home
Что посмотреть

«Паразиты» Пон Чжун Хо

Нечто столь же прекрасное, что и «Магазинные воришки», только с бо́льшим драйвом. Начинаешь совершенно иначе воспринимать философию бытия (не азиаты мы...) и улавливать запах бедности. «Паразиты» – первый южнокорейский фильм, удостоенный «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Снял шедевр Пон Чжун Хо, в привычном для себя мультижанре, а именно в жанре «пончжунхо». Как всегда, цепляет.

«Синонимы» Надава Лапида

По словам режиссера, почти всё, что происходит в фильме с Йоавом, в том или ином виде случилось с ним самим, когда он после армии приехал в Париж. У Йоава (чей тезка, библейский Йоав был главнокомандующим царя Давида, взявшим Иерусалим) – посттравма и иллюзии, замешанные на мифе о герое Гекторе, защитнике Трои. Видно, таковым он себя и воображает, когда устраивается работать охранником в израильское посольство и когда учит французский в OFII. Но ведь научиться говорить на языке великих философов еще не значит расстаться с собственной идентичностью и стать французом. Сначала надо взять другую крепость – самого себя.

«Frantz» Франсуа Озона

В этой картине сходятся черное и белое (хотя невзначай, того и гляди, вдруг проглянет цветное исподнее), витальное и мортальное, французское и немецкое. Персонажи переходят с одного языка на другой и обратно, зрят природу в цвете от избытка чувств, мерещат невесть откуда воскресших юношей, играющих на скрипке, и вообще чувствуют себя неуютно на этом черно-белом свете. Французы ненавидят немцев, а немцы французов, ибо действие происходит аккурат после Первой мировой. Разрушенный войной комфортный мир сместил систему тоник и доминант, и Франсуа Озон поочередно запускает в наши (д)уши распеваемую народным хором «Марсельезу» и исполняемую оркестром Парижской оперы «Шехерезаду» Римского-Корсакова. На территории мучительного диссонанса, сдобренного не находящим разрешения тристан-аккордом, и обретаются герои фильма. Оттого распутать немецко-французскую головоломку зрителю удается далеко не сразу. 

«Патерсон» Джима Джармуша

В этом фильме всё двоится: стихотворец Патерсон и городишко Патерсон, bus driver и Адам Драйвер, волоокая иранка Лаура и одноименная муза Петрарки, японец Ясудзиро Одзу и японец Масатоси Нагасэ, черно-белые интерьеры и черно-белые капкейки, близнецы и поэты. Да, здесь все немножко поэты, и в этом как раз нет ничего странного. Потому что Джармуш и сам поэт, и фильмы свои он складывает как стихи. Звуковые картины, настоянные на медитации, на многочисленных повторах, на вроде бы рутине, а в действительности – на нарочитой простоте мироздания. Ибо любой поэт, даже если он не поэт, может начать всё с чистого листа.

«Ужасных родителей» Жана Кокто

Необычный для нашего пейзажа режиссер Гади Ролл поставил в Беэр-Шевском театре спектакль о французах, которые говорят быстро, а живут смутно. Проблемы – вечные, старые, как мир: муж охладел к жене, давно и безвозвратно, а она не намерена делить сына с какой-то женщиной, и оттого кончает с собой. Жан Кокто, драматург, поэт, эстет, экспериментатор, был знаком с похожей ситуацией: мать его возлюбленного Жана Маре была столь же эгоистичной.
Сценограф Кинерет Киш нашла правильный и стильный образ спектакля – что-то среднее между офисом, складом, гостиницей, вокзалом; место нигде. Амир Криеф и Шири Голан, уникальный актерский дуэт, уже много раз создававший настроение причастности и глубины в разном материале, достойно отыгрывает смятенный трагифарс. Жан Кокто – в Беэр-Шеве.

Новые сказки для взрослых

Хоть и пичкали нас в детстве недетскими и отнюдь не невинными сказками Шарля Перро и братьев Гримм, знать не знали и ведать не ведали мы, кто все это сотворил. А началось все со «Сказки сказок» - пентамерона неаполитанского поэта, писателя, солдата и госчиновника Джамбаттисты Базиле. Именно в этом сборнике впервые появились прототипы будущих хрестоматийных сказочных героев, и именно по этим сюжетам-самородкам снял свои «Страшные сказки» итальянский режиссер Маттео Гарроне. Правда, под сюжетной подкладкой ощутимо просматриваются Юнг с Грофом и Фрезером, зато цепляет. Из актеров, коих Гарроне удалось подбить на эту авантюру, отметим Сальму Хайек в роли бездетной королевы и Венсана Касселя в роли короля, влюбившегося в голос старушки-затворницы. Из страннейших типов, чьи портреты украсили бы любую галерею гротеска, - короля-самодура (Тоби Джонс), который вырастил блоху до размеров кабана под кроватью в собственной спальне. Отметим также невероятно красивые с пластической точки зрения кадры: оператором выступил поляк Питер Сушицки, явно черпавший вдохновение в иллюстрациях старинных сказок Эдмунда Дюлака и Гюстава Доре.
Что послушать

Kutiman Mix the City

Kutiman Mix the City – обалденный интерактивный проект, выросший из звуков города-без-перерыва. Основан он на понимании того, что у каждого города есть свой собственный звук. Израильский музыкант планетарного масштаба Офир Кутель, выступающий под псевдонимом Kutiman, король ютьюбовой толпы, предоставляет всем шанс создать собственный ремикс из звуков Тель-Авива – на вашей собственной клавиатуре. Смикшировать вибрации города-без-перерыва на интерактивной видеоплатформе можно простым нажатием пальца (главное, конечно, попасть в такт). Приступайте.

Видеоархив событий конкурса Рубинштейна

Все события XIV Международного конкурса пианистов имени Артура Рубинштейна - в нашем видеоархиве! Запись выступлений участников в реситалях, запись выступлений финалистов с камерными составами и с двумя оркестрами - здесь.

Альбом песен Ханоха Левина

Люди на редкость талантливые и среди коллег по шоу-бизнесу явно выделяющиеся - Шломи Шабан и Каролина - объединились в тандем. И записали альбом песен на стихи Ханоха Левина «На побегушках у жизни». Любопытно, что язвительные левиновские тексты вдруг зазвучали нежно и трогательно. Грустинка с прищуром, впрочем, сохранилась.
Что почитать

«Год, прожитый по‑библейски» Эя Джея Джейкобса

...где автор на один год изменил свою жизнь: прожил его согласно всем законам Книги книг.

«Подозрительные пассажиры твоих ночных поездов» Ёко Тавада

Жизнь – это долгое путешествие в вагоне на нижней полке.

Скрюченному человеку трудно держать равновесие. Но это тебя уже не беспокоит. Нельзя сказать, что тебе не нравится застывать в какой-нибудь позе. Но то, что происходит потом… Вот Кузнец выковал твою позу. Теперь ты должна сохранять равновесие в этом неустойчивом положении, а он всматривается в тебя, словно посетитель музея в греческую скульптуру. Потом он начинает исправлять положение твоих ног. Это похоже на внезапный пинок. Он пристает со своими замечаниями, а твое тело уже привыкло к своему прежнему положению. Есть такие части тела, которые вскипают от возмущения, если к ним грубо прикоснуться.

«Комедию д'искусства» Кристофера Мура

На сей раз муза-матерщинница Кристофера Мура подсела на импрессионистскую тему. В июле 1890 года Винсент Ван Гог отправился в кукурузное поле и выстрелил себе в сердце. Вот тебе и joie de vivre. А все потому, что незадолго до этого стал до жути бояться одного из оттенков синего. Дабы установить причины сказанного, пекарь-художник Люсьен Леззард и бонвиван Тулуз-Лотрек совершают одиссею по богемному миру Парижа на излете XIX столетия.
В романе «Sacré Bleu. Комедия д'искусства» привычное шутовство автора вкупе с псевдодокументальностью изящно растворяется в Священной Сини, подгоняемое собственным муровским напутствием: «Я знаю, что вы сейчас думаете: «Ну, спасибо тебе огромное, Крис, теперь ты всем испортил еще и живопись».

«Пфитц» Эндрю Крами

Шотландец Эндрю Крами начертал на бумаге план столицы воображариума, величайшего града просвещения, лихо доказав, что написанное существует даже при отсутствии реального автора. Ибо «язык есть изощреннейшая из иллюзий, разговор - самая обманчивая форма поведения… а сами мы - измышления, мимолетная мысль в некоем мозгу, жест, вряд ли достойный толкования». Получилась сюрреалистическая притча-лабиринт о несуществующих городах - точнее, существующих лишь на бумаге; об их несуществующих жителях с несуществующими мыслями; о несуществующем безумном писателе с псевдобиографией и его существующих романах; о несуществующих графах, слугах и видимости общения; о великом князе, всё это придумавшем (его, естественно, тоже не существует). Рекомендуется любителям медитативного погружения в небыть.

«Тинтина и тайну литературы» Тома Маккарти

Что такое литературный вымысел и как функционирует сегодня искусство, окруженное прочной медийной сетью? Сей непростой предмет исследует эссе британского писателя-интеллектуала о неунывающем репортере с хохолком. Появился он, если помните, аж в 1929-м - стараниями бельгийского художника Эрже. Неповторимый флёр достоверности вокруг вымысла сделал цикл комиксов «Приключения Тинтина» культовым, а его герой получил прописку в новейшей истории. Так, значит, это литература? Вроде бы да, но ничего нельзя знать доподлинно.

«Неполную, но окончательную историю...» Стивена Фрая

«Неполная, но окончательная история классической музыки» записного британского комика - чтиво, побуждающее мгновенно испустить ноту: совершенную или несовершенную, голосом или на клавишах/струнах - не суть. А затем удариться в запой - книжный запой, вестимо, и испить эту чашу до дна. Перейти вместе с автором от нотного стана к женскому, познать, отчего «Мрачный Соломон сиротливо растит флоксы», а правая рука Рахманинова напоминает динозавра, и прочая. Всё это крайне занятно, так что... почему бы и нет?
Что попробовать

Тайские роти

Истинно райское лакомство - тайские блинчики из слоеного теста с начинкой из банана. Обжаривается блинчик с обеих сторон до золотистости и помещается в теплые кокосовые сливки или в заварной крем (можно использовать крем из сгущенного молока). Подается с пылу, с жару, украшенный сверху ледяным кокосовым сорбе - да подается не абы где, а в сиамском ресторане «Тигровая лилия» (Tiger Lilly) в тель-авивской Сароне.

Шомлойскую галушку

Легендарная шомлойская галушка (somlói galuska) - винтажный ромовый десерт, придуманный, по легенде, простым официантом. Отведать ее можно практически в любом ресторане Будапешта - если повезет. Вопреки обманчиво простому названию, сей кондитерский изыск являет собой нечто крайне сложносочиненное: бисквит темный, бисквит светлый, сливки взбитые, цедра лимонная, цедра апельсиновая, крем заварной (патисьер с ванилью, ммм), шоколад, ягоды, орехи, ром... Что ни слой - то скрытый смысл. Прощай, талия.

Бисквитную пасту Lotus с карамелью

Классическое бельгийское лакомство из невероятного печенья - эталона всех печений в мире. Деликатес со вкусом карамели нужно есть медленно, миниатюрной ложечкой - ибо паста так и тает во рту. Остановиться попросту невозможно. Невзирая на калории.

Шоколад с васаби

Изысканный тандем - горький шоколад и зеленая японская приправа - кому-то может показаться сочетанием несочетаемого. Однако распробовавшие это лакомство считают иначе. Вердикт: правильный десерт для тех, кто любит погорячее. А также для тех, кто недавно перечитывал книгу Джоанн Харрис и пересматривал фильм Жерара Кравчика.

Торт «Саркози»

Как и Париж, десерт имени французского экс-президента явно стоит мессы. Оттого и подают его в ресторане Messa на богемной тель-авивской улице ха-Арбаа. Горько-шоколадное безумие (шоколад, заметим, нескольких сортов - и все отменные) заставляет поверить в то, что Саркози вернется. Не иначе.

Коллекционеры (огней) теней

07.12.2014

Заигрывать с ханукальной эстетикой можно не только негасимыми огнями, но и психоделическими тенями, и клубящимся дымом. Что только добавляет интриги. Посему и наблюдается такой ажиотаж в музеях, где в дни Хануки проходят самые неожиданные выставки  

…В Израильском Музее дизайна

Каждый переступивший порог музея в дни Хануки сможет принять участие в детективном квесте по выставке «Нью-кутюр» Ирис ван Херпен, разгадывая дизайнерские коды с помощью затейливых трехмерных «ключей», простого наблюдения и забытого ныне метода дедукции. А это весьма непросто: 30-летняя восходящая звезда фэшн-дизайна из Нидерландов игнорирует любые законы и правила и презирает всё традиционное. Ее называют новой футуристкой – Ирис ван Херпен создала особую эстетику, где сочетаются изящные линии и дикие, необузданные формы, где спорят между собой материалы – вроде металлического шелка, пластика, резины, магнитов, фарфора и углеволокна. Все ее изделия намеренно провоцируют – не случайно эпатажные платья от ван Херпен носит Lady Gaga.

     Платье из коллекции Refinery Smoke («Переработанный дым»)
  
Фото: Bart Oomes, No 6 Studios.© Iris van Herpen & Groninger Museum

Ее модели больше похожи не на одежду, а на архитектуру будущего. Порой они напоминают живые организмы, космических пришельцев или египетских мумий. В одной из коллекций ван Херпен под названием «Микроскопические организмы» особенно выделяются ботильоны на клыкастых подошвах, отлитых из фибергласа и карбонового волокна, и платья, напоминающие клубок переплетенных змей. По словам Ирис, ее наряды должны одновременно притягивать (для этого она использует смолу и магниты) и отталкивать (эту функцию выполняют смотрящие вовне шипы, клыки и прочее нечто, напоминающее усики насекомых). В общем, границы материального мира у нее растягиваются настолько, что возникает вопрос: а существуют ли они вообще?

В Израильском музее дизайна представлены сразу девять коллекций, созданных Ирис ван Херпен с 2007 года и по сей день. И в каждой из них она играет по своим правилам: ее «Нью-кутюр» – это кутюр против кутюра. Сложные трехмерные платья-скульптуры, навеянные макросъемкой живых клеток и микроорганизмов; hand-made и новейшие технологии; алхимия дыма и водных брызг. Немудрено, что Ирис участвует во многих биеннале современного искусства, а иные из ее моделей заняли прочное место в музеях. Теперь – и в Израильском музее дизайна. Если не удастся выбраться туда на Хануку, не печальтесь: выставка Ирис ван Херпен открыта до 7 марта следующего года. 

         

                Платье из коллекции Capriole («Каприоль»)
          Фото: Ingrid Baars. © Iris van Herpen & Groninger Museum


…В Иерусалимском музее науки

Как и положено научному учреждению, Иерусалимский музей имени Блюмфильда встречает Хануку мудреными экспериментами «с огоньком». Посвящены они одной теме – взаимодействию света, теней и огня, а также забавной игре слов – если учитывать экспозицию «Игры света и тени в доме профессора Арчибальда Тени». Для этого в одном из музейных залов воссоздана атмосфера дома вымышленного французского профессора – исследователя, мечтателя и коллекционера теней. Экспонаты размещены в помещении величиной в 600 кв.м, обставленном в стиле парижской виллы. В мире теней посетителей ожидают десятки интерактивных экспонатов, позволяющих поэкспериментировать с зыбкими силуэтами, окунуться в игру света и тьмы и, наконец, получить возможность управлять самой тенью. Вся выставка погружена во мрак, а свет исходит непосредственно от самих работ. На протяжении всех праздничных дней профессор Арчибальд Тени будет лично проводить экскурсии по «своему» дому.

Еще одна новая выставка – MakeLight – представляет интерактивные работы дизайнеров, в основе которых лежит использование световых технологий. Посетителям доведется наблюдать световую мельницу, сооруженную на основе использования светодиодов, скульптуры из теней, изготовленных на основе технологии, разработанной компанией «Opaco Art», инсталляцию «Жидкий свет», где психоделические цвета проецируются сквозь разные жидкости, а также светящиеся волчки и «фонари тьмы». Стоит обратить внимание и на прелюбопытную интерактивную композицию Shape the Weather Station, полностью зависящую от метеорологических условий: выполнена она из алюминия и светодиодов, которые меняют цвет в соответствии с температурой, влажностью и давлением.


…В Музее Старого Яффо

В древнем Яффо откроется выставка современной иудаки – ханукальных авторских светильников. Или, по-нашему, ханукиёт, сделанных из керамики, стекла, дерева, металла, в традиционном стиле и в виде чудо-кружев по новейшим технологиям, в виде игрушек, раскладушек и супер-дизайнерских вещиц, «винтажных» и «экологических», технологически продвинутых и очень индивидуальных, разрисованных и разукрашенных, простых и дорогих.

Многие дизайнеры на этой выставке – выпускники факультетов промышленного дизайна «Бецалеля», Холонского Технологического института и «Шенкара». Именно они придумали светильники со стальными пружинами, с лазерной точностью вырезанные из металла и напоминающие часовые механизмы; светильники в технике фрезеровки и гравировки или фарфорового литья; светильники из дутого стекла, вызывающие ассоциации с лабораторными инструментами; светильники декоративные, сделанные вручную, с вниманием к мелким деталям и к игре света свечей. Разумеется, все эти необычные ханукиёт существуют в единственном экземпляре.



…В Детском музее Холона

Кураторы новой интерактивной выставки в Детском музее Холона задаются риторическим вопросом: «Что такое смешно?». В общем-то, рассуждать о смеховой культуре следует не по-детски, ибо это вовсе не самая беззаботная тема. Однако упомянутые кураторы решили отвлечь население от всего серьезного – хотя бы на время праздника, за что честь им и хвала. В центре экспозиции – тема юмора и претворение его в произведениях искусства, равно как и способы получать удовольствие от смешного.

                             Фото: Таль Киршенбаум                 

Вооружившись передовыми аудиовизуальными технологиями, скакнувшими бесконечно далеко, сотрудники музея предложат детям создать забавные комиксы с использованием специального программного обеспечения, а заодно похохотать над картинами, скульптурами, фотографиями, карикатурами и видеофильмами Шая Азулая, Лео Рэя, Наамы Ааронсон, Орит Бергман, Керен Шпильшер, Алекса Либака, Дорона Соломонса и Амоса Эленбогена. И, наконец, в музейном кинозале юных любителей высокого юмора ожидает знакомство с Чарли Чаплиным и способами передачи образов исключительно языком тела.

…В галерее «Ha'Hava»

Выставка «4 комнаты» в холонской галерее «Ha'Hava» («Ферма») напоминает об озорной комедии 1995 года не только названием и не только черным юморком: каждая из выставок – персональная, соответственно, подготовлены они четырьмя разными художниками (как и новеллы в фильме – четырьмя разными режиссерами). Вот только действие разворачивается не в гостиничных номерах, а в пространствах дома, замаскированного под галерею. У каждого пространства – свои особенности; оттого выставки варьируются в соответствии с характеристиками той или иной комнаты.

«Желтый дом» – так называли в прошлом веке здание, в котором разместилась нынешняя галерея: тогда в нем были три комнаты и двор, который владельцы галереи превратили в четвертую комнату, а само строение перекрасили в оранжевый цвет. Никто не знает точно, когда оно было построено, кто в нем жил и под что его использовали. Известно лишь, что интерьер был выдержан в стиле арабских построек. Сохранился оригинальный пол из разрисованных плиток, который часто можно было встретить в домах Эрец-Исраэль первых десятилетий прошлого века, и стены из силикатного кирпича. Долгие годы здание использовалось как склад, а затем холонская мэрия отреставрировала его и превратила в художественную галерею.

В «4 комнатах» представляют свои работы Рейчел Эрдос, Амир Розенберг, Амир Томашов и Ротем Ритов (она же куратор). Каждая выставка соотносится с пространством – с визуальной и философской точек зрения. Самая маленькая комната досталась хореографу Рейчел Эрдос – оттого в ее перформансе «Крепость» двое танцуют в замкнутом пространстве, ограниченном цветными неоновыми лампами. Дизайнер Амир Розенберг, предположивший, что в «его» комнате кто-то жил, покажет инсталляцию из предметов домашнего обихода. Архитектор Амир Томашов представит в бывшем дворе макет зданий, подчеркивающий контраст между утопическими мирами и полуразрушенным «Желтым домом» – таким, как он выглядел до реставрации. И, наконец, архитектор Ротем Ритов выставит на обозрение яйцо из акрилового геля и клея: по ее словам, яйцо – это символ Святой Земли, следовательно, комната, в которой оно находится, становится священным пространством. Точнее, храмом – ни больше, ни меньше. Не исключено, что тем самым, где восемь дней горело и не кончалось масло.


  КОЛЛЕГИ  РЕКОМЕНДУЮТ
  КОЛЛЕКЦИОНЕРАМ
Элишева Несис.
«Стервозное танго»
ГЛАВНАЯ   О ПРОЕКТЕ   УСТАВ   ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ   РЕКЛАМА   СВЯЗАТЬСЯ С НАМИ  
® Culbyt.com
© L.G. Art Video 2013-2024
Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с письменного разрешения редакции.
programming by Robertson