home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

TRANSMEET: cоединяя науку и искусство

11.09.2024г-жа Кульбит, критик

Ооочень необычный фестиваль, объединяющий ведущих ученых и исследователей с ведущими же художниками и хореографами, вот-вот явится Тель-Авиву

Фестиваль науки и искусства TRANSMEET вновь пройдет в Музее природы имени Стейнхардта при Тель-Авивском университете. Ученые, художники и кураторы из Израиля и других стран представят совместные проекты, объединяющие науку и искусство.

Как и многие прочие прекрасные вещи, фестиваль сей  должен был состояться год назад, 12-14 октября 2023 года, но был отменен из-за трагедии 7 октября и последовавшей за тем войны. Спустя почти год организаторы решили вернуться к первоначальной программе фестиваля, включающей довольно любопытные проекты, лекции и мастер-классы – результат совместных исследований ученых и художников.

TRANSMEET – часть международной программы L.A.S.E.R (Leonardo Art & Science Rendezvous), которая организует встречи ученых и художников в более чем 50 городах мира. Первый фестиваль прошел в 2020 году в онлайн-версии из-за ограничений, связанных с пандемией. Тогда он привлек около 2000 зрителей.

Примечательно, что кураторы тель-авивского фестиваля представляют как мир науки, так и мир искусства: Шарона Флорсхайм – хореограф и худрук, Таль Израэль – художница и куратор, профессор Томер Волански – физик-теоретик в области теории элементарных частиц, доктор Дебора (Диди) Марчак – глава национального центра преподавателей химии в Институте Вейцмана.

Организаторы надеются, что второй фестиваль, несмотря на сложную реальность, все-таки состоится. И верят в то, что искусство обладает силой исцелять и вселять надежду, особенно когда оно объединяется с наукой.

                           Sparks Will Fly / Photo by סביון שנהר

В четверг и пятницу, 19-20 сентября, фестиваль предлагает содержательные мероприятия для взрослых, а в субботу, 21 сентября, – спектакли для всей семьи, сопровождаемые научной увертюрой, адаптированной для юной аудитории. Заметим, что в числе событий – четыре танцевальные и музыкальные премьеры. Одна из них – совместная работа танцовщицы Ницан Ледерман и профессора Галит Шохат Офир, нейробиолога из Университета Бар-Илан Sparks Will Fly, где основой хореографии служат закодированные в лаборатории движения мух; другая – научно-музыкальные импровизации профессора Ли Корен с факультета естественных наук и профессора Шая Коэна, представителя музыкального факультета; третья – сотрудничество доктора Моран Двела-Левит с факультета естественных наук и музыканта Илана Грина. Три проекта разработаны в инкубаторе Музея искусства и нанонауки NANO – the Fetter Museum при Университете Бар-Илан. Четвертая премьера – светомузыкальное представление Arkhé музыкантов и саунд-художников Амира Меира и Гидона Леви – результат сотрудничества с междисциплинарной ареной Hazira в Иерусалиме. Здесь публике впервые представят новый музыкальный инструмент «Dudon», названный в честь Жака Дюдона (французского композитора, разработавшего серию фотозвуковых дисковых инструментов, которые воспроизводили звук из модулированного света) – аналоговый световой синтезатор. Солнечная панель преобразует световые лучи в звуковые волны, а ряд вращающихся дисков с напечатанными формами прерывает свет, создавая чистые естественные музыкальные гаммы с уникальными тембрами.

Лично я непременно отправлюсь на встречу технологий, природы и творчества под названием «Невероятные мелодии: исследование голосов капских даманов в музыкальной импровизации» (авторы сего – упомянутые профессора Ли Корен и Шай Коэн). Профессор Корен изучает пение капских даманов – да-да, эти своеобразные скальные кролики поют, а уж брачными их песнями и вовсе заслушаешься! – а также диапазон звуков и частот, которые они производят, рассматривая пение как часть социального поведения. По ее словам, благодаря этому можно получить информацию о возрасте, социальном и гормональном статусе певцов. Профессор же Коэн анализирует записи песен а ля кроликов и выполняет спектральную картографию звуков в пространстве, сочиняя общий диалог для оных звуков и флейты, который и представит в живом исполнении во время фестиваля.

                        Improbable Melodies / Photo by ערן גיסיס

Или вот еще: видеоарт Tear Crystal Тары Рода – художницы и педагога из Нью-Йорка, где она руководит BioArt Lab Школы визуальных искусств и исследует на практике физический принцип влажности как метафору эмпатии, социальной проницаемости и проблемы распознавания наших текучих «я». На сей раз Тара Рода собирала свои слезы и слезы других и наблюдала в микроскоп за процессом их высыхания. Ее видеоработа представляет собой коллекцию слез, каждая из которых кристаллизуется по-своему. В итоге у Тары сформировался архив свидетельств захлестывающих эмоций. По ее словам, эти заряженные жидкости – волны нахлынувших эмоций – оторваны от времени и места, но насыщены памятью. Их сохранение и дистиллирование позволяет заново пережить эти моменты под микроскопом.

Любопытно было бы посетить и лекцию Виктории Весны, руководителя Центра искусства и науки Калифорнийского университета, а также лекцию доктора Дэниела Глейзера из Великобритании (встречи будут проходить на английском языке). Напомним, что Виктория Весна – профессор и художник цифровых медиа, известная своими феминистскими видео, компьютерным и интернет-артом. Считается, что совместно с соавтором Джимом Гимжевски она создала одно из первых интерактивных произведений искусства, связанных с нанотехнологиями.

В четверг по окончании каждого выступления состоится дискуссия с участием художников и ученых, являющихся партнерами проекта, которая позволит более подробно рассмотреть общий творческий процесс. Кроме того, пройдут два сеанса лекций с фронтов науки – докладчиками станут ведущие ученые Академии наук, а на балконе музея можно будет понаблюдать в телескоп за Солнцем, Луной и Сатурном под руководством Астрономического клуба Тель-Авивского университета. В пятницу зрители приглашаются на уникальные мастер-классы (по предварительной регистрации), сочетающие в себе научные знания и экспериментальный опыт под совместным руководством художника и ученого – профессора Эйтана Гросса из Института науки имени Вейцмана и танцора Михаэля Шахрура. Называется сие «Чудо жизни в теле: движение из митохондрий». А еще здесь можно будет насладиться процессом создания аналогового синтезатора вместе с художниками Амиром Меиром и Гидоном Леви. Кроме того, публику ожидает шоу «Неразумные мелодии» профессора Шая Коэна и зоолога, профессора Ли Корена из Университета Бар-Илан.

                            NanoTones / Photo by אילן גרין

Шарона Флорсхайм, инициатор и куратор фестиваля: «Мы рады вернуться в Музей естественной истории со вторым фестивалем TRANSMEET, на котором мы раскроем естественную связь между мирами науки и искусства. Связь между двумя, казалось бы, разными областями позволяет создавать произведения, которые вовлекают публику в особый эстетический и интеллектуальный опыт, стимулируют чувства и мышление. Я приглашаю широкую публику отправиться вместе с нами в удивительное, захватывающее и расширяющее горизонты приключение».

Генеральный директор Музея природы имени Стейнхардта Алон Сапан: «Музей природы ежедневно занимается тем, чтобы сделать науку доступной и связать ее с дисциплинами культуры и искусства. Связь между наукой и искусством естественна для нас, и мы с каждым днем убеждаемся в том, насколько она важна. Представление научных идей с помощью художественных средств позволяет раскрыть и распространить разнообразные знания среди широкой аудитории, а также повысить интерес к роли науки в нашей жизни. Фестиваль TRANSMEET, который снова проводится в нашем музее, стремится сделать именно это».

                      Stretching the Limits / Photo by מיכאל עמר

Фестиваль пройдет 19–21 сентября 2024 года в Музее природы имени Стейнхардта, улица Клаузнер, 12, Рамат-Авив.

Сайт фестиваля


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson