home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Дни в тысячу раз лучше, чем тысяча и одна ночь

21.05.2024Лина Гончарская

Звук сирены пугает больше, чем сами ракеты. Давно уж пора заменить его какой-нибудь песней. Давайте придумаем, какая лучше всего подойдет.
Версии, версии, ну же!  Что? Да нет. А вот эта – в самый раз.
«אין לי ארץ אחרת». Ну нет у меня другой страны. Нет, и всё тут.

И вот вместо жуткого завывания, рвущего барабанные перепонки, начинает звучать дивная музыка Корин Элаль, и соседи сбиваются в кучку в бомбоубежище.

Вроде в Гиватаиме упало, – говорит управдом в пижаме. Тише, не выдавайте местоположение, они всё слышат! – вопит истеричная дама в роговых очках. Ну когда же спустится этот красавчик, он уж явно пришел с работы и принимает душ, – мечтает о своем пышнотелая красотка, прекрасная во всех отношениях (вот только этикетку с нового платья срезать забыла). Еле успел мыло смыть, – является красавчик в полотенце на бедрах. Лучше б полотенце не успел намотать, – грезит пышнотелая красотка. А мы только из постели вылезли, – признается полуодетая парочка. Тише, не выдавайте местоположение, они всё слышат! – вопит истеричная дама в роговых очках.

И это всё про нас, и оказывается, о 7 октября и о нашей войне уже ставят спектакли – театра.doc вроде бы, ан нет, оказывается опять-таки, что монологи, которые произносят актеры вроде бы от собственного лица – доверительно очень, – написаны другими. Известными израильскими авторами, где вам и Давид Гроссман, и Этгар Керет, и Яир Агмон, и Гур Корен, и Том Ходоров, и неведомая мне ранее Ноа Лазар-Кейнан. Не люблю обычно перечислять фамилии, это мешает легкости текста, но тут всё до того щемяще, что каждого хочется упомянуть. Уж простите, не могу иначе. Вот как не сказать, что сочинила и поставила это диво целая группа – Гилах Кимхи, Ирад Рубинштейн, Керен Ховав, Шахар Пинкас, Гур Корен и Амит Апта. Хотя настоящим автором на самом-то деле является сама реальность.

                                    Фото: Кфир Болотин

«Это» – это как бы не спектакль вовсе, а повесть наших вневременных лет. «ימים טובים פי אלף» называется, «Дни в тысячу раз лучше». Под этим названием и песню в тель-авивском Камерном сочинили – но когда они наступят, эти дни? А может, они уже были – до того, как случилось 7 октября?

Зрители тоже участвуют в этом трогательно-щемящем, как-то словечко «иммерсивный» мне тут кажется инородным телом, потому что мы ведь во всём этом живем. Оттого и на потолке висят разные-преразные люстры, потому что всё это в разных домах происходит, во всех израильских домах. И детские голоса лепечут о том, как не бояться. И то, что делают актеры Камерного – наша общая молитва о лучших днях. Пусть даже не в тысячу раз лучших.

Звучат здесь многие израильские песни, и забавные скетчи со вкусом bitter sweet – мы хохочем, а не плачем, уже хорошо. И в зале оказываются люди из кибуца Нир-Оз, и парочка милуимников из «Голани», и прочие причастные, хотя кто не причастен, скажите? Но здесь пытаются помочь справиться с горем смеясь – вот что в этом действе такого прекрасного.

И вновь фамилии – Ирит Каплан, похудевшая, но такая же бесподобная, звонит по телефону некоему Хамису с просьбой соблюдать распорядок ракетных обстрелов – полпятого, значит, полпятого, и с чего это вдруг сирена была в три пятнадцать? В это время ее сосед – тот самый красавчик – еще не пришел с работы и не успел принять душ, и не выбежал на лестницу полуголым – так какой в этом смысл?

И Миха Селектер расчудесный рассказывает о собаке с испуганными глазами, и о прочем словно от себя (не верится по-прежнему, что это чьи-то писательские тексты). О том, как он понял, что эта испуганная собака и есть он сам: «Я не знаю, от чего я бегу и не знаю, куда я бегу, мне некуда деться, и некому меня спасти, ибо потерянная собака – это я». И Рои Шема играет на гитаре и клавишных, и поет трогательно до слез. И, кстати, музыкальный руководитель постановки – замечательный Питер Рот.

                                          Фото: Кфир Болотин

А начинается и вовсе с медитации – нас просят закрыть глаза и перестать нервничать, и перестать злиться на всех тех, кто этого заслуживает. У вас будет целая жизнь, чтобы отомстить, говорят нам, но теперь просто закройте глаза и посмотрите вовнутрь себя, словно спутник, зависший над зоной бедствия, в поисках признаков жизни. Со всем, что у тебя отняли, ты остаешься человеком. Раненый, истекающий кровью, злой, страдающий от боли, напуганный, утопающий в печали, но ты все еще человек.

Обратим сознание вовнутрь, как Сократ когда-то. И подумаем обо всем, что можно познать на земле, не побывав в глубине неба.

И получится, что наша нескладная жизнь, никак не вписывающаяся в овал со всеми его изящными курватурами, наша нескладная жизнь, поставленная в угол, вдруг окажется довольно складной при взгляде со стороны, а совсем не послесловием.

                                     Фото: Кфир Болотин

Вероятно, всё звучащее в данном контексте – метафора нашей внутренней тотальной неразберихи, оттого музыкант Рои вдруг говорит, что лучшей песней, заменяющей сирену, станет «Это мой последний июнь».

Современный мир боится тишины. Пусть же ее нарушают не сирены, а музыка. Только, пожалуйста, не в форме лебединой песни.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson