«Паразиты» Пон Чжун Хо
Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности.
«Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.
«Синонимы» Надава Лапида
По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.
«Frantz» Франсуа Озона
В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу.
«Патерсон» Джима Джармуша
В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.
«Ужасных родителей» Жана Кокто
Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.
Новые сказки для взрослых
Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Kutiman Mix the City
Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.
Видеоархив событий конкурса Рубинштейна
Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.
Альбом песен Ханоха Левина
Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина « На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса
...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.
«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада
Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.
Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.
«Комедию д'искусства» Кристофера Мура
На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».
«Пфитц» Эндрю Крами
Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.
«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти
Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.
«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая
«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Тайские роти
Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.
Шомлойскую галушку
Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.
Бисквитную пасту Lotus с карамелью
Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.
Шоколад с васаби
Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.
Торт «Саркози»
Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.
|
|
Малер нетто
21.09.2023 |
Один из лучших дирижеров современности, блестящий интерпретатор музыки Малера, британский маэстро Дэниел Хардинг представит захватывающую интерпретацию Седьмой симфонии и малеровских Lieder в Хайфе, Тель-Авиве и Иерусалиме. Случится это уже через месяц – концерты Кливлендского оркестра пройдут с 26 по 28 октября.
Daniel Harding. Photo by Roger Mastroianni
Как сообщают из Кливлендского оркестра, британский маэстро Дэниел Хардинг любезно согласился заменить во время израильских гастролей музыкального руководителя коллектива Франца Вельзера-Мёста. Вельзер-Мёсту пришлось отказаться от выступлений в Израиле по состоянию здоровья: запланированные концерты совпадают с лечением, которое ему предстоит пройти.
В связи с этим программа грядущих концертов Кливлендского оркестра состоит исключительно из произведений Густава Малера – ибо Дэниел Хардинг признан одним из лучших интерпретаторов малеровской музыки. Еще на заре своей карьеры он возглавил Камерный оркестр Малера (Mahler Chamber Orchestra) – независимый профессиональный гастролирующий оркестр, основанный Клаудио Аббадо. Уникальность его состоит в том, что коллектив этот является в буквальном смысле кочевником: 45 его музыкантов объединяются для того, чтобы отправиться в очередное турне; таким образом, оркестр находится в движении около 180 дней в году. Ныне Хардинг является дирижером-лауреатом этого коллектива, иными словами – его пожизненным почетным дирижером.
Напомним, что визит Кливлендского оркестра в нашу страну приурочен к 75-летию принятия Декларации независимости Израиля в 1948 году и признания Государства Израиль президентом США Гарри С. Трумэном. Оркестр проведет в Израиле неделю – с 23 по 28 октября, в течение которой музыканты будут работать с коллегами и местными студентами; образовательные мероприятия с участием оркестрантов из Кливленда включают выступления перед школьниками в городе-побратиме Кливленда, Бейт-Шеане, семинары для молодежи, мастер-классы со студентами консерваторий, в том числе школы Бухмана-Меты при Тель-Авивском университете и многое другое.
Но главное, разумеется, – три выдающихся концерта, которые Кливлендский оркестр под управлением Дэниела Хардинга даст в трех израильских городах: Хайфе, Тель-Авиве и Иерусалиме. Особенно если учесть, что Седьмая Малера – самая непопулярная и редко исполняемая позднеромантическая симфония в мире, но чуть ли не самая гениальная. И вот этот гениальный малеровский опус, который отчего-то сочли гадким утенком и который озадачивает дирижеров своей концептуальной сложностью (композитор и дирижер Кеннет Вудс даже назвал его «убийцей оркестра» – an orchestra killer), в Кливленде пришелся ко двору, так что будет нам счастье. Не говоря уже о том, что к оркестру присоединится потрясающий баритон Саймон Кинлисайд, чтобы спеть нам lieder из двух малеровских вокальных циклов: «Песни и напевы из моей юности» и «Волшебный рог мальчика».
Напомним также, что The Cleveland Orchestra называют «самым блестящим оркестром Америки», «практически безупречным» и «одним из лучших в мире». Критики наперебой пишут о феноменальном уровне его музыкантов, отмечая элегантность звука, богатую палитру красок и умение каждого оркестранта расслышать партнера, подчеркивают их исключительный контакт и взаимопонимание – как в камерном ансамбле. Кроме того, Кливлендский оркестр является одним из пяти американских оркестров высшего класса, неофициально именуемых «Большой пятеркой».
Daniel Harding. Photo by Roger Mastroianni
Дэниел Хардинг начал свою впечатляющую карьеру, еще будучи подростком: в 17 лет он создал группу энтузиастов для исполнения «Лунного Пьеро» Шёнберга, любительская запись была отправлена Саймону Рэттлу, после чего тот пригласил его на должность своего ассистента в Бирмингемский симфонический оркестр. Затем Хардинг поступил в Кембридж, но после года учебы (ему едва исполнился 21 год) его пригласил к себе ассистентом уже Клаудио Аббадо, руководивший тогда Берлинским филармоническим. Ему было 23 года, когда он впервые появился в Ковент-Гарден. «Я дирижировал многими великими оркестрами в очень молодом возрасте, – говорит Хардинг, которому недавно исполнилось 48 лет. – Не знаю, хорошо это или плохо».
Публика и критика в ответе не сомневаются: Хардинг – дирижер феноменальный, с ярчайшей харизмой, готовый рисковать на концертах; он предлагает незаслеженные трактовки даже самых хрестоматийных опусов. И при этом предельно чуток, тактичен и бережен в обращении с музыкальным материалом – он из тех индивидуалистов, что бесконечно преданы музыке.
В последующие годы Дэниел Хардинг руководил двумя лучшими европейскими камерными оркестрами – уже упоминаемым Камерным оркестром Малера и Немецкой камерной филармонией Бремена, а также Orchestre de Paris. Целое десятилетие, начиная с 2007 года, был главным приглашенным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Более 15 лет возглавляет Симфонический оркестр Шведского радио. В 2019 году он объявил годичный творческий отпуск, чтобы сосредоточиться на полетах. Да-да – Хардинг не просто дирижер, но и квалифицированный пилот. По этому поводу сам маэстро любит пошутить: «На концертах можно рисковать, потому что там это безопасно».
В 2024 году маэстро займет должность музыкального руководителя Youth Music Culture района Большого залива (YMCG) сроком на пять лет и пост музыкального руководителя оркестра и хора Национальной академии Санта-Чечилия. Он является постоянным гостем ведущих оркестров мира, в том числе Венского филармонического оркестра, Берлинского филармонического оркестра, Королевского оркестра Концертгебау, симфонического оркестра Баварского радио, Дрезденской государственной капеллы, Лондонского симфонического оркестра и Филармонического оркестра делла Скала. В США Хардинг выступал с Бостонским симфоническим оркестром, Чикагским симфоническим оркестром, Филармоническим оркестром Лос-Анджелеса, Нью-Йоркским филармоническим оркестром и симфоническим оркестром Сан-Франциско. За пультом Кливлендского оркестра Дэниел Хардинг дебютировал в октябре 2022 года в «родном» зале коллектива – Severance Hall.
В 2005 году он открыл сезон в миланской Ла Скала, дирижируя новой постановкой «Идоменея». Позже вернулся за пульт оркестра Ла Скала, чтобы продирижировать «Саломеей», «Узником» (в оригинале Il prigioniero – одноактной додекафонной оперой Луиджи Даллапикколы), «Сельской честью» и «Паяцами» (за что был удостоен престижной музыкальной премии Франко Аббьяти), «Фальстафом» и «Свадьбой Фигаро». В его интерпретации на Зальцбургском фестивале звучали «Ариадна на Наксосе», «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро»; «Поворот винта» и «Воццек» в лондонском Королевском оперном театре Ковент-Гарден; «Похищение из сераля» в Баварской государственной опере в Мюнхене, «Летучий голландец» в Берлинской государственной опере (Deutsche Staatsoper Berlin), «Волшебная флейта» на Венском фестивале, «Пеллеас и Мелизанда» и «Сельская честь» в тандеме с «Паяцами» в Венской государственной опере, «Воццек» в Theater an der Wien. Маэстро постоянно сотрудничает с фестивалем в Экс-ан-Провансе (он, по сути, неформальный главный дирижер этого фестиваля), предлагая новый взгляд на известные оперы – в их числе «Так поступают все», «Дон Жуан», «Поворот винта», «Травиата», «Евгений Онегин» и «Свадьба Фигаро».
Его записи для Deutsche Grammophon – Десятая симфония Малера с Венским филармоническим оркестром и «Кармина Бурана» Орфа с Симфоническим оркестром Баварского радио – получили широкое признание критики и публики. Для Virgin/EMI он записал Четвертую симфонию Малера с Камерным оркестром Малера, Третью и Четвертую симфонии Брамса с Немецкой камерной филармонией Бремена, оперу «Билли Бадд» Бриттена с Лондонским симфоническим оркестром (она принесла ему премию «Грэмми» за лучшую запись оперы), «Дон Жуан» Моцарта и «Поворот винта» Бриттена с Камерным оркестром Малера (за эту запись он награжден Choc de l'Année 2002, Grand Prix de l'Académie Charles Cros и премией Gramophone). Далее последовали записи произведений Лютославского с сопрано Сольвейг Крингельборн и Норвежским камерным оркестром, а также произведений Бриттена с тенором Яном Бостриджем и Britten Sinfonia (награждены Choc de L'Annee 1998).
Для BR Klassik он записал «Сцены из «Фауста» Гёте» Шумана, Шестую симфонию Малера и «Планеты» Холста. Хардинг постоянно сотрудничает с лейблом Harmonia Mundi, его последние записи с Симфоническим оркестром Шведского радио включают «The Wagner Project» с Маттиасом Гёрне, Пятую и Девятую симфонии Малера, «Немецкий реквием» Брамса и недавно выпущенный диск с сочинениями Бриттена.
В 2002 году правительство Франции удостоило Даниэля Хардинга звания Рыцаря Ордена искусств и литературы, а в 2017 году ему была пожалована степень Офицера Ордена искусств и литературы. В 2012 году он был избран членом Шведской королевской музыкальной академии. В 2021-м за вклад в мир музыки королева Елизавета присвоила ему звание Командора ордена Британской империи. И не забывайте о том, что Хардинг – квалифицированный пилот авиакомпании Air France. Так что готовьтесь к ощущению полета.
Кливлендский оркестр
Дэниел Хардинг, дирижер
Саймон Кинлисайд, баритон
В программе:
МАЛЕР «Frühlingsmorgen» из «Песен и напевов из моей юности» (орк. Берио)
«Ablösung im Sommer» из «Волшебного рога мальчика» (орк. Берио)
«Revelge» из «Волшебного рога мальчика»
«Urlicht» из «Волшебного рога мальчика»
«Rheinlegendchen» из «Волшебного рога мальчика»
«Ганс и Грета» из «Песен и напевов из моей юности» (орк. Берио)
МАЛЕР Симфония № 7 ми минор
Концерты пройдут:
Четверг, 26 октября 2023 г., 20:00. ǀ Хайфа, «Аудиториум»
Пятница, 27 октября 2023 г., 13:00. ǀ Аудитория Чарльза Бронфмана, Тель-Авив, «Гейхал ха-Тарбут»
Суббота, 28 октября 2023 г., 20:30. ǀ Иерусалимский театр, зал «Шеровер»
Организатор гастролей – Bimot Global
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting |
|
|
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
|