home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

О Книге Книг и еврейском дресс-коде

18.05.2014

Маша Хинич напоминает о том, что 18 мая по всему миру проходит Международный День музеев. В Израиле он отмечается на день позже – 19 мая, потому что 18 мая в этом году совпадает с праздником Лаг ба-Омер. В День музеев вход во все музеи бесплатен, к тому же большинство музеев готовят специальные программы для посетителей.

В этом году слоган выбран такой: «Музейные коллекции объединяют». Международный совет музеев решил напомнить, что музеи – это не просто собрания прекрасных, ценных и замечательных вещей, но «живые» институции, работающие на то, чтобы культура прекрасного была доступна всем и чтобы различные мировые культуры, музеи и коллекции были связаны и объединены. Иными словами говоря, речь идет о значении мирового культурного обмена, и выставки в Иерусалиме – подтверждение того, что лучшие экспозиции создаются именно благодаря сотрудничеству музеев и коллекционеров разных стран.

«Книга Книг»

Одна из экспозиций, подготовленных кураторами нескольких собраний, – «Книга Книг» в столичном музее Библейских стран. Сказать, что она восхищает – значит практически промолчать. Эта выставка заставляет в буквальном смысле слова раскрыть рот, который захлопывается от безмерного уважения к тому, что и как представлено в нижних музейных залах, оформленных так, что сам дизайн выставки становится еще одним ее экспонатом.

«Книга Книг» – это выставка об истории книги. Самой важной в истории человечества книги, самой популярной, самой переводимой и самой печатаемой: Торы, ТАНАХа, Библии, Ветхого и Нового Завета. Здесь можно проследить историю написания и распространения Торы, текстов Септуагинты и Кумранских свитков от I века нашей эры до того времени, когда Библия была напечатана на разных языках. Из разных коллекций в музей Библейских стран прибыло более 200 рукописей и печатных изданий – от древних текстов, написанных на папирусе, пергаменте и тонком пергаменте-«велуме» до Септуагинты («перевода семидесяти двух» – первого перевода Библии на древнегреческий), самых ранних версий Нового Завета, уникальных иллюминированных рукописей, редких фрагментов из Каирской Генизы и оригинальных страниц из Библии Иоганна Гутенберга. Один из самых интересных экспонатов – серебряный амулет эпохи раннего средневековья со словами из Ветхого Завета.

Над каждой витриной – экран планшетного компьютера, благодаря которому можно сравнить тексты современные и древние, рассмотреть детали рукописей (а они настолько затейливы, что рассматривать можно месяцами). Можно даже посмотреть, как работает печатный станок Гутенберга, модель которого тоже присутствует в экспозиции. В общем, чтобы увидеть все, лучше сразу на этой выставке поселиться – по крайней мере, у любителей книги такое желание возникает немедленно.

«На этой выставке, – говорят ее создатели, – начинаешь осознавать, какую потрясающую историю хранит в себе Библия. По-особенному понимаешь, насколько драгоценно каждое слово, записанное в Книге Книг, пережившей 2000 лет преследований, попыток изменить текст, но сохранившейся в первозданном виде до наших дней». Кстати, в числе упомянутых создателей – хранители ватиканской коллекции библейских манускриптов «Verbum Domini».

«Лицом к лицу: самые древние маски в мире»

Выставка «Лицом к лицу: самые древние маски в мире» в Музее Израиля – крошечная. Всего 12 экспонатов и 10 лет работы по ее подготовке –  работы археолога и куратора Дебби Хершман и профессора Юваля Горена, специалиста по сравнительной микроархеологии из Тель-Авивского университета. 12 каменных, высеченных из известняка ритуальных масок, помогавших предкам общаться с духами. Эти маски – воплощения смерти, но они совсем не страшны. Все маски были найдены в радиусе 30 километров от Иерусалима – в Иудейской пустыне и в районе Иудейских холмов. На выставке они размещены по кругу – будто пустились в магический пляс. Маски укреплены на тонких постаментах в человеческий рост, спрятаны под стеклом, но если зайти внутрь круга, то к ним можно приблизить лицо изнутри, примерить на себя роль маски и взглянуть на мир с той стороны – сквозь каменный символ, через навечно распахнутые глазницы смерти в каменном подобии черепа с зияющим ртом. И поразиться их живучести: этим маскам – 9000 лет. Две из них – из собрания музея (на одной из масок изнутри скромная чернильная надпись: «Моше Даян»), 10 масок переданы нью-йоркскими коллекционерами Джуди и Майклом Штейнхардт.  

12 культовых масок периода неолита – самые древние, древнейшие в истории человечества. Все они были созданы в добиблейскую эпоху. Все они, видимо, изображают предков, культ которых был важной частью религии каменного века. По одной из версий, эти маски напоминали их создателям черепа покойных и использовались во время обрядов, связанных с загробной жизнью. По мнению археологов, маски были созданы в то время, когда народы, населявшие «Плодородный полумесяц», перестали вести образ жизни охотников и собирателей и начали возделывать землю, что стало поворотным моментом в истории цивилизации. По сути, эти маски, символизирующие предков, – первая попытка человека вылепить (высечь) череп из другого физического материала, черепа тех, кто ушел из жизни. Также полагают, что все эти маски – мужские, и что самая большая с крутым лбом символизирует дух предводителя племени. Дырочки по краям, просверленные в известняке,  использовались для того, чтобы продевать в них пряди волос во время магических обрядов: таким образом их прикрепляли к лицу (заметим, что каждая из масок – довольно увесистая: 1-2 килограмма).  

«Дресс-код: появление еврейского гардероба»

И еще одна выставка – напоследок, потому как нельзя объять необъятное даже в  Международный день музеев. Там же, в Музее Израиля открыта экспозиция «Дресс-код: появление еврейского гардероба». Сотня костюмов (в основном женских, мужчины и дети на этой выставке в явном меньшинстве) с четырех континентов, с XVIII века по XX. Разнообразие цветов, текстур, символов, изменений и влияний – как различных культур на одежду еврейских общин, так и стилей прошлого на моду современную. Платья, накидки, вуали, плащи, костюмы, свадебные одеяния, белье, платки, головные уборы из Марокко, Узбекистана, Ирана, Индии, Афганистана, Турции, Ирака – в общем, наглядная история одежды наших предков как она есть.

В Музее Израиля в Иерусалиме хранятся около 10 тысяч (!) еврейских костюмов. Многим из них более 200 лет. Для этой выставки были выбрано 100 наиболее ярких, которые дают понимание того, какой же была еврейская мода в прошлом и под влиянием каких факторов она изменялась. «Некоторые из представленных на экспозиции элементов одежды актуальны и сегодня, говорит куратор выставки Эфрат Асаф-Шапира.Однако в целом выставка дает возможность понять, как одевались женщины того времени, какие использовали ткани, какие вышивки они предпочитали, как сочетали одежду, какие модели были в моде, какие дополнительные элементы использовались для декора платьев. Многие тенденции сегодня опять вошли в моду, хотя, естественно, претерпели некоторые изменения». По ее мнению, особого внимания заслуживают свадебные наряды – на выставке представлены платья тунисских невест, расшитые золотыми узорами. Не менее интересными являются и другие экспонаты, к примеру, свадебное платье, созданное в 1947 году в Нью-Йорке – с множеством сложных деталей и элементов.

Один из пяти разделов выставки, названный «Сквозь завесу», позволяет понять, каким женщинам полагалось скрывать себя от посторонних глаз, а каким нет, в какой степени и каким образом. Стоит обратить внимание и на раздел «Маленькие женщины и мужчины» – детей во времена оны часто одевали так же, как взрослых, но в детской одежде часто отражались суеверия – поэтому здесь можно увидеть много амулетов. И, наконец, раздел «Одежда, которая помнит» представляет элементы женской одежды, которые использовались как занавеси для Ковчега Завета.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson