home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Свалочная жизнь Вика Муниса

27.03.2014Маша Хинич

Есть ли жизнь после свалки? Да, – утверждает бразильский художник Вик Мунис, признанная мировая величина, давно перебравшийся поначалу в Чикаго, а затем в Нью-Йорк. Утверждает словом, делом и своими работами – картинами из мусора, фотографиями, скульптурами и фильмами, которые демонстрируются ныне на репрезентативной выставке в Тель-Авивском музее искусств – первой выставке Вика Муниса в Израиле.

Славу этого художника сравнивают со славой Пикассо – его выставка в Музее современного искусства в Рио-де-Жанейро уступила по посещаемости только выставке в тех же стенах работ французского испанца: за 2009 год ее посетило более миллиона человек. В Израиле его огромная ретроспективная экспозиция «Картины из всего», охватывающая 25 лет работы, открылась в присутствии самого автора, прочитавшего лекцию о том, как искусство меняет жизнь к лучшему. И он сам тому зримое подтверждение.

53-летний Вик Мунис, демонстрирующий открытость и публичность, сохранивший свежее детское любопытство к тому, что нас окружает (мусор) и к тому, как можно претворить свои впечатления (сделать из мусора искусство), не первым придумал использовать мусор, кетчуп, пластмассовых солдатиков и россыпи стразов, пыль, грязь и бриллианты вместо красок. Но получилось у него настолько ярко и неожиданно, что он уже причислен к сонму ведущих художников современности. Надо быть талантливым, везучим, энергичным и искренним – и тогда искусство действительно изменит мир, а сам творец останется вечно молодым, играя в перформанс на стыке «низкой» и «высокой» культуры, функциональных предметов и теории искусства.

Картины он создает действительно «из всего», но прежде всего, как уже говорилось, – из мусора, найденного на свалке. Это свалочная, сволочная, мусорная жизнь оказалась неиссякаемым источником вдохновения для Муниса, хотя собирание картин из кусочков мусора – далеко не единственное, чем он занимается. В большинстве случаев работы Вика Муниса – не картины непосредственно, а фотографии созданных им картин и коллажей, инсталляций и скульптур. Вик Мунис не хранит свои работы – только небольшие эскизы, которые он передает в галереи для «процесса познания», как он сам говорит. Собственно, произведениями искусства он считает именно свои фотографии – от снимков с воздуха им же сооруженных огромных инсталляций до портретов, которые хранению не подлежат и даже портятся на открытом воздухе: Че Гевара из консервированной фасоли, Мэрилин Монро  из кетчупа, Зигмунд Фрейд из шоколада. Как-то он сделал портрет Маяковского из черной икры.

           

Иные портреты, впрочем, вполне подлежат хранению: Алиса из мелких пластмассовых, радужной расцветки  детских радостей, Солдат из игрушечных солдатиков, Марлен Дитрих из россыпи  бриллиантов, франшизы Климта из разноцветного пигмента, Пикассо из детских картонных пазлов, такой же Сера – но в другом колере, Боттичелли и Караваджо из веревок и мусорных контейнеров, Ротко из множество цветных бумажек, Ренуар из обрывков иллюстрированных журналов. Есть и «Песчаные замки» – зарисовки замков на Луаре – сделанные с помощью нано-технологий на одной (!) песчинке, фотография которой увеличена с помощью электронного микроскопа и напечатана в негативе. Не просто? Сам Мунис говорит, что для того, чтобы понять его работы, надо вникнуть в процесс их создания (как тут снова не вспомнить Джеффа Уолла и Дугласа Гордона – мастеров, придумавших фотографии из кусочков реального бытия): «Я не хочу, чтобы люди просто смотрели на готовый результат моего творчества, а хочу приобщить их к процессу создания произведения».

               

Одновременно с выставкой в Тель-Авиве у Вика Муниса открылась выставка в Лиме в Перу. Через месяц открываются еще две выставки. Мунис все время в движении – по глобусу. И он все время в поиске – ведь мусора и впечатлений на нашей планете хоть отбавляй: люди за последние сто лет сильно замусорили окружающий мир. Так что работы Муниса – посильный вклад искусства в изменение экологической ситуации. Игры с мусором, trash-art становятся все более популярными – это с одной стороны. С другой – можно создавать произведения искусства из бытовых отходов, пуговиц, песка, пластиковых бутылок и пакетов, шоколада и чечевицы, булавок и ниток, пигментов и веревок. На свободные темы, копируя или придумывая вольную трактовку великих мастеров. А потом все это мастерски фотографировать и печатать фотографии размером метров 5 на 4. И тогда ходишь, разинув рот, по выставке и восхищаешься.

Искусство Виктора Муниса называют коммерческим, экологическим, общественным, учебным, подражательным. Спорят, можно ли применять к обсуждению творчества Муниса слово «нравится»? Или только «любопытно»? Это и нравится, и любопытно, и интересно! Это визуальные манипуляции – от прочерченной экскаваторами в земле бразильского плато 300-метрового размаха вешалки для одежды – и вроде бы таких же фотографий, но сделанных с 30-сантиметровых моделей, до высыпанного кайенским перцем портрета Лиз Тейлор. От Пикассо, сложенного из детского картонного пазла, до фотографий сахарных мальчиков, высыпанных кристалликами сахара.

               

Также надо учесть, что Мунис показывает нам современный мир через, скажем так, new media, и некие обстоятельства его биографии. К примеру, то, что родители Вика первый раз оказались в музее, когда Мунис пригласил их на выставку по случаю его 40-летия. «Пожалуй, это некое курьезное стечение обстоятельств, что я стал художником, – говорит он, – хотя я рисовал с детства, с четырех лет читал Британскую энциклопедию и рассматривал множество репродукций, попадавших в дом».

Вик Мунис – Висент Хосе де Оливера – родился в Сан-Паулу в рабочей семье в 1961 году. Разнимая драку, он получил огнестрельное ранение в ногу. На деньги, полученные в качестве компенсации, в возрасте 22 лет переехал в Нью-Йорк. Сменил несколько профессий, поступил учиться и стал художником, использующим для творчества не рутинные материалы – веревки, сахар, бриллианты, грязь, шоколадную пасту, вату, варенье, пыль... Начав, как скульптор, он постепенно перешел в другую область искусства – фотографию. Началось все с того, что ему не хватало денег на покупку материалов для создания скульптуры. Из одного куска глины он создавал лицо, фотографировал его на пленку, а потом лепил другое. Именно таким образом появилась серия «Лица». Сегодня одной из основных черт творчества художника является то, что многие его картины канули в лету, а остались только их изображения на фото, сделанные самим Виком Мунисом.

Его ранние работы были зримыми каламбурами: к примеру, «череп клоуна» – человеческий череп с клоунским носом. Затем к чувству юмора добавилась философия и концепция. И немного умения иллюзиониста. И много иронии – его знаменитая серия Pictures of Dust («Картины пыли») представляет собой подбор композиций, созданных при помощи пыли, собранной в музее современного американского искусства Уитни.

Работы Вика Муниса – очень коммерческие, особенно ценимые в последнее время, когда о «его» свалке вышел документальный фильм, представленный на «Оскара», и его работы стали рассматриваться как «экологические». Стоят они от тридцати до трехсот тысяч долларов. Первая успешная серия картин, точнее, фотографий, сделанных по его инсталляциям, была показана в 1996 году – портреты детей с Карибских островов, выполненные сахарным песком, той субстанцией, из которой, по словам Муниса, лепятся детские мечты (и это символично, так как семьи этих детей всю жизнь собирают сахарный тростник). Мечты, которые Мунис сделал зримыми, зафиксировав крупицами сахара сахарных мальчиков, дополнив их фотобумагой и рамкой. Для того чтобы осуществить задуманное, художник сначала отправился на сахарную плантацию в Сент-Китс и сфотографировал детей рабочих. После возвращения в Нью-Йорк он купил черную бумагу, несколько видов сахара и воссоздал имеющиеся фотографии.

«Сложно говорить с публикой всегда от всего сердца, но это то, что я пытаюсь делать, – объясняет Вик Мунис. – По крайней мере, дети любят мои работы. Я верю в то, что было и в то, что будет, и считаю, что мы приходим в этот мир во что-то верующими. Например, в то, что искусство может совершить чудо, хотя в мире больше не осталось незамутненных образов. Любой образ, любую форму можно изменить, но суть останется прежней – об этом мои работы». Так завершил он свою речь на открытии выставки в Тель-Авивском музее искусств. И тут самое время вспомнить еще одну его максиму: «Лучше желать многого, не имея ничего, чем иметь все, но ничего не хотеть».

           

Зримое подтверждение этим своим словам он нашел на самой большой свалке в мире – «Сад Грамачо» (Жардим-Грамашо) на окраине Рио-де-Жанейро. Два года его изысканий привели к созданию им вместе с режиссером из Англии Люси Уолкер документального фильма «Свалка» («Wasteland»), представленного к «Оскару» в 2011 году в номинации «лучший документальный фильм» и завоевавшего несколько призов на фестивалях в Торонто, Берлине и Sundance. Тогда же возник целый ряд картин и инсталляций из мусора. Часть картин – удивительно эффектные, собранные из подручных материалов, найденных здесь же, на свалке – портреты «катадоров», сборщиков мусора (в переводе с португальского языка catadores – коллекционеры), как и сам фильм, также представлены на тель-авивской выставке. Вик Мунис сфотографировал каждого катадора в своем образе. Потом эти фотографии были распечатаны в большом формате и расстелены по земле. А затем Мунис и катадоры выкладывали портреты по контуру фотографий мусором: стеклом, пластиком, картоном.

Мунис исследует визуальное восприятие и представление, играет  с масштабами и перспективами, вмешиваясь в сложные отношения между трехмерными объектами и двухмерным их изображением. Его картины-инсталляции-фотографии – результат увлекательного процесса работы над созданием хрупких сооружений из неожиданных, иногда эфемерных материалов.  

Выставка «Картины из всего» открыта в Тель-Авивском музее искусств до 2 августа. Куратор – Сюзан Ландау. Часы работы: понедельник, среда, суббота – c 10:00 до 18:00; вторник, четверг – с 10:00 до 21:00, пятница – с 10:00 до 14:00.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson