка представляет собой калейдоскоп из отдельных сцен: жизненных ситуаций и связанных с ними рецептов, собранных в случайном порядке, на музыку итальянского композитора Джоаккино Россини, автора комических опер «Севильский цирюльник» и «Золушка», а также известного гурмана и великолепного повара. Это захватывающий и полный юмора танцевальный праздник в сопровождении бессмертной музыки, кульминацией которого становится знаменитый рецепт Россини.
Впечатляющее сочетание музыки великого итальянца и современной экспрессивной хореографии получило признание, как критиков, так и публики в Европе и Северной Америке. «Театрально-танцевальный калейдоскоп с изысканными рецептами, юмором и завораживающей хореографией, позволяющий танцорам продемонстрировать выдающиеся способности», - так отзывалась о балете газета «Филадельфия Таймс».
Гастроли Национального балета Моравии и Силезии состоятся при поддержке Института чешской культуры в Израиле. Представления труппы пройдут в рамках серии хореографических концертов в Центре сценических искусств Герцлии (2-5 мая), а также в Хайфе (6 мая) и Иерусалиме (7 мая). Заказ билетов здесь.
Фото: Lucie Maceczková, Serghei Gherciu, Przemyslaw Sroka |
|
|
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
|