home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Пелтокоски, Баланас, ИФО и птицы

02.12.2024Лина Гончарская

Бессонной ночью полагала: авось, завтра всё отцветет. Не отцвело.
Не отцвело и послезавтра, хотя случилось всё первого декабря, а сегодня у нас уже третье, причем пишется этот текст ближе к ночи.
Слишком уж сильными оказались впечатления от концерта в Израильской филармонии, где абсолютно юный (хочется назвать его мальчиком) дирижер Тармо Пелтокоски вытягивал петельки смысла из каждого движения, пришедшего на слух.
Вообще в этот вечер пришлось испытать немало потрясений, в особенности от абсолютно другой – и оттого еще более интересной – музыки. В которой вовсю щебетали птицы. Поначалу арктические, болотная крачка с рогатым жаворонком, потом перелетные лебеди, а потом уже скрипка, о которой чуть позже.

Птичьи голоса финский постимпрессионист Эйноюхани Раутаваара записал на пленку, слегка подкорректировал и сочинил Cantus Arcticus, «Арктическую песнь». На концерте же ИФО под управлением Тармо Пелтокоски казалось, что птицы – самые настоящие, живые – обретаются где-то за сценой и оттуда чирикают, клекочут и поют.

Музыка Раутаваары – хрусткая, с ледком, нетутошняя совершенно – завораживает. Оркестр птицам не мешает, порой и вовсе молчит, пока они спешат выговориться, порой болтает с ними, подражая гомону, порой мерцает на их фоне. В любом случае, оркестр здесь един с природой. На ум отчего-то приходит «Взлетающий жаворонок» Воана Уильямса, где птица – существо небесное, а оркестр – земное; так вот, тут всё наоборот. Оркестр у Пелтокоски вовсе не спускал с небес на землю, напротив – заставлял от этой самой земли оторваться. Особенно во второй части, «Меланхолии», с ее эфирными струнными (так случается, когда смычок расположен возле грифа – sur la touche, отсюда – «воздушное» звучание).

Закралась мысль: а что, если объединить в программе одного концерта сразу троих композиторов-орнитологов, то есть добавить к Раутавааре Рамо и в особенности Мессиана?

Пелтокоски – финну по отцу и филиппинцу по матери – удается передать сам неуловимый дух северной музыки, равно как и ее внутреннюю логику, отчего его слушатель гарантированно не заблудится даже на самых тернистых тропах. А еще у Тармо очень красивые пластичные руки и движения соответствующие. Вдумчивый дирижер, полный незаслеженных идей, он всё, к чему прикасается, превращает в материю молодую, свежую, будто рождающуюся на наших глазах. Cantus Arcticus он дирижировал без палочки, давая насладиться своими движениями сполна, ну а далее уже с палочкой, которая, казалось, вот-вот выпорхнет у него из рук – как очередная птица.

Латвийская скрипачка Кристина Баланас, в бэкграунде уличный музыкант и рок-певица, окончившая Королевскую музыкальную академию в Лондоне и Высшую музыкальную школу Ханса Эйслера, стала еще одним интереснейшим явлением этого вечера. Играла она Первый скрипичный концерт «Далекий свет» латыша Петериса Васкса – с эльфийской грацией и демонической яростью в равной степени. Оторваться от ее игры было невозможно – визуально в том числе: экспрессивные движения и тоненькая фигурка в открытом золотистом платье приковывали взгляд.

Сочинение Васкса интересно тем, что сопровождают солиста исключительно струнные, да и те по большей части безмолвствуют – в итоге опус напоминает скорее Сюиту для [одинокой] скрипки соло или Концерт с несколькими длиннющими каденциями. Если же оркестр вступал, то начиналась либо дьяволиада – это когда вдруг вторгался бесовский вальс, либо отпевание – когда звуки дрожали и таяли, достигая вечности. Вообще, взаимоотношения солиста и оркестра у Васкса совсем нестандартные – никогда не наблюдала прежде ничего подобного.

Даже не верится, что этот Концерт был задуман в далеком 1996 году – по просьбе Гидона Кремера, с которым они учились в одной школе. Васкс тогда написал: «Но мы только сейчас по-настоящему встретились в музыке. Distant Light – это ностальгия с оттенком трагедии. Воспоминания детства, но также и сверкающие звезды в миллионах световых лет отсюда». Музыка – и тональная даже, и сонорика, и алеаторный хаос, при этом чистая и красивая. Тревожно-безмятежная, я бы сказала. Порой медитативная, порой потусторонняя. Концерт этот, кстати, восьмичастный – два Andantes, два Cantabiles, три каденции (которые кажутся бесконечными) и Mosso, – все они следуют одна за другой без перерыва. Звук зарождается из ниоткуда и растворяется в финале в никуда, а может, в стратосферу – хотя, по словам автора, он всегда видит свет в конце тоннеля. Тот самый Distant Light.

И вот что еще любопытно: когда Кристина Баланас заиграла дрожащим смычком вступление (стилистически – где-то между Пяртом и Лютославским), оно тоже очень напоминало птичий щебет. Только птицы здесь страдали.

Всё это была абсолютно другая – и оттого еще более интересная музыка.

Самое занятное, что другой оказалась и Седьмая симфония Бетховена – в особой для меня тональности ля ̶м̶у̶р̶ мажор. И оркестр вроде бы играл предписанное – но бетховенская Седьмая изменилась до неузнаваемости. Особенно во второй части, Allegretto (ля ̶м̶у̶р̶ минор), которая известна как Траурный марш; Пелтокоски ошарашил неожиданными динамическими оттенками, продемонстрировав, в частности, исключительное по краскам piano. Сдвинутые вплотную ноты мелодии дирижер как бы раздвинул, разнес по полюсам, почти зримо увеличив пространство, в котором обитают бетховенские вариации. Впрочем, я в каждой части симфонии с трудом удерживалась от того, чтобы ахнуть – настолько Пелтокоски удалось растолкать уютно свернувшуюся калачиком память и сыграть по-иному слушанную-переслушанную, впитанную с молоком матери музыку. В четвертой, Allegro con brio, все-таки ахнула – оттого, как Пелтокоски ее преподнес: не дионисийскими плясками, и не бурной кермессой, и вообще не веселья ради; это был сущий amor mundi, несоразмерная легкость бытия. К тому же Седьмая доказала, что из нордического финского парня вполне (да еще как!) может разгореться пламя.

В общем, как говорил Поль Дюка молодому Мессиану, его ученику: «Слушайте птиц – они великие мастера».

Израильская филармония, Тель-Авив, 1 декабря 2024


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2025
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson