«Паразиты» Пон Чжун Хо
Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности.
«Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.
«Синонимы» Надава Лапида
По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.
«Frantz» Франсуа Озона
В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу.
«Патерсон» Джима Джармуша
В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.
«Ужасных родителей» Жана Кокто
Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.
Новые сказки для взрослых
Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Kutiman Mix the City
Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.
Видеоархив событий конкурса Рубинштейна
Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.
Альбом песен Ханоха Левина
Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина « На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса
...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.
«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада
Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.
Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.
«Комедию д'искусства» Кристофера Мура
На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».
«Пфитц» Эндрю Крами
Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.
«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти
Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.
«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая
«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Тайские роти
Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.
Шомлойскую галушку
Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.
Бисквитную пасту Lotus с карамелью
Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.
Шоколад с васаби
Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.
Торт «Саркози»
Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.
|
|
Юлиан Рахлин: «Для меня Малер – словно отражение моей собственной жизни»
03.12.2024Таня Барская |
Как мы с вами уже знаем, Иерусалимский симфонический оркестр проводит особые концерты в честь 50-летия своего художественного руководителя, дирижера и скрипача Юлиана Рахлина. На афишах – невообразимое количество имен прекрасных музыкантов: тут вам и Алексей Игудесман, и Борис Бровцын, и Павел Верников, и учитель Рахлина Борис Кушнир. А еще – виолончелисты Эдгар Моро, Борис Андрианов и Михаил Рахлин, альтисты Сара Мак-Элрави и Итамар Рингель, пианисты София Рахлина, Алексей Володин, Итамар Голан и Ричард Хьюнг-Ки Джу (тот самый, из дуэта с Игудесманом). Прозвучит музыка Бетховена, Малера, Баха, Брамса, Гайдна, Чайковского, Эрнеста Блоха и Эла Хоффмана.
Что особенно греет душу Culbyt.com, так это то, что Рахлин решил сделать себе подарок на 50-летие: наконец-то продирижировать Первой симфонией Малера («Титан»)
Julian Rachlin. Photo by Evgeny Evtiukhov
Накануне больших юбилейных концертов маэстро рассказал о программе выступлений, о солистах, о родителях, о своей связи с Израилем, о встрече с Бернстайном и о многом другом в интервью Тане Барской на радиостанции «Кан Рэка».
- Юлиан, на ваши юбилейные концерты в Израиле собирается впечатляющая команда музыкантов из разных стран – ваши близкие и друзья...
- Я очень тронут тем, что Иерусалимский симфонический оркестр согласился принять участие в этом празднике. И не только потому, что приглашены музыканты высочайшего уровня, но ещё и потому, что эти музыканты – мои друзья, с некоторыми я знаком уже 30 лет. Эта дружба – не только коллегиальная, но и личная, что делает этот праздник ещё более значимым для меня.
Особенно символично, что в день моего 50-летия, 8 декабря, впервые в зале имени Генри Крауна в Иерусалиме состоится камерный концерт. Это будет не симфоническая программа, а именно камерный концерт. Среди участников – мой педагог, великий Борис Кушнир, который учил меня игре на скрипке с самого детства в течение 15 лет. Будут и другие выдающиеся музыканты, например, скрипач Борис Бровцын, виолончелист Эдгар Моро – люди, которые за многие годы стали мне особенно близки. В их числе и замечательный виолончелист Борис Андрианов, и мой давний друг Алексей Игудесман, с которым мы знакомы с трёхлетнего возраста. Или, скажем, пианист Итамар Голан – мы играем вместе уже почти 35 лет. Он также родом из Вильнюса, но большую часть жизни провёл в Израиле. Ну и, конечно, на сцене будут мои родители.
- Это очень трогательно.
- Да, для меня это особенное событие. Моя мама – мой педагог по дирижированию, и также замечательная пианистка. Папа, которому скоро исполнится 80 лет, будет играть «Бранденбургский концерт» на виолончели. Это невероятно волнительно – выступать на сцене вместе с родителями.
Это мама Юлиана, пианистка София Рахлин
А это папа Юлиана, скрипач Михаил Рахлин
Фотографии родителей из личного архива предоставлены юбиляром
- Впечатляет, когда на сцене собирается такая команда выдающихся музыкантов.
- Конечно. Поэтому камерный концерт в Иерусалиме для меня – не просто юбилейный, он наполнен глубоким личным смыслом. Будут разные составы, я буду рассказывать о музыкантах, вспомню немало личных историй...
- Еще один концерт, посвященный вашему юбилею, включает Первую симфонию Малера «Титан». Почему именно Первая?
- Малер – композитор, который имеет огромное значение как для израильской публики, так и для меня лично, так как я вырос в Вене. В Вене произошла очень важная для меня встреча с Леонардом Бернстайном: я играл ему на прослушивании, и после этого он пригласил меня сыграть с Бостонским симфоническим оркестром. Это было в 1988 году. К сожалению, выступление не состоялось, потому что Бернстайн заболел и скончался в 1990 году. Мой дебют в Венской филармонии как солиста состоялся через два дня после его смерти. Это было очень символично – Бернстайн был моим кумиром. Я с самого детства ходил на его концерты в Венскую филармонию – Wiener Musikverein, когда он гастролировал в Вене и, надо отметить, часто приезжал с разными симфониями Малера. Именно благодаря Бернстайну в Австрии полюбили музыку Малера, до этого отношение к Малеру было не самое лестное. Для меня Малер – это соединение австрийской культуры и еврейских корней. Его музыка – словно отражение моей собственной жизни. Поэтому исполнение «Титана» стало своего рода подарком самому себе, и этот подарок я надеюсь разделить с публикой.
- К этому подарку для всех поклонников и знатоков классики вы еще добавили «Тройной концерт» Бетховена, совершенно потрясающее произведение.
- Это одно из грандиозных произведений для рояля, скрипки и виолончели с оркестром. Я выбрал его, потому что это настоящий шедевр, сложнейший для исполнения, особенно для виолончелистов, примерно как концерт Паганини, который сыграть практически невозможно. Эдгар Моро – один из немногих виолончелистов, который блестяще, в совершенстве владеет своей партией в этом произведении. И, конечно, я рад участию блестящего пианиста Алексея Володина, которого любят в Израиле. Среди участником концерта также Борис Бровцын, который принадлежит к особенным исполнителям, что называется – «crème de la crème», как говорят во Франции. Он – один из самых великих скрипачей нашего времени; моя дружба с ним длится уже лет 25. Состав настолько мощный, что я с нетерпением жду первой репетиции и, конечно, самих концертов. К слову, у нас состоятся три концерта с этой программой – в Иерусалиме, в Герцлии и Ашкелоне.
- Несколько месяцев назад, после майских концертов, в которых прозвучала Первая симфония Брамса, вы сказали, что это только начало вашей задумки продолжать и дальше исполнять его произведения с Иерусалимским симфоническим оркестром.
- Мы планируем в течение ближайших двух лет исполнить все четыре симфонии Брамса. Это будет большой проект, который реализуется совместно с BBC Philharmonic. Мы продолжим исполнять и симфонии Малера (в следующем году позвучит Пятая), и Бетховена, и других великих композиторов. Для меня венская классика – это основа оркестровой культуры. Шуберт, Гайдн, Бетховен – их сочинения чрезвычайно важны для любого оркестра, и только потом приходит романтика и музыка 20-го века. Конечно, Бах – это база всего, без него ничего бы не было, но исполнение музыки венских классиков – основа для качественного развития любого оркестра. Так что до встречи на Святой Земле!
А теперь – в подробностях:
«Рахлин и его друзья»: камерный гала-концерт
Воскресенье, 8 декабря, 18:00, зал Генри Краун, «Театрон Иерушалаим», Иерусалим
Исполнители:
Юлиан Рахлин, скрипка
Борис Бровцын, скрипка
Борис Кушнир, скрипка
Алексей Игудесман, скрипка
Павел Верников, скрипка
Светлана Макарова, скрипка
Сара Мак-Элрави, альт
Итамар Рингель, альт
Борис Андрианов, виолончель
Эдгар Моро, виолончель
Михаил Рахлин, виолончель
Александр Осипенко, контрабас
София Рахлина, фортепиано, чембало
Итамар Голан, фортепиано
Ричард Хьюнг-Ки Джу, фортепиано
В программе:
Бах. Бранденбургский концерт № 6, BVW 1051.
Гендель. Трио-соната соль минор для двух скрипок и бассо-континуо, соч. 2 № 6, HWV 391.
Эл Хоффман. «Фантазия и фрейлахс».
Брамс. Фортепианный квинтет фа мажор. 1-я часть.
Эрнест Блох. «Нигун» («Импровизация») из сюиты «Баал Шем» («Картины из хасидской жизни»).
Музыкальный сюрприз.
Чайковский. Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции», соч. 70
Специальный концерт, посвященный 50-летию со дня рождения Юлиана Рахлина
В программе: Тройной концерт Бетховена и Симфония № 1 Малера («Титан»)
Иерусалимский симфонический оркестр
Дирижер: Юлиан Рахлин
Солисты:
Борис Бровцын, скрипка
Эдгар Моро, виолончель
Алексей Володин, фортепиано
Вторник, 10 декабря, 20:00, Центр сценических искусств, Герцлия
Среда, 11 декабря, 20:00, Центр культуры и искусств, Ашкелон
Четверг, 12 декабря, 19:30, зал Генри Краун, «Театрон Иерушалаим», Иерусалим
Билеты на концерты в Иерусалиме и в Герцлии здесь и здесь. |
|
|
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
|