«Паразиты» Пон Чжун Хо
Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности.
«Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.
«Синонимы» Надава Лапида
По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.
«Frantz» Франсуа Озона
В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу.
«Патерсон» Джима Джармуша
В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.
«Ужасных родителей» Жана Кокто
Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.
Новые сказки для взрослых
Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Kutiman Mix the City
Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.
Видеоархив событий конкурса Рубинштейна
Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.
Альбом песен Ханоха Левина
Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина « На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса
...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.
«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада
Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.
Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.
«Комедию д'искусства» Кристофера Мура
На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».
«Пфитц» Эндрю Крами
Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.
«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти
Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.
«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая
«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Тайские роти
Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.
Шомлойскую галушку
Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.
Бисквитную пасту Lotus с карамелью
Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.
Шоколад с васаби
Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.
Торт «Саркози»
Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.
|
|
Весна и мир: Штекель, Фишер, Сен-Санс, Дебюсси, Равель
23.01.2024Лина Гончарская |
В который раз ловлю себя на мысли, что думаю опущенными звеньями – как завещал Мандельштам (самому себе, конечно); просто хочется, чтоб будущее сбылось.
Из темноты филармонического зала многое может пригрезиться, даже иллюзия того, что у нас весна и мир.
С «Вёснами» вечные проблемы, особенно с Printemps; и год исполнения приходится на 13, и публика освистывает, и критики не понимают. Потому что весна – это всегда как бы новая эра, особенно в музыке. И особенно в той, что случается в Париже.
В 1913-м – жуткий скандал на премьере «Весны священной» Стравинского, когда парижанки разных сословий – из шестнадцатого ли, из Сен-Жермен – лупили друг друга ридикюлями по голове, визжа и топоча ногами. Новый вид первобытности в искусстве и анти-искусстве поверг господ и потаскух в неслыханное замешательство; из хаоса возникли невиданные формы.
Наступила парижская весна.
Наступила она и в Тель-Авиве, причем самой что ни на есть зимой, то бишь теперь – в той самой темноте филармонического зала, когда ИФО под управлением Ивана Фишера сыграл «Весну» Дебюсси. Сюиту из ранних, которую Гуно впервые заклеймил словечком «импрессионизм» (такую рецензию написал, что впору публиковать в журналах «Звезда» и «Ленинград»). Эта «Весна» и горела, и переписывалась, и переоркестровывалась – пока в том же 1913-м партитура не была издана в редакции Анри Бюссе, тогда же состоялась ее премьера. Странная она какая-то, подытожил Гуно, расплывчатая; опять же этот импрессионизм, так сказать, враг художественной правды. Каково?
На самом деле, невинный совершенно опус. И наш оркестр с дирижером тому свидетелями.
Очень тонкая работа получилась, хотя кому-то, конечно, хотелось побольше светотени, и переливчатости, и побольше б игры красок, и тонального беспокойства тож – однако Primavera Боттичелли за звуками четко улавливалась.
Iván Fischer. Photo by © Ákos Stiller
А вот поданная на сладкое вторая сюита из «Дафниса и Хлои» Равеля и впрямь оказалась десертом что надо: Эллада мечты с ослепительным соло флейты в «Пантомиме». Здесь особенно чувствовалось, что оркестранты Израильского филармонического Фишера обожают – в их музицировании были легкость, радость и свет, как в венце Хлои. С дирижером они составляли одно целое, одно движение, один словарный запас. Слышали бы вы, как динамично набухали духовые во вступительном восходе солнца – вот уж воочию рассвет, и искуснейший в истории танец под упомянутую флейту Пана был абсолютно прекрасен, и «Общий танец» на 5/4 обернулся разудалой вакханалией, да мы и сами душой танцевали, клянясь в верности музыке дафнисовыми овцами.
Между ними – соединительной тканью – «Гимнопедия №1» и «Гноссиенна №3» Сати, эстетического аутсайдера, предтече эмбиента и белой музыки, который ел только продукты белого цвета. По-видимому, связано это с тем, что первую половину жизни провел он в Нормандии, в Онфлёре, прикрываясь шербурским зонтиком. И гимнопедия его первая оркестрована опять же Дебюсси, где сплошь нагие игры – «шествовать обнаженной было для музыки Сати истинным актом непорочности», говаривал Кокто; Иван же Фишер с ИФО столь искусно раздели ее догола, что на душе и на языке и впрямь стало белым-бело. А что до гноссиенны, чьи григорианские и выдуманные самим Сати лады предвосхищают дебюссийские модальные опусы (они, Сати с Дебюсси, вообще соперничали, поэтому многую музыку Эрик писал назло «Клоду Французскому» и вообще не упускал повода его подразнить), то она показалась пришелицей из третьего измерения, этакой даже плавалагуной, терпкой и прохладной; что-то в этом определенно есть.
Но главным вчера был все-таки солист – молодой виолончелист из Германии Юлиан Штекель, изумительный музыкант, у которого так звучал инструмент, что никому и не снилось. К слову, виолончель была сделана в 1685 году (Юлиан шутливо называет ее ровесницей Иоганна Себастьяна Баха) Андреа Гварнери, основателем династии.
Julian Steckel. Photo by © Marco Borggreve
Но не в инструменте дело, а в том, кто играл на нем. Юлиан Штекель, победитель всех главных виолончельных конкурсов, романтически-порывист, трепетен, искренен и невероятно умел, а главное, он настоящий музыкант, как сказал бы Столярский. Играл он Первый, одночастный виолончельный концерт Сен-Санса – и словно купался в весеннем сиянии. Сквозь мягкое солнце все немыслимые сложности казались легкими – и spiccato, и sautillé, и последовательности – терцовые, секстовые, октавные, и все прочее. Свобода владения сольным текстом оказалась такова, что буквально гипнотизировала оркестр; музыка казалась очень хрупкой и невероятно живой, через нее виолончелисту было что сказать, о себе в том числе. И от игры его наступало понимание, что нам с вами все-таки придется идти в будущее, потому что больше некуда.
Израильская филармония, Тель-Авив, 22 января 2024 |
|
|
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
|