home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

По ту сторону Галаада

08.12.2023

Иерусалимский барочный оркестр посвящает членам семьи Бибс и всем похищенным детям «Зимнюю сказку»

Глубоко маргинальная классическая музыка, барочная особенно, помогает нам в эти тяжелые времена больше, чем что-либо – парадокс, абсурд, нонсенс?

Опять же парадоксом можно счесть новую программу Иерусалимского барочного оркестра – идиллическую с головы до пят, поименованную «Зимней сказкой», которую музыканты хотят рассказать 10-месячному Кфиру Бибсу и его четырехлетнему брату Ариэлю, их матери Шири и отцу Джордану, а также всем детям, вернувшимся из ада, и всем детям Израиля.

            Jerusalem Baroque Orchestra. Photo by Michael Pavia

Точнее, им эта сказка посвящается, а рассказывать ее оркестр будет тем, кто способен услышать – кантату Генделя «Аминта и Филлида», Концерт для двух скрипок и виолончели RV 565 Вивальди, увертюру-сюиту B2:55 Телемана. И еще JBO под управлением Давида Шемера подготовил особую аранжировку песни на стихи Леи Гольдберг «Вечер перед Галаадом» («ערב מול הגלעד»), в которой звучат леденящие кровь слова: ««Овца плачет в загоне / Потерялся ее маленький сын. / Ягненок вернется в лоно матери своей, / Ляжет в шатер и заснет, / И она назовёт его по имени».

Созданию этого стихотворения предшествовала странная история. В начале 1938 года 27-летняя Лея Гольдберг сидела с двумя своими подругами, жителями кибуца Афиким, в тель-авивском кафе «Касит», пристанище местной богемы. Те самые подруги предложили Гольдберг прочитать в их кибуце лекции по литературе – то есть просветить тамошний народ о состоянии мировой литературы и развивающейся литературы на иврите. И вот все члены кибуца собрались в столовой на совместный ужин, в конце которого ожидалась лекция Гольдберг. Родители внимательно слушали, обнимая своих детей, сидевших у них на коленях. А по окончании лекции поэтесса наблюдала следующее: вместо того, чтобы родители увели детишек с собой, чтобы уложить их спать, они помахали тем рукой и отправились восвояси, а детей воспитатели отвели в общежитие (читай: детский дом). Было уже поздно, и Гольдберг, завороженная зрелищем, решила остаться ночевать в кибуце. Из своего окна с видом на холмы Галаад она слышала крики детей, которых разлучили с родителями. Так родилась заунывная песня «Вечер перед Галаадом», где описывалось, как с наступлением темноты («Это час умиротворения, когда дети засыпают») дети отделяются от лона матери («К ручью из Галаада / Сошел черный и мягкий ягненок»), хотя всем ясно, что их естественное место – рядом с мамой («Ягненок возвратится в лоно матери, ляжет в шатер и заснет»). В последней строфе пророк Илия спускается посмотреть, все ли в порядке («И пророк Галаадский / молча сходит в долину / чтобы засвидетельствовать сон детей»). Здесь Гольдберг ссылается на библейскую историю о пророке Илии, который останавливается в доме вдовы, которая скрывает его от царя Ахава и кормит его, а тот  взамен чудесным образом возвращает к жизни ее мертвого сына (Третья книга Царств, глава 17).

Стихотворение было опубликовано в том же году в детской газете «Давар» с посвящением детям кибуца Афиким; позже оно стало песней протеста всех кибуцных детей, спящих вдали от родителей. Специальная аранжировка песни была заказана Иерусалимским барочным оркестром композитору Ноа Шемер.

И все-таки в центре концерта – сочинение куда более позитивное: пасторальная кантата Генделя «Аминта и Филлида», которую он сочинил, живя в Италии (шло первое десятилетие 18 века, Генделю едва исполнилось 22 года). Премьера ее состоялась в Риме в 1708 году в рамках торжеств, организованных Аркадской академией, с которой Гендель какое-то время был связан; одной из целей Академии было воссоздание пасторального стиля, основанного на простоте и сдержанности, чему кантата Генделя полностью соответствует. Повествуется тут о любви пастушка Аминты к нимфе Филлиде, которая поначалу вроде бы равнодушна к его уговорам, но упорство и преданность юноши трогают сердце неземной красавицы, пробуждая в ней вполне земные чувства. Партию Аминты иногда поручают контртенору, однако у нас герои кантаты озвучены певицами-сопрано Том Бен-Ишай и Лирон Гивони. Отмечу, что Том потрясающе исполняет барочную музыку, и не барочную тоже – вспомнить хотя бы дочь Бернарды в «Доме Бернарды Альбы» Авирама Фрайберга, самого любимого мною из израильских maverick composers.

                

                          Liron Givoni. Photo by Uri Elkayam

                 

                        Tom Ben-Ishai. Photo by Uri Elkayam

Слушательские же сердца непременно покорят восхитительные арии кантаты, многие из которых потом вошли в «Ринальдо»; особенно пленяют вальсоподобная «Fiamma bella» Филлиды и «Se vago rio» Аминты, где в барочную вязь вплетаются кружевные фиоритуры тонкой выделки. Арий здесь не счесть, речитативов тоже, а вот дуэт поджидает в самом конце – так что предвкушайте.

Концерты пройдут 16-20 декабря в Иерусалиме, Хайфе, Тель-Авиве и Реховоте. В связи со сложившейся ситуацией оркестр решил снизить цены на билеты, а также пригласить бесплатно приглашаются эвакуированных с юга и севера страны. Заказ билетов здесь или по телефону 02-6715888.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson