«Паразиты» Пон Чжун Хо
Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности.
«Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.
«Синонимы» Надава Лапида
По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.
«Frantz» Франсуа Озона
В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу.
«Патерсон» Джима Джармуша
В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.
«Ужасных родителей» Жана Кокто
Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.
Новые сказки для взрослых
Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Kutiman Mix the City
Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.
Видеоархив событий конкурса Рубинштейна
Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.
Альбом песен Ханоха Левина
Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина « На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса
...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.
«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада
Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.
Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.
«Комедию д'искусства» Кристофера Мура
На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».
«Пфитц» Эндрю Крами
Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.
«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти
Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.
«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая
«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Тайские роти
Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.
Шомлойскую галушку
Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.
Бисквитную пасту Lotus с карамелью
Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.
Шоколад с васаби
Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.
Торт «Саркози»
Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.
|
|
Трактат о великих апориях
04.01.2025 |
Всё получилось спонтанно: Джеймс вспрыгнул на стол с компьютером, где как раз был открыт фейсбук, и на экране – стихотворение моего друга Ивана Орлова, начинающееся словами: «превращая тишину в апорию». Разумеется, кот не мог удержаться и тут же принялся сочинять «Трактат о великих апориях». В котором отчего-то оказалось много хвостов. Но я ведь своего кота не редактирую – только перевожу.
ПЕРЕВОД С КОШАЧЬЕГО
Сижу я, хвост обвив вокруг лап, и раздумываю: что это за зверь такой – апория? Мышь, пойманная хвостом времени? Или, быть может, клубок, который катаешь-катаешь, а он всё не разматывается?
(Хм, что-то меня пробило на хвосты, но это не тавтология, не думайте даже.)
Апория – это вроде как игра в догонялки с самим собой. Да что там, как погоня за собственным хвостом. Кажется, вот он, тут, рядом, но ты – раз! – прыгнул, а он уже совсем в другой стороне. И ты снова прыгаешь, а хвост над тобой посмеивается, хитрюга. И тут начинается философия.
«Может ли лапа потрогать саму себя?» – спрашиваю я свое отражение в зеркале, наблюдая, как нос мой смешно морщится от любопытства. Или, скажем, можно ли одновременно мурлыкать и молчать? Парадокс, скажете вы. Но апория – это не просто парадокс. Это скорее как если бы комар пытался укусить своё отражение в луже и никак не мог понять, почему оно такое… мокрое.
Возьмём Зенона и его стрелу. Летит ли стрела – или всё-таки не летит? А если она просто притворяется, как я, сидя на подоконнике, чтобы воробей сел поближе? Лететь, если честно, скучно – когда тебя никто не догоняет. Но Зенон настаивает: стрела замерла в воздухе. Может, оно и так – если б я вместо нее летел, то определенно замер бы в воздухе и притворился пыльцой, чтоб никто не заметил.
Или возьмём Ахилла и черепаху. Ахилл, бедняга, бежит изо всех сил, а черепаха плетётся себе спокойненько, как кот по мокрому забору. Ахилл может сколько угодно лапами размахивать, однако черепаха словно живёт в другом измерении, где время – это вязкая сметана. Оттого она всегда впереди. Я бы тоже хотел жить в сметане, в ней ведь не спешишь, а наслаждаешься… но это уже другая история.
Апории – это по-настоящему кошачья философия. Они требуют от тебя не ответа, а умения задать вопрос. Не надо ловить истину – достаточно поиграть с ней, как с фантиком на верёвочке. Она блестит, сверкает, а ты щуришь глаза от удовольствия. Главное – не поймать, а насладиться погоней.
Так что же такое апория? Это та самая точка, где ты, уважаемый читатель, замираешь и начинаешь чесать себя за ухом. Или, может быть, за хвостом. Ведь самое главное – это не решить апорию, а научиться жить с ней. Как жить с мышью, которая всё время сбегает, но ты всё равно её любишь.
Существуют и апории музыкальные – про то, как мурлыканье уходит в бесконечность. Музыка – это ведь тоже апория, если вдуматься. Вот нота звучит, а вот её уже нет. Где она была? На кончике струны или в ушах слушателя? Или, быть может, она всё ещё существует – как эхо в чьей-то памяти?
Я, как истинный философ и меломан, сижу на крышке рояля. И ломаю голову над вопросом: а может ли мелодия закончиться? Берём, скажем, симфонию Мяулера. О, эти бесконечные развёрнутые мотивы! Они – словно клубок шерсти, который никто и не собирается сматывать до конца. Кажется, вот-вот наступит финал, но нет: вместо него – новый узел. И тут я понимаю: музыка – это искусство нерешённых вопросов.
Вспомним опять-таки Зенона и его стрелу. Может ли музыка двигаться? Кажется, что да: вот она скользит от до к ми, от ми к соль. Но разве нота до перестала существовать, пока звучала ми? Музыка – это как лапы, скользящие по полу, не касаясь его. Она всегда где-то между «ещё» и «уже».
А теперь про фугу. Возьмём фугу Баха, где один голос всегда гонится за другим. Ахилл – это стремительный бас, а черепаха – задумчивое сопрано. О, черт, ведь Ахилл этот совсем как мой сосед – вечно рвётся первым к миске! Ну а черепаха – это я, когда лениво потягиваюсь перед прыжком. Кто кого догонит? Ахилл уже близко, но черепаха, словно играя, поднимается на новую октаву. Может ли фуга закончиться? Бах бы сказал: «Нет, она просто растворится в вечности».
Или вот ещё апория: тишина и звук. Могу ли я мурлыкать так тихо, чтобы никто не слышал? А если никто не слышит, разве это всё ещё мурлыканье?
Музыка рождается из тишины, но куда она возвращается? По моему мнению, она уходит, как мышь за плинтус, оставляя за собой лишь шорохи воспоминаний.
И самая любимая моя апория: может ли кот мяукнуть так, чтобы это мяу стало вечным? Вот вы слышите его, а оно уже растаяло. Но в вашем сознании оно всё ещё звучит, как далёкое эхо, которое никогда не исчезнет.
Музыка – это великий апорийный клубок. Ты тянешь за один мотив, а он разворачивается в десяток других. Ты пытаешься ухватить её суть, а она выскальзывает, и в этом – её магия. В том, чтобы не искать ответа, а наслаждаться вопросами.
© Элина Гончарская
© Lina Goncharsky
© James, the Cat |
|
|
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
|