«Паразиты» Пон Чжун Хо
Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности.
«Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.
«Синонимы» Надава Лапида
По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.
«Frantz» Франсуа Озона
В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу.
«Патерсон» Джима Джармуша
В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.
«Ужасных родителей» Жана Кокто
Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.
Новые сказки для взрослых
Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Kutiman Mix the City
Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.
Видеоархив событий конкурса Рубинштейна
Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.
Альбом песен Ханоха Левина
Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина « На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса
...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.
«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада
Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.
Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.
«Комедию д'искусства» Кристофера Мура
На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».
«Пфитц» Эндрю Крами
Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.
«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти
Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.
«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая
«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Тайские роти
Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.
Шомлойскую галушку
Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.
Бисквитную пасту Lotus с карамелью
Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.
Шоколад с васаби
Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.
Торт «Саркози»
Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.
|
|
Мечты на пуантах
13.11.2024 |
«Когда я была совсем маленькой, я впервые увидела танцующую на сцене балерину – она просто парила в воздухе! Я побежала домой и попыталась встать на цыпочки, но... не смогла! Мама рассказала мне, что у балерин есть специальная обувь, называемая пуантами. «Купи мне их!» – попросила я, но она рассмеялась и сказала, что такие туфли приобретаются только после многих лет тренировок, когда твои ноги достаточно сильны.
На каждом занятии балерины, словно сонные котята, собираются и начинают разминаться. Они носят мягкие и теплые вещи и выглядят как капуста! Разогреваясь, они постепенно сбрасывают многослойную одежду и превращаются в настоящих балерин».
Гений и чародей современной хореографии Иржи Килиан однажды сказал, что наши тела – это целых 275 шарниров или суставов, поэтому комбинация того, что можно с ними сделать, бесконечна. Этому учат в лучших балетных школах, этому учат в Иерусалимской балетной школе Нади Тимофеевой, после которой можно попасть в ее труппу Jerusalem Ballet, где танцовщики способны проговаривать телами все метафоры. Вот и теперь они даруют нам радость еще раз пригубить хмельное вино искусства Нади Тимофеевой, которое уж хоть раз да опьянило каждого, кто смыслит в балете.
На сей раз всё, правда, немного иначе: новый балет Нади «Мечты на пуантах» поставлен специально для учащихся балетной школы в Цур Ицхак. Его аудитория – школьники младшего возраста.
– Это спектакль для самых юных, перед которым стоят две задачи, – говорит Надя Тимофеева. – Первая – влюбить маленьких зрителей в балет. Идея заключается в том, что каждый из наших танцовщиков написал свою историю о том, как он попал в балет. Кто-то мечтал об этом, кто-то, наоборот, не хотел, кого-то уговорила мама, кто-то оказался в балетной школе случайно… И на основе этих рассказов наш либреттист Наама Шахар создала сюжет. При этом каждый из танцовщиков сам рассказывает об этом со сцены. Вот юная танцовщица говорит, как мечтала станцевать Одетту, а получила роль лошадки. И начинает танцевать еще не Одетту, но уже не лошадку.
Photo by Yves Assouline
«Когда я сказал родителям, что хочу заниматься балетом, они были в шоке. Все вокруг меня ходили на занятия карате, баскетболом или игрой на гитаре, а балет был предназначен в основном для девочек. Мама колебалась, но в конце концов записала меня в балетный класс, подумав, что я всё равно скоро брошу это дело. Но с того момента, как я встал у станка и заиграла музыка, что-то произошло – и я понял, что нашел свое место.
Мне нравится всё, чему я научился в балете: растягивать мышцы, развивать равновесие, учиться быстро поворачиваться, не путаясь, прыгать в высоту и в длину. Сначала мальчики в классе посмеивались надо мной, но когда на перемене мы устроили соревнования по прыжкам в длину и я вдруг всех победил, они были заинтригованы. Один из них даже присоединился ко мне!
Я горжусь тем, что делаю то, что люблю, даже если иногда это кажется нетрадиционным. На сцене я чувствую себя самым свободным на свете – как будто всё возможно, и я могу быть тем, кто я есть на самом деле».
– Параллельно мы даем маленьким зрителям представление об истории балета, – рассказывает Надя. – Они узнают, с чего всё началось, от рассказа о Марии Тальони, которая первая встала на пальцы, от ее сильфиды; потом переходим к Августу Бурнонвилю, который был партнером Марии Тальони. Рассказываем, как ученик Бурнонвиля Пер Кристиан Йоханссон сопровождал Марию Тальони в Россию и остался там, и Петипа, приходя к нему на уроки, записывал его комбинации и вставлял в свои произведения.
«Когда мы с сестрой-близнецом были маленькими, мама решила отвести нас в балетный класс. Мы были очень взволнованы, особенно по поводу гардероба – кружащаяся юбка создавала ощущение праздника, а прическа, которую сделала нам мама – тугой-тугой хвост, закрученный в пучок – заставляла нас чувствовать себя по-настоящему взрослыми!
Моей сестре стало скучно на уроке, а я не могла остановиться. Каждый раз, когда я заходила в танцевальный зал, мне казалось, что я попадаю в другой мир. Мир, где я могу быть кем угодно. Каждый мой шаг становился реальностью – иногда я была принцессой, иногда уткой, а иногда водой, текущей в ручье. Мне так понравилась эта игра, возможность почувствовать себя свободной и стать кем захочу!»
Photo by Yves Assouline
- Таким образом, – продолжает Надя, – можно провести ребенка по историческим вехам развития балета, одновременно показывая, что такое классический урок, с чего всё начинается. Интересна же очень сама кухня – вот ты приходишь на урок, сидят ребята, они одеты в какие-то спортивные теплые вещи, с какими-то мячиками, скалочками, массажерами, роллами, дисками – для чего? Узнать, как ты подготавливаешь тело, чтобы оно могло потом так совершенно исполнять движения, чтобы тело было как инструмент. В «Мечтах на пуантах» очень много всяких идей, которые мне хотелось бы донести до наших маленьких зрителей. Будут фрагменты из «Спящей красавицы», в том числе «Кот и Кошечка», и «Красная Шапочка», и «Драгоценные камни»… Будет танец маленьких лебедей из «Лебединого озера», и фрагменты из «Дон Кихота» Горского.
«Мариус Петипа был одним из величайших хореографов, имя которого знакомо каждому, кто любит балет. Говорят, он настолько увлекался репетициями, что иногда забывал поесть! Петипа сотрудничал с композитором Чайковским, и вместе они создали такие шедевры, как «Спящая красавица». В этом балете есть волшебная сцена под названием «Драгоценные камни», где феи приходят приветствовать принцессу Аврору: бриллиантовая фея сияет, как звезда, сапфировая фея напоминает море, а рядом с ними – золотые и серебряные феи!».
Вторая часть вечера в балетной школе Цур Ицхак будет посвящена взрослым. Старшим школьникам труппа Нади Тимофеевой покажет балет «Он шел по полям» в хореографии Егора Меньшикова по мотивам одноименного романа Моше Шамира. Напомним, что сюжет балета воссоздает жизнь подмандатной Палестины, действие его происходит в 1944 году. В Израиле, кстати, этот спектакль стал первым опыт инсценировки романной прозы языком балетного искусства.
Спектакли пройдут 25 ноября в 17:30 и в 19:30. Заказ билетов здесь.
Фотографии предоставлены Надей Тимофеевой и Jerusalem Ballet |
|
|
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
|