home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Эйфман, «Чайка. Балетная история», Тель-Авив

26.09.2024Лина Гончарская

Это был балет – настоящий, пуантовый, где скользили и высоченно прыгали точеные красавцы и красавицы; и был контемпорари, где втягивали головы в плечи и двигались-корежились каждой мышцей, суставом, косточкой; были отчаянные соло, были дуэты-драки и дуэты-милования, но все неоднозначные, ибо ни в одном не было полного растворения в партнере и в эмоции; были па-де-труа и па-де-катры, а уж о кордебалете, особенно мужском, я долго еще буду грезить в сладких снах.

Театр балета Бориса Эйфмана приехал в Израиль не просто в шестнадцатый раз – он приехал в разгар войны. И за это особый ему респект и уважение; я очень трепетно отношусь к подобным поступкам, думаю, и все мы. Оттого на вчерашнем спектакле было как-то особенно светло, не обошлось и без пролитого на душу бальзама. Тем более что все танцовщики эйфмановского театра совершенны без погрешностей. Тригорин – Сергей Волобуев – чертовски напоминал молодого Барышникова, а Треплев – Евгений Грачев – Нижинского, просто фантасмагория какая-то. Ну а Заречная – балерина румынского происхождения Мара Тудосе, выпускница Вагановской академии – напоминала саму себя, ибо ярче танцевать, пожалуй, невозможно.

В остальных Вирджиния Вулф непременно увидела бы своего Орландо, только умноженного – ибо всё здесь свидетельствовало о паре (да что там, многих парах) чудесных ног, на каких только стаивал когда-нибудь Homo saltans.

                                Photo by Evgenia Matveenko

Представьте себе. Сцена, а на ней – не просто люди, но странные создания, чьи тела будто потеряли связь с законами физики. Ты смотришь, и кажется, что это не балет, а какая-то другая вселенная, где хореография заменяет собой слово, текст, инстинкты. Неоклассика то и дело переглядывается с современностью, но не спешит обняться. Здесь Треплев – не бедолага-писатель, а хореограф, чья миссия – перестраивать пространство через движение. Он будто вытягивает из воздуха линии, дергает за какие-то невидимые нити, так что пространство и впрямь меняется. Аркадина (ее бесподобно танцует тонюсенькая Мария Абашова) – прима, королева классического балетного мира, – отлично знает, как приручить движение, подчинить его своей власти. Она и в ансамблях преследует собственные цели, а когда уж летит, то не ради полета, а просто чтоб другим неповадно было: она-то все равно выше всех.

Треплев тоже взлетает в незаслеженных антраша – но танцует он не только телом, он танцует мыслями, его движения продиктованы чем-то внутри, за пределами нашего взгляда. Он двигается так, что становится ясно – это не танец, это война. С академизмом, с самим собой, с тем, что он не может выпустить наружу. Это борьба за возможность быть, за право на движение. Его па часто начинаются с импульса к полету, но обрываются резкими паузами, как будто он сталкивается с невидимой стеной. По сути дела, чайка здесь – именно он, Треплев, птица свободная, но уязвимая. Конструкция в виде куба постоянно напоминает ему о том, что есть границы, которые невозможно пересечь, как их ни ломай и ни трансформируй.

А вот Тригорин, который изъясняется совершенно иной лексикой; в его мире всё строится на грани между хрупкостью и силой, между традицией и... традицией ли? Он хореограф, но он не управляет, не диктует; он слушает тело, его напряжение, его внутренние токи. Вот он делает шаг – и через сенсорные окончания проходит электрический разряд. Что ни арабеск, что ни шене или излюбленное балетмейстером a la seconde – не иначе как слово, сказанное беззвучно, которое отдается эхом в мускулах и костях; он легок, но легкость его обманчива, как и всё в этой истории. Не случайно же Тригорин, адепт классики, ставящий на наших глазах «Лебединое озеро», то и дело пробует себя в модерне и контемпорари.

                                    Photo by Evgeny Matveev

И, наконец, Нина Заречная. Ее движения – желание вырваться за пределы; эти движения полны противоречий. Легкость и борьба, стремление вверх и ощущение невидимого веса. Она словно хочет взлететь, но что-то удерживает ее. Порой кажется, что ее тело вообще не подчиняется законам тяготения, как будто она – не балерина, а призрак, запутавшийся между мирами. Ее танец полон метафорических взлетов и падений, когда моменты легкости и беззаботности сменяются резкими движениями, отражающими ее сомнения и страхи. Особенно это видно в ее дуэтах с Треплевым и Тригориным. С Треплевым ее пластика нежна, полна доверия, их танцы отражают мечты о новом, экспериментальном искусстве. Но когда она танцует с Тригориным, ее тело меняется – становится более напряженным, почти податливым его воле. Она стремится к нему, но не находит в этом полете того освобождения, которое искала. Поначалу ее движения в дуэтах с Тригориным более скованны, словно она теряет свою свободу и самостоятельность; затем же начинается совсем другая история. Когда вы наблюдаете, как их движения прорастают друг в друга, у вас даже возникает чувство сродни гипнозу.

Ну и, конечно, полюбившийся мне мужской кордебалет. Стройные красавцы и умельцы не просто танцуют, они ломают реальность своими телами. Каждая мышца в этих телах будто живет собственной жизнью. Плечи выворачиваются, скрючиваются, исследуют пространство, сканируя каждый его миллиметр; мускулы ненатужно собираются с мыслями, играя с воздухом как с материей; каждое па – это взрыв, что-то дикое и почти животное, но при этом до предела эстетичное.

К слову, пластический монолог Мировой Души тут тоже присутствует. «Люди, львы, орлы и куропатки, рогатые олени» и прочие исчезающие виды из единственной пьесы чеховского Треплева егозят и извиваются эдаким многоруким и многоголовым чудищем, прикрытым тканью; ну куда ж в нашем мире без хоррора.

Звучит здесь, кстати, прекрасная музыка – Рахманинов как средоточие классического мира и рок-электроника Александра Ситковецкого, воплощающая современность. Из Рахманинова (в дивном исполнении, к слову) – и Третья симфония, и Второй фортепианный концерт, и Симфонические танцы, и Рапсодия на тему Паганини, и Первый струнный квартет, и Элегия, и Вариации на тему Корелли. Декорации к спектаклю создал Зиновий Марголин, костюмы – Ольга Шаишмелашвили, свет – Глеб Фильштинский и Борис Эйфман in propria persona.

                                        Photo by Evgeny Matveev

И еще. «Чайка. Балетная история» все-таки очень чеховская. Это балет о том, как человеческое тело, лишенное слова, становится единственным языком, который мы еще можем понять.

Представления проходят в Оперном театре Тель-Авива, и вам непременно нужно туда попасть с 26 по 30 сентября. Билеты здесь или по телефону 03-6937777.

Особая благодарность организаторам гастролей Театра балета Бориса Эйфмана в Израиле – компании «Цемах LTD», Йоаву Цемаху и Ури Оферу.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson