«Паразиты» Пон Чжун Хо
Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности.
«Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.
«Синонимы» Надава Лапида
По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.
«Frantz» Франсуа Озона
В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу.
«Патерсон» Джима Джармуша
В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.
«Ужасных родителей» Жана Кокто
Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.
Новые сказки для взрослых
Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Kutiman Mix the City
Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.
Видеоархив событий конкурса Рубинштейна
Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.
Альбом песен Ханоха Левина
Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина « На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса
...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.
«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада
Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.
Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.
«Комедию д'искусства» Кристофера Мура
На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».
«Пфитц» Эндрю Крами
Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.
«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти
Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.
«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая
«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Тайские роти
Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.
Шомлойскую галушку
Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.
Бисквитную пасту Lotus с карамелью
Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.
Шоколад с васаби
Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.
Торт «Саркози»
Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.
|
|
Пуанты Элвина Эйли
30.07.2023 |
Американский театр танца Элвина Эйли – Alvin Ailey American Dance Theater (AAADT) вновь приезжает в Тель-Авив: 20 сентября он откроет балетный сезон в Израильской опере
Художественный руководитель ансамбля Роберт Баттл составил для этого гастрольного турне две различные программы из работ самого Элвина Эйли и других хореографов. Они поставлены для танцоров AAADT, выучке, умению и таланту которых можно только удивляться. И еще больше удивляться тому, как можно танцевать спиричуэлс – эта гениальная идея Эйли поражает воображение до сих пор.
Сегодня театр Элвина Эйли – один из ведущих танцевальных коллективов США. В 2008 году Конгресс США присвоил театру статус «посланника американской культуры в мире». Особенность танцевального языка Элвина Эйли – соединение классического балета, джаза, модерна и элементов афро-этники. AAADT наглядно демонстрирует, что балет мыслим и без «пачек» с трико, и что на классической балетной основе можно создать новое направление в танце, которое найдет поклонников среди тех, кто никогда не питал склонности ни к классическому балету, ни к классической музыке.
Визитная карточка театра – балет «Откровения» (Revelations) 1960 года на музыку госпел. В США эта работа Эдвина Эйли на государственном уровне признана классикой национального балета, «шедевром, обязательным к просмотру для всех». Балет, поставленный в 1960-м году и напоминающий живые картинки к проповеди афроамериканского пастора, поражает и спустя шестьдесят с лишним лет. Исполняется это знаковое произведение в мировой современной хореографии на мелодию Rock My Soul in the Bosom of Abraham.
Да, каждая из двух программ израильских гастролей театра Элвина Эйли завершается исполнением «Revelations».
Программа «А»:
«Night Creatures» – хореография Элвина Эйли, музыка Дюка Эллингтона.
«Cry» – знаменитое соло Эйли, посвященное всем темнокожим матерям во всем мире.
«The River» – хореография Элвина Эйли, музыка Дюка Эллингтона. Аллегория на темы круговорота жизни. Это первое симфоническое произведение, созданное Эллингтоном специально для театра танца Элвина Эйли.
«Revelations» – культовое произведение Эйли, о котором говорилось выше.
Программа «Б»:
«In a Sentimental Mood» – мировая премьера хореографа и танцора Джамара Робертса. Интимные моменты, откровения любви и страсти. На музыку Дюка Эллингтона и джазовые стандарты в новой аранжировке композитора Рафика Бахатья.
«Duet» – работа хореографа Пола Тейлора 1964 года на музыку Генделя, трогательный любовный дуэт.
«Are You in Your Feelings?» – новая работа хореографа Кайла Абрахама. Торжество черной культуры, черной музыки и духа молодости. Под звуки соул-музыки, хип-хопа и ритм-н-блюза.
«Revelations».
Театр танца был основан Элвином Эйли в 1958 году. Первыми группу из семи афроамериканских танцовщиков приютили в Еврейском молодежном центре на 92-й улице в Нью-Йорке. Любознательность – наша национальная черта, иначе и не объяснить, почему именно в еврейском молодежном манхэттенском клубе чернокожие танцоры стали репетировать танцы под спиричуэлс. Там же прошел первый спектакль театра, с тех пор работы Элвина Эйли посмотрели более 30 миллионов зрителей в 85 странах.
Легенда гласит, что танцами Эйли увлекся, увидев выступления «Русского балета Монте-Карло» (Les Ballets Russes de Monte Carlo). Всего Элвин Эйли создал 79 хореографических работ, но всегда настаивал на том, чтобы танцовщики его труппы исполняли номера и других хореографов. В репертуаре его театра более 200 спектаклей 70 балетмейстеров, а сам Эйли ставил балеты для многих других ансамблей, в том числе израильских.
Джудит Джемисон, которой Эйли завещал продолжать его дело, – его муза, одна из заметных танцовщиц 20 века, для которой и вместе с которой он поставил несколько спектаклей. В AAADT Джудит танцевала с 1965 года, а после 15 лет совместной работы покинула ансамбль, основала свой коллектив, работала в других театрах (ее хореографию высоко ценила Жаклин Кеннеди), но затем вернулась к Эйли.
В 1991 году Джудит Джемисон создала балет «Rift», посвященный Элвину Эйли. Благодаря организационным талантам Джемисон, AAADT выступал на открытии Олимпиады в Атланте и в Солт-лейк-Сити, где сама Джудит несла олимпийский факел.
У AAADT ест своя школа, где обучается немало новых танцовщиков, желающих постичь историю искусства балета, современный танец и специфику AAADT, то есть результат смешения крепко усвоенной классической основы с элементами модерна и чувственных афроамериканских танцев, дающих возможность танцовщикам перевоплощаться десятки раз за вечер.
В 2012 году пост худрука театра занял хореограф Роберт Баттл, руководящий сегодня труппой вместе с танцором Мэтью Рашингом. Спустя 65 лет после основания театр танца продолжает выступать в США и по всему миру. Наряду с основной группой действуют и другие организации, в том числе молодежный ансамбль Alvin 2 и учебные центры для танцоров. Под эгидой AAADT проходят многие мероприятия по всей стране, а центр в Нью-Йорке растет и развивается. Так что наследие Элвина Эйли продолжает жить спустя много лет после его кончины.
История же самого Элвина Эйли напоминает воплощение американской мечты о self-made-man: с помощью напористости и таланта он создал одну из крупнейших в США театральных компаний. Родился Элвин Эйли в январе 1931 года в Техасе, умер в 1989 году в Нью-Йорке. У его 17-летней матери Лулы он был единственным ребенком. Когда Элвину исполнилось полгода, отец ушел от них. Сначала мать с Элвином переехали в Навасоту, но позже обосновались в Лос-Анджелесе.
Робкий и стеснительный от природы, Элвин неожиданно начал заниматься танцами по совету одноклассника, приведшего его в 1949 году в студию танца Лестера Хортона (Lester Horton’s Hollywood studio). Тогда же он бросил ради балета учебу на отделении романских языков в университете UCLA. В 1954 году он переезжает в Нью-Йорк для участия в бродвейском спектакле «Дом Цветов» по рассказу Трумена Капоте. Учится современному танцу и сценическому искусству у многих педагогов, в том числе и у Марты Грэхам, и постепенно, в 1958 году приходит к решению создать собственную танцевально-театральную компанию.
Alvin Ailey American Dance Theater (AAADT) начался как репертуарная компания в составе 7 танцоров. Восторженные отзывы критиков о первых выступлениях AAADT в 1958-1960 годах ознаменовали начало новой эры в афроамериканском балете. В 1950-е годы Эйли познакомился с Дэвидом Мак Рейнольдом – американским социалистическим политическим деятелем. Их отношения оказали влияние на всю его жизнь. Несмотря на то, что Элвин Эйли дал несколько интервью, он был скрытен в том, что касалось его личной жизни, и говорил о себе как о «холостяке и бирюке».
В 1953 году Лестер Хортон скончался, Эйли принял руководство его труппой. В течение нескольких лет он появлялся и на Бродвее, и в фильмах как танцор, балетмейстер, актер и режиссер. В 1965 году Элвин решил прекратить выступать и сосредоточился на хореографии и управлении театром. С 1969 года AAADT был постоянной группой Бруклинской консерватории. В 1972 году был создан Центр танца Элвина Эйли и при нем – балетная школа.
Несколько танцев Элвина Эйли стали прецедентом в американском балете. Его Feast of Ashes 1962 года признан первой успешной постановкой балета «на пуантах» в стиле модерн. В 1970-м он создал джазовый балет The River на музыку Дюка Эллингтона, подняв уровень театрального джаз-танца и балетной техники. В 1971-м Эйли поставил хореографию для рок-оперы Леонарда Бернстайна Mass, которой был торжественно открыт концертный зал Kennedy Center в Вашингтоне.
Основные хореографические постановки Элвина Эйли распределились между его собственной компанией, American Ballet Theater, the Joffrey Ballet, the Paris Opera Ballet, the London Festival Ballet и the Royal Danish Ballet. Среди его многочисленных наград есть почетная степень доктора искусств от Принстонского университета и медаль за укрепление мира от ООН.
В самом начале пути театр танца AAADT ездил по всем штатам, показывая свои работы огромному количеству людей, которые никогда не видели танцевальных спектаклей. Эта афроамериканская аудитория представляла существенный источник поддержки для театра Элвина Эйли. Позже компания завоевала международную репутацию, благодаря серии концертных туров, начиная с 1962 года в странах Юго-Восточной Азии и Австралии.
Американский театр танца Элвина Эйли (AAADT) в Тель-Авиве
Среда, 20.09.2023, 20:00 программа А
Четверг, 21.09.2023, 20:00 программа Б
Пятница, 22.09.2023, 13:00 программа Б
Пятница, 22.09.2023, 21:00 программа A
Суббота, 23.09.2023, 12:00 программа А
Суббота, 23.09.2023, 18:00 программа Б
Заказ билетов в кассе Израильской по телефону: 03-6927777 или в «Браво»: https://bit.ly/3rVKpYP (программа А) и https://bit.ly/453lDEz (программа Б).
Photos by Paul Kolnik |
|
|
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
|